Subscribe.ru

Возможно, криминал!

Возможно, криминал!

Ждать седьмой части игры Yakuza об увлекательной жизни японских мафиози еще долго. Тем временем компания Sega выпустила спин-офф серии — Judgment, в котором главную роль играет не токийский гангстер, а частный детектив. «Лента.ру» рассказывает, как живется японскому детективу.

Свежая струя

Каждая игра из серии Yakuza — это всегда захватывающая сказка об изнанке Токио, о преступных синдикатах, взаимоотношениях между кланами и семьями организованной преступности, замешанная на гротескных образах и немыслимых приключениях. Каждая из них — это файтинг, от которого дымятся кнопки геймпада. Каждая, но не Judgment.

О том, каким образом шел процесс ее разработки, можно судить только снаружи, но картина вырисовывается достаточно ясная. После выхода заключительной серии приключений благородного мстителя Кадзумы Кирю, вершащего справедливость на улицах вымышленного района Токио Камуротё, помогающего слабым и наказывающего негодяев, создатели серии, похоже, оказались на распутье. Да, грядет новая часть Yakuza — на этот раз уже без Кирю, с новым протагонистом (впрочем, тоже мафиози) — и надо как-то обратить внимание игроков, до этого не игравших ни в одну из игр серии.

И тогда в чьей-то голове рождается гениальный план: а что если в преддверии новой части, выпустить побочную историю, которая разворачивается там же, в том же квартале Токио, но с другим главным героем, причем не якудзой? В самом деле, модель квартала у нас уже есть, что упрощает задачу, модели жителей — тоже, механика боев отработана… А вместо якудзы у нас будет, скажем, частный детектив, а звать его будут, предположим, Такаюки Ягами. Почему бы и нет?

Что касается сюжета… Давайте сделаем так, чтобы в прошлом он был очень успешным адвокатом, настолько успешным, что отмазал настоящего отморозка, который, освободившись в зале суда, тут же приехал домой, замочил свою девушку и поджег квартиру. Теперь, конечно, после такого позора, он просто не может продолжать адвокатскую карьеру и открывает свое детективное агентство.

А чтобы постоянные поклонники не грустили, приставим к нему напарника, бывшего якудзу, который всеми своими повадками напоминает Кирю. И они будут расследовать дело загадочного серийного убийцы, пересекаясь с интересами кланов токийских мафиози, загадочных робингудствующих шаек воров-мстителей и всем таким подобным и выполняя забавные побочные задания жителей Камуротё. Чем не заявка на успех?

Несчастный детектив

Возможно, если бы этим дело ограничилось, создатели Judgment просто бы оставили старую механику геймплея — динамичный экшен, разбавленный интересными сюжетными роликами — так бы все и получилось. Но нет.

Поскольку Ягами прежде всего детектив, то ему, как рассудили разработчики, просто раздавать всем тумаки направо и налево будет не к лицу. Пусть занимается тем, чем должен заниматься частный детектив!

И вот именно это полностью ставит с ног на голову привычный, но обкатанный и отполированный геймплей. Можно вспомнить игру L.A. Noire, в которой приходилось идти по следу преступника, допрашивать свидетелей и подозреваемых, выслеживать их… Да, вероятно именно на нее ориентировались создатели Judgment, но в результате получилось совсем не то. Большую часть времени игроку приходится играть в совершенно бессмысленные мини-игры. Они ощущаются как полностью выдранные из контекста, тормозящие экшен и просто раздражающие.

Допрос подозреваемого? Его невозможно запороть. В чем же тогда смысл? Просто в том, чтобы задать вопросы в должной последовательности, и тогда игрок получает дополнительные баллы опыта. Если сделать это в другом порядке, это никак не повлияет на сюжет, — просто не получите эти самые баллы.

Подкрепить свои заявления доказательствами? Пожалуйста, вот на выбор несколько фактов, и игроку надо выбрать правильный. Выбрал неправильный? Не беда, попробуй еще раз. И еще раз (впрочем, обычно никаких проблем с выбором нет, все достаточно очевидно).

Отдельное мучение — поиск доказательств. Выглядит это примерно так: игрока запирают в определенном замкнутом пространстве на картине преступления и предлагают найти определенные предметы, фокусируясь на отдельных клочках пространства. Конечно, можно возразить, что эта мини-игра развивает логическое мышление. Например, где может быть упаковка от торта, который, предположительно, съел сотрудник адвокатской конторы, где когда-то работал Ягами (да, есть и такое «расследование»)? Конечно, скорее всего, в мусорном ведре возле рабочего места подозреваемого! Но в итоге все это только раздражает и воспринимается как совершенно неоправданное препятствие в продвижении по сюжетной линии.

Точно так же выглядят и остальные «детективные» активности: запустить дрон, чтобы найти нужного персонажа в многоэтажном здании, переодевшись, прокрасться в штаб-квартиру якудзы, поработать отмычкой в замке, проследить за движением подозреваемого, поминутно прячась только в предназначенных для этого местах, чтобы тот не заметил Ягами… И самое главное, иногда просто все хочется бросить — не потому, что эти мини-игры жутко сложные, а потому, что их так много и они составляют большую часть геймплея.

С ноги

Если бы всего этого не было, Judgment бы определенно только выиграла. Надо отметить, что боевая система — всегда сильная в играх серии — здесь доведена до нового уровня совершенства.

В отличие от предыдущих частей, Ягами способен не только махать руками и ногами, колошматить врагов подручными предметами и проводить комбо, но делать подсечки, удары, отталкиваясь от стены, перепрыгивать через оппонента, нанося удары из-за спины. Все это сделано настолько круто, что от боев (которые по описанным выше причинам случаются намного реже, чем в других играх Yakuza) получаешь настоящее удовольствие.

Как это было и прежде, во время перебежек от задания к заданию на протагониста нападают гопники, якудза и прочие группки недобросовестных граждан. Но здесь встает вопрос: а какого, собственно черта? В отличие от Кирю, внешность которого сама по себе бросает вызов окружающим, Ягами больше похож на уже немолодого, но ничем не примечательного на общем фоне модника. И почему его так и норовит разделать под орех очередная гоп-компания — не очень понятно.

Прерванный полет

Что касается сюжета, то и здесь Judgment выглядит на фоне своих предшественников достаточно блекло. Игре определенно не хватает такого яркого протагониста, как Кирю, и Ягами до его уровня определенно не дотягивает. Несмотря на вроде бы яркую и пафосно-трагичную предысторию, практически ни к кому из персонажей не испытываешь эмпатию — и не только из-за того, что продвижение по сюжету постоянно прерывается и тормозится бесконечными и бессмысленными детективными мини-играми.

Сложно описать почему, но настолько же пафосные и дурацкие похождения Кирю сразу находят отклик в душе, а тут смотришь — ну что за бред? Такого быть не может. От сказочной атмосферы Камуротё, которая обволакивает и погружает в себя в предыдущих играх, через некоторое время начинает откровенно подташнивать.

Как и в них, здесь есть и целая уйма побочных миссий, а также дел, которые Ягами сможет расследовать, повышая таким образом доверие к себе простых граждан и получая за их прохождения определенные призы. И тут опять все упирается в детективные мини-игры. Эти побочные истории — по традиции легкие, забавные, словно хороший анекдот, рассказанный за кружкой пива в баре, из-за них превращаются в достаточно занудный процесс и скучное кнопкодавство.

***

Judgment страстно пытается быть не тем, чем она должна быть, при этом взяв за основу проверенную временем игровую механику и руша привычный, но идеально сбалансированный процесс. Нельзя сказать, чтобы это был однозначный провал разработчиков — сама по себе игра сделана с любовью, тщательностью и вниманием к деталям, но желание сделать что-то принципиально новое определенно не идет ей на пользу.

Несмотря на то что всевозможных мини-игр в Judgment полно (вероятно, создатели понимали, насколько будет скучным весь процесс, если игрокам придется по сто раз повторять три однообразных активности), каждый раз, когда они возникают, хочется буквально крикнуть. Крикнуть: «Да хватит уже, сколько можно! Давайте крушить, ломать челюсти! Покажите уже следующую кат-сцену на полчаса и не прерывайте ее всякими глупостями!»

К сожалению, это не поможет. Остается только ждать седьмой части Yakuza с настоящим мафиози Итибаном Касугой, который отсидел 17 лет в тюрьме и теперь наконец вышел на свободу. К сожалению, Judgment — не самый лучший способ скоротать время до ее выхода.

Михаил Карпов

---------