Неужели самый мощный японский бренд, представленный на российском рынке, сматывает удочки? Во всяком случае, в этом уверены не только скептики, но и профильные эксперты. Портал «АвтоВзгляд» выяснил, так ли это на самом деле.

Японская Toyota, включая премиальную марку Lexus, переживает тяжелые времена в России. Переживет ли? Дело в том, что компания совсем не планировала «замораживать» бизнес в нашей стране, о чем даже заявляла официально. Однако поставки автомобилей из-за границы в одночасье прекратились, а конвейер в Санкт-Петербурге встал на паузу: предприятие остановилось, сотрудники отправились в простой, как, впрочем, частично сократились кадры и заработные платы в российском представительстве бренда.

Складские площадки верно и отнюдь не медленно стали пустеть, сдулись и дилерские запасы автомобилей. А недавняя весть о закрытии автозавода и вовсе повергла в ужас, как самих работников, так и многочисленных клиентов. Следующий шаг — полное прекращение деятельности в нашей стране. Хотя, напомним, что Toyota подобный исход событий опровергает. Более того: гарантирует обслуживать потребителей и их машины в рамках всех ранее принятых на себя обязательств.

Однако вспомним General Motors, а затем и Renault, которые тоже вроде бы не планировали бросать на произвол судьбы и дилеров, и потребителей. Что в итоге? Дилерские центры закрываются, выжимая последнее за счет ТО и продажи запчастей, а в ряде случаев клиентов попросту «кидают» на гарантию. А что: иди, жалуйся. Только вопрос: куда? Да, суд еще может разрешить спорные вопросы не в пользу дилера, но пока он будет выносить свои решения, этот самый дилер успеет не раз помахать всем ручкой. Что, собственно, и происходит.

На что же пойдет авторитетная японская марка под давлением своих, причем явно не настроенных на дружбу народов? Сейчас российский офис Toyota готовится к реструктуризации. Похоже, какое-то время японцы действительно будут следить за осуществлением постпродажного обслуживания. Но как долго — большой вопрос.

Впрочем, есть вариант «обойти» угрожающие кулаки, чтобы сохранить и имя, и деньги. К примеру, наладить поставки через окно параллельного импорта, а производство — у соседей. К слову, министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Каирбек Ускенбаев заявил, что в настоящий момент уже обсуждается возможность переноса российской машиностроительной площадки в Казахстан, причем без участия в переговорах властей обоих государств. Диалог ведется исключительно на уровне бизнесменов.

Правда, не факт, что даже после этого нам достанутся японские автомобили, выпущенные под местным флагом. Дабы не попасть под вторичные санкции Казахстану попросту не выгодно осуществлять торговлю с Россией, о чем сообщил глава местного МИД Мухтар Тлеуберди. По крайней мере, пока. Но, как мы знаем, нет ничего более постоянного, чем временное.

Нелишним будет добавить, что и без всяких санкций усугубившийся кризис полупроводников невероятно больно ударил по японской марке. Из-за нехватки компонентов Toyota вынуждена замораживать производство автомобилей и прием заказов на различные модели, причем на глобальном рынке. Да что там, если клиентам даже стали возвращать деньги, внесенные за будущую покупку, которая рискует не состояться. Про финансовые и репутационные потери, полагаем, не стоит даже говорить.

А потому остановка деятельности в отдельно взятой России, пусть и усугубит ситуацию, но не сделает ее критичной. Она, как уже было сказано, и так не радужная. И с большой долей вероятности можно полагать, что японцы рано или поздно окончательно свернут свой бизнес в нашей стране. Причем, скорее рано, чем поздно.