Subscribe.ru

"Звездная карта": Плохие слова

"Звездная карта": Плохие слова

Кроненберг с недавних пор подался в сатиру, предметами которой явились две из наиболее легко высмеиваемых вещей на свете — капитализм в «Космополисе» и Голливуд в «Звёздной карте». Но если в прозе Дона Де Лилло режиссёр нашёл подходящий материал для того, чтобы создать на экране целую вселенную, связанную особенной инопланетной энергией и предчувствием апокалипсиса, то ему гораздо меньше везёт со сценарием Брюса Вагнера, столь же богатым на диалоги, но при этом не говорящим ровным счётом ничего интересного.

«Звёздная карта» выстроена Вагнером как мыльная опера с прогнившими корнями: здесь приезжающая в Голливуд на автобусе девушка — пироманка-шизофреничка; 13-летняя звезда комедийного франчайза уже успел излечиться от наркозависимости и ныряет рожей в унитаз после вежливых разговоров с продюсерами; стареющая актриса пляшет и смеётся, узнав о смерти маленького ребёнка своей соперницы. Кроненберг, следуя в этом направлении, помещает данный ему гротеск в тихую, стерильную, нарочито лишённую атмосферы обстановку, но, не делая никаких других находок, лишь получает на выходе один из своих самых безыскусных фильмов.

Как человек, мыслящий сугубо оригинально, Вагнер хочет изобразить Голливуд как зловонное болото, только притворяющееся королевством, но чем больше он наносит ленивых ударов ниже пояса, тем очевиднее отсутствие у него хоть какого-то яда и присутствие — одного лишь высокомерного, пустого цинизма; и чем чаще герои вспоминают реальных фигур шоу-бизнеса, гугл, твиттер и фейсбук, тем более архаичной и притуплённой выглядит картина их мира.

По сути, вся идея сатиры в глазах сценариста заканчивается на том, чтобы заставить персонажей как можно чаще говорить и делать извращённые вещи, не выставляя их при этом хоть сколько-нибудь интересными даже в их одномерной ублюдочности. В то же время, усиливающиеся по ходу дела попытки объединить поверхностную комедию с мифологическим пафосом, источником которого служат темы инцеста, призраков и гибели в компьютерном огне, только делают тон самого фильма более шизофреническим. Так до конца и не разобравшись в том, что они всем этим хотели сказать, Вагнер и Кроненберг уходят, оставляя за собой шоу уродов, основное впечатление от которого — апатия. Тоже своеобразное достижение.

Автор: Никита Комаров

---------