Subscribe.ru

"Духлесс 2": Здесь правды нет

"Духлесс 2": Здесь правды нет

Второй «Духлесс» с первым не связывает почти ничего: уверенная, талантливая постановка, что само по себе — большая редкость для российского кино, Козловский в роли некого героя нашего времени и авторское желание сыграть на острых и актуальных социальных проблемах, не покидая рамки абсолютно зрительского кино. В остальном разница огромна. Если первая картина была чередой слабо связанных поверхностных зарисовок о современной России, этаким адаптированным для офисного планктона, облегчённым Пелевиным, с клиповым монтажом и претенциозными диалогами, то вторая картина — это снятый как ролик Dior политический триллер, глубоко влезающий в одну-единственную тему — коррупции — но по ходу дела запутывающийся в собственных словах.

Счастливый финал первой части перечёркнут. Макс сбежал из России на Бали, как только его вызвали свидетелем по уголовному делу, а «свидетелей у нас в стране не бывает». Сбежал один, потому что баба оказалась дура, но он обещал её ждать.

Первое и довольно продолжительное время кажется, что Прыгунов снимает красивую рекламу эмиграции из России: сёрфинг, свобода, красивые девочки, мотоцикл и добрый мужик из Нормандии — вот эта вся романтическая, идеалистическая акуна матата буквально накрывает, как те бесконечные морские волны. Из этого рая Макса и зрителя выдергивают резко и неожиданно. На первый взгляд, даже изящно и ловко.

После чего начинается современный «Уолл-стрит», в котором однажды к собственному удивлению перестаёшь понимать, как относиться к подавляющему большинству персонажей. И вовсе не потому, что под музыкальный ремикс на Бродского одним махом обе стороны конфликта, между которыми оказался зажат герой, перекрашиваются в один чёрный цвет жуликов и воров. А потому что ближе к развязке, когда приходит время распутывать сюжетный клубок, более-менее стройная изобличительная критика начинает давать трещину. В финале же и вовсе каждая сцена и реплика приобретает характер аккуратного, многозначительного многоточия, которые понимай как хочешь.

Здесь генералы сажают воров, чтобы тоже воровать, они шантажируют, обманывают, трахаются на служебном столе и слушают стихи таких же недалёких любовниц с погонами. Топ-менеджеры госкомпаний воруют, потому что «таковы сегодняшние реалии», но параллельно задвигают речи о встающей с колен, прогрессивной, современной России. И вроде бы они даже искренне пытаются продвигать идеи молодых интеллектуалов, что, впрочем, не мешает этих стартаперов грабить и выставлять на улицу. Здесь вчерашняя эко-террористка выходит замуж за миллионера, превращаясь в пушкинскую Татьяну и Чулпан Хаматову одновременно, которой лишь бы денег на фонд для детей давали, а эти ваши политические игры ей пофигу. И в то же время именно она помогает Максу в решающий момент (плюс, карьерист из МВД, который полушутя как-то произносит, что ждёт, когда «Россия будет везде»). Остаётся только решать, кто из этих лицемеров и уродов «более лучший».

«Духлесс 2» — самое основательное и яркое за последнее время (пожалуй, со времён «Бориса Годунова») киновысказывание о России как прогнившем государстве, где все телодвижения в Кремле, госкомпаниях, правоохранительных органах совершаются лишь затем, чтобы поделить, разделить, переделить и распилить госбюджет. В этом смысле картина легко уделывает куда более неглубокое и голословное кино «Левиафан». Но в то же время, когда на сцене появляется царь, всё авторское красноречие куда-то пропадает. Как будто он где-то там, отдельно существует.

И либо авторы действительно считают, что царь — он добрый, просто народ такой вороватый — был, есть и будет, как Салтыков-Щедрин говорил. Тем более, что и в первом фильме Путин предстал в стёбном, но всё-таки положительном образе Бэтмена, дающего полезные советы и бдящего за порядком по ночам, потому что если не он, то кот. Либо всё это настолько тонко, чтобы просто не получить по шапке. Потому что иначе странно видеть, как вчерашний инноватор и вор превращается в дауншифтера, а другой дауншифтер, свободолюбивый и честный, принимается цитировать Мартина Лютера Кинга под песню оппозиционного Васи Обломова, выступая на сцене прокремлёвской партии. Всё-таки это сюр, и если он ненамеренный, то героем нашего времени вновь оказался Иван-дурак.

Автор: Гоша Берлинский

---------