Чем рынку грозит решение правительства об установке российского софта на смартфоны и компьютеры?

Правительство определилось с правилами предустановки отечественного софта на устройства пользователей. Российские приложения должны будут появиться на всех новые смартфонах, компьютерах и Smart-TV с 1 января 2021 года. Успеют ли продавцы техники подстроиться под новые правила, кто от них выиграет и чего опасаются участники рынка?

Что случилось?

Правительство определилось с правилами предустановки отечественного софта на пользовательские устройства, следует из постановления кабмина. С 1 января 2021 года предустанавливать российский софт нужно будет на смартфоны, планшеты, стационарные компьютеры, ноутбуки, системные блоки и телевизоры с функцией Smart TV.

Закон об обязательной предустановке российских приложений на ввозимые в страну устройства подписал в декабре президент Владимир Путин. Он должен был вступить в силу с 1 июля 2020 года. В совокупности речь идет о десятках миллионов установок программного обеспечения (ПО): только в 2019 году в России было продано 30 млн смартфонов почти на 0,5 трлн рублей, оценивали ранее сети «М.Видео-Эльдорадо» и МТС. Также, по данным «М.Видео–Эльдорадо», россияне в прошлом году приобрели 2,4 млн ноутбуков и 3,6 млн телевизоров с функцией Smart TV. Производители устройств неоднократно жаловались на законопроект и пытались добиться, чтобы его не приняли или отсрочили вступление в силу. В итоге начало действия закона перенесли на 1 января 2021 года из-за пандемии COVID-19. Что будут предустаналивать?

На смартфоны и планшеты власти обязали предустанавливать отечественные приложения из 16 категорий: браузеры, поисковики, соцсети, мессенджеры, электронную почту, картографические сервисы, голосовые помощники, новостные агрегаторы, антивирусы, офисный софт, аудиовизуальные сервисы, программы для онлайн-трансляций и доступа к пользовательскому контенту, платежное приложение «Мир», облачные хранилища, приложение госуслуг, «программы для доступа к ресурсам», включенным в перечень социально значимых интернет-сервисов.

Для компьютеров обязательной будет предустановка только российского браузера, офисного ПО и антивируса, а для Smart TV — браузера, поисковика, соцсети и аудивизуального сервиса. Как будут выбирать приложения?

Конкретные приложения правительство определит на основании рейтинга софта, который до 15 декабря 2020 года должно подготовить Минкомсвязи на основе популярности сервисов. После этого рейтинг будет обновляться раз в год.

Возможные бенефициары

Ранее основными бенефициарами этого законопроекта СМИ называли в первую очередь «Яндекс» и Mail.Ru Group. «Яндекс» развивает «Яндекс.Браузер», «Яндекс. Карты», «Яндекс-Навигатор», а Mail.Ru Group — сервисы Maps.me, браузер Atom, а также соцсети «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой Мир» и мессенджер TamTam. Представители «Яндекса» и Mail.Ru Group отказались от комментариев. Среди российских производителей антивирусов основными игроками являются «Лаборатория Касперского» и «Доктор Веб», а среди производителей картографического и навигационного софта — компании 2ГИС (основной акционер «Сбер») и «Навител». Как ранее писал Forbes со ссылкой на аналитическую записку Goldman Sachs, закон об обязательной предустановке принесет «Яндексу» дополнительно 13,5 млрд рублей доналоговой прибыли. Доходы могут быть еще выше за счет включения в предустанавливаемое поисковое приложение других сервисов через кросс-продажи внутри супераппа — приложения, объединяющего различные сервисы одной экосистемы, отмечал инвестбанк. Кто будет предустанавливать софт?

Предустанавливать приложения должны производители, поставщики или продавцы техники, следует из нового документа кабмина. Они могут непосредственно предустановить софт, разместить на экране «иконку» приложения для загрузки или при первом включении устройства показать пользователю список доступных к установке программ, без возможности пропустить такое диалоговое окно. Как новые правила отразятся на игроках рынка?

Появление постановления в это время является «неуважением к индустрии высоких технологий», потому что без подготовительного периода осуществить такую предустановку невозможно, рассказал Forbes представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК — объединяет Apple, Samsung, Google, LGи др.) Антон Гуськов. После 15 декабря, когда станет понятно, что именно нужно предустановить, до Нового года останется всего две недели, в то время как на такую работу в зависимости от вида техники нужно от 6 до 18 месяцев, объясняет он. «Это время нужно, чтобы переподписать все договоры с вендорами, провести тестирование, производство, импорт. Поскольку после 1 января в России будет запрещена продажа техники, произведенной в 2021 году без предустановленных российских приложений, и можно будет продавать только старую технику, то новинки купить будет невозможно, а старые запасы быстро закончатся. Таким образом, возможен дефицит техники», — предупреждает Гуськов.

Выпускать в ноябре первые пояснения к закону, который изначально планировали запускать в июле 2020 года, это «трагически поздно», согласен директор Ассоциации АПКИТ, председатель Совета Торгово-промышленной палаты России по развитию цифровой экономики Николай Комлев. Правительству желательно быть более последовательными, чтобы не превращать меры поддержки в авральную работу бизнеса, возмущается Комлев. «Устройства, которые мы купим в январе на Рождество, уже произведены. Кто, где и как будет устанавливать на них этот софт, если они уже в контейнерах плывут в Россию — импортер или дистрибутор? Предустановка должна выполнятся на производстве, но производители сделать это уже не успеют. Мне кажется, что с 1 января начать выполнять закон невозможно. Надеюсь, что таможня не пойдет на принцип и не остановит ввоз в страну новой техники по этой причине», — рассуждает он. Вырастет ли цена на устройства?

Ранее производители электроники не раз предупреждали о возможном росте цен после принятия этого закона. Эти опасения частично сохраняются до сих пор. «Полагаю, что принятие закона приведет к удорожанию цены на устройства, но насколько — говорить пока рано», — рассуждает Гуськов. Комлев более оптимистичен — он считает, что рост цен возможен только на первом этапе, если импортеров или дистрибуторов заставят вскрывать упаковки и «что-то туда вручную закачивать». Когда технология установки отечественного ПО встанет на поток, то повышать цены не будет причин, добавил Комлев.

Проблема роста цен на технику и вовсе «надуманная», говорит директор департамента «Мобильные средства связи и умный дом» компании «Марвел-Дистрибуция» Павел Вьюков. Этот процесс не будет занимать ни большого количества времени, ни стоить каких-то значительных финансовых вложений как производителям, так и импортерам, считает он. «Очевидно, что в первую очередь в выигрыше окажутся лидирующие разработчики ПО в своих сегментах — почтовых, навигационных, финансовых. Закон скорее представляет проблему для небольших компаний — производителей собственных брендов», — объясняет он. Какие еще есть опасения?

Разработчики могут жаловаться на субъективность при формировании реестра, говорит Комлев. «Вопрос включения в реестр — вопрос не чисто технологический. И не попавшие в реестр компании будут хуже себя чувствовать в плане конкуренции. Жалобы с их стороны точно будут», — уверен Комлев. По его словам, процесс включения в реестр должен быть максимально открытым. На примере другого реестра — реестра отечественного софта — который функционирует в России не первый год, видно, что некоторые процедуры его формирования до сих пор вызывают споры, говорил Комлев. Кроме того, продолжает он, пока нет и четкого разделения ответственности. «Например, кто будет отвечать перед потребителем, если предустановленное приложение плохо работает: производитель, разработчик или продавец? Кто ответит перед бизнесом, если товар без предустановки задержат на границе в начале января?», — рассуждает он.

Уже после публикации текста заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максим Паршин заявил Forbes, что «депутаты подготовили законопроект о переносе сроков предустановки на 1 апреля 2021 года». В ведомстве рассчитывают, что он будет принят в ближайшее время.