«Серена» закрепляет за Лоуренс и Купером репутацию одной из лучших экранных пар в современном американском кино. Остаётся только пожалеть, что в третий раз вместе их снял не умный американский режиссёр Дэвид О. Рассел, а датчанка Сюзанн Биер, кажется, способная снимать сильные картины только у себя на родине. Попадая же под давление голливудских продюсеров, Сюзанн теряется.

Уже начало фильма вызывает подозрения — настолько небрежно, неубедительно, топорно знакомят с владельцем небольшой лесопилки Пембертоном, потом с гордой наездницей Сереной, потом — секс, свадьба, родной лес, эй, погодите, не гоните лошадей. Вот сестра говорит герою, что ему не по зубам эта девушка, минуту спустя, как в дешёвой женской литературе, после фразы «будьте моей женой» они обещают любовь до гроба и начало новой эры. Учитывая, как поверхностно всё раскрыто, как сумбурно завязывается и развивается действие дальше — изначально воспринимаешь героя Купера исключительно легкомысленным, наивным дураком, а его жену с мрачным прошлым — опасной психопаткой.

В принципе, дальше по сюжету они такими и становятся, но ведь не сразу, «Серена» — это всё-таки не история о больных на голову людях, а большая трагедия, в которой любовь и глупости по-шекспировски приводят к безумию и смерти. Но режиссёр по какой-то причине не занимается ни персонажами, ни актёрами. Он вообще как будто отсутствует. Любой игре нужна достойная презентация, минута съёмки сумасшедших глаз актрисы не добавит героине логики, не заставит переживать за неё.

В «Серене» сценарий говорит одно, а та же Лоуренс играет другое: по тексту это красивая, сильная, но травмированная девушка, в то время как на экране в самых банальных и ничего не значащих сценах она — погружённая в себя, холодная, что-то утаивающая бомба замедленного действия. Причём это не вина Лоуренс, которая, получив «Оскар», теперь выкладывается везде, даже в «Голодных играх», она и здесь старается, как может, но режиссёра нет, виденья истории нет — и всё уходит впустую.

Происходящее не вызывает ничего, кроме скуки и недоумения, даже когда стерильная костюмированная мелодрама превращается в кровожадную драму, где следопыт Рис Ифанс внезапно примеряет на себя роль Антона Чигура и начинает убивать неугодных. Монтажёр настолько отстранённо, бездумно режет сцены, настолько ровно, как будто ничего из этих событий неважно, и более того — это только прелюдия. Поэтому единственная сцена, которая вызывает хоть какие-то эмоции — когда разъярённый Купер неожиданно долго душит Лоуренс, будто сейчас убьёт её у всех на глазах, в этой грязи, задолго до финала. После чего скрывается, а растерянная Серена встаёт на ноги и, нервно улыбаясь, неуверенно машет ему вслед, как любящая счастливая жена. В одной запачканной ночнушке.

Герой Купера, который в прологе предстаёт почти суперменом, спасая своего рабочего, спустя двадцать минут с лёгкостью берёт на прицел старого друга, и всё обходится без особых душевных терзаний что до, что после. То же самое происходит в финале в поезде, когда у персонажей будто отключаются мозги и память и они становятся не лучше дрессированных собак, которых спускают друг на друга, чтобы потешить зрителей.

В финале «Серены» полно простого, но символизма, не оригинальной, но сильной трагедии, однако всё это, опять же, сливается авторами. Словно полтора часа шёл огромный трейлер, последовательная нарезка всех сюжетных поворотов, которую кто-то ошибочно посчитал за фильм.

Автор: Гоша Берлинский