В прокате «Ч/Б» — фантастическая комедия о дружбе, снятая в жанре роуд-муви с кавказским колоритом и Сергеем Маковецким в роли «восточного авторитета».

И Ярику (Алексей Чадов), и Нурику (Мераб Нинидзе) в один и тот же день пришло в голову ограбить «восточного авторитета» Алхана (Сергей Маковецкий). Внезапное столкновение друг с другом приводит к непредвиденным последствиям: Ярик случайно закалывает ножом Нурика, после чего мгновенно оказывается непонятно где на моторной лодке вместе с покойником. Нурик вовсе не воскрес чудесным образом, а просто был мгновенно послан обратно на землю на пять дней в качестве ангела-хранителя Ярика. Юмор Всевышнего проявляется в том, что Ярик — убежденный националист, а Нурик — кавказец и ближайшие несколько дней им придется провести вместе. Из вещей у них лишь телепортатор с западающей кнопкой, который постоянно переносит героев не туда, куда им нужно, и украденный у Алхана сейф, который Нурик продолжает таскать с собой даже после смерти и за которым охотится Алхан.

Фантастическую комедию дебютанта Евгения Шелякина «Ч/Б» заметили на «Кинотавре-2014», где она была номинирована на главный приз, затем фильм вошел в программу 36-го ММКФ, а чуть позже Мераб Нинидзе получил награду за лучшую мужскую роль второго плана на международном «Созвездии» в Орле. Евгений Шелякин и Андрей Галянов (до «Ч/Б» оба специализировались на сериалах), в соавторстве написавшие сценарий, удивительным образом смогли преподнести невероятно острую в России тему национализма в теплых тонах.

Несмотря на то что в самом начале в картине, хоть и ненамеренно, националист убивает кавказца, по ходу повествования это досадное недоразумение абсолютно забывается, чтобы вновь напомнить о себе лишь в финале.

Согласно законам жанра, роуд-муви в основном состоит из встреч с разными интересными людьми по пути, одним из которых является, например, одинокий кавказский старик. Пару дней назад у него украли осла — незадачливые путешественники случайно его находят у дальнобойщика и приводят к тому же дедушке с логичным намерением — продать. Под дулом ружья они в итоге сначала косят траву у дома, а затем угощаются вкуснейшими кавказскими блюдами и играют в карты, доступно раскрывая на экране хорошие традиции Кавказа.

«Восточный авторитет» Алхан, выступающий в фильме в роли главного антагониста, тоже не так прост. Он не перестает смущать афоризмами из Достоевского, Вольтера и Андре Моруа своих, опять же согласно жанру, тупых компаньонов.

А за сейфом охотится не потому, что там деньги, а потому, что тот принадлежал когда-то самому Гоголю (что, разумеется, неправда).

В итоге забавное роуд-муви, сдобренное хорошими шутками, портят, пожалуй, только две вещи. Это обилие абсолютно лишних эпизодов-флешбэков, в которых герой Чадова вспоминает свою возлюбленную (Мария Андреева), и неправдоподобность образовавшейся всего за несколько часов общения дружбы между убежденным националистом и кавказцем, что делает фильм неоднозначным. Подобную легкость можно было бы списать на непроработанность сценария, но это, скорее всего, осознанный ход. Ярик и Нурик вопреки ожиданиям не становятся жертвами набивших оскомину клише (один обязательно должен быть хорошим, другой — плохим), а предстают многогранными героями, способными перешагнуть через свои убеждения.

В отличие от другого наиболее яркого российского фильма о национализме — «России 88» Павла Бардина, — скинхеды здесь убивают и унижают только на словах в паре историй Ярика, а свою нетерпимость проявляют исключительно отказываясь сажать «черного» в свою машину. У Бардина двигателем сюжета была история Ромео и Джульетты на националистический лад, а у Шелякина — классическая крепкая мужская дружба, проверяющаяся временем и совместным попаданием в опасные и смешные ситуации.

Именно поэтому комедия и фантастическая: в реальной жизни такой расклад вряд ли возможен.

К счастью, в «Ч/Б» нет и намека на то, чтобы кого-то наставить на путь истинный — любая мораль мгновенно погубила бы весь фильм. Герои с экрана рассказывают только свои личные истории, каждая из которых не кавказская и не националистическая, а попросту человеческая. Ярик, например, наглядно узнает, что Нурику тоже отнюдь не нравятся танцующие лезгинку кавказцы, Нурик видит, что Ярик не бросит его в беде, а Алхан выносит урок о том, что нельзя безнаказанно называть людей тупыми, даже если они твои подчиненные. Лучше чем сам режиссер и не скажешь — «современная сказка для взрослых современных людей на взрослую тему».

Автор: Дарья Слюсаренко