Subscribe.ru

"Энни": Щас спою!

"Энни": Щас спою!

«Принцессами не рождаются» — этот мечтательно-безапелляционный слоган украшает постеры «Энни». А знают ли голливудские сказочники, что и мюзиклами не рождаются? Скорее всего, даже не подозревают. Вероятно, мюзикл для них — лишь воспоминание о славном кинематографическом прошлом, повод пригласить леди Гага с музыкальным этюдом на оскаровскую церемонию или заработать пригоршню долларов на выпуске очередного коллекционного DVD c комментариями режиссёра и «редкими кадрами со съёмочной площадки» к юбилею знаменитого музыкального кинохита. Современные кинематографисты не обращаются к мюзиклу, как к единственно возможной кинематографической лексике, наиболее подходящей для экранного воплощения их замысла, мюзикл для них — не жанр, а только слово на рекламном постере.

Тут стоит оговориться, что у создателей «Энни» получилась милая, музыкальная история о бойкой, очаровательной сиротке, где все поют хорошо и танцуют с удовольствием, Кэмерон Диас веселит публику репризой «А кто вообще такой Джордж Клуни?» В полку трогательных историй для семейного просмотра прибыло. Вот только это совсем не мюзикл. И даже не тень бродвейского хита, а всё потому, что создатели «Энни» так до конца и не решили: снимают они настоящий мюзикл или пародию на популярный жанр. Из-за этого и зритель чувствует себя немного не в своей тарелке, ведь все музыкальные номера в «Энни» исключительно иллюстративны, что всегда крайне губительно для мюзикла.

Музыкальные номера в фильме Уилла Глака не рассказывают историю героев, не передают их настроение, а лишь весьма прямолинейно иллюстрируют сюжет и персонажей, из-за чего музыкальные сцены рискуют даже любителям жанра показаться чужими на празднике жизни малышки Энни и благородного Джейми Фокса. Получается, что персонажи поют и танцуют везде — в вертолёте, на улице, в доме, на празднике и во время генеральной уборки, а всё без толку — в мюзикл картина так и не превращается.

Конечно, далеко не каждый современный зритель готов с киноманским радушием встретить жанр в чистом виде, но что должна чувствовать публика, если авторы сами до конца не определились: героиня сейчас поёт о мечте потому, что живёт по законам жанра и ей ещё со времён бродвейского хита положено петь об исполнении желаний, или потому, что пришла пора иронизировать над самым ритмичным жанром в мире, простоте и наивности его сюжетов, и как говорит героиня Кэмерон Диас: «Все любят мюзиклы: вот кровать, а вот окно, ты хороший, ты — фуфло»?

Всё самое живое и забавное в фильме как раз и относится к эпизодам, где авторы стараются шутить: больше всего с комедийными сценами повезло Кэмерон: «А почему все поют?» «Попридержи коней, дорогая, это не твой музыкальный номер». Немного ироничного баловства позволяет себе и Джейми Фокс, но происходит это крайне редко, потому что большую часть экранного времени персонажи с переменным успехом имитируют беззаботную жизнь героев мюзиклов. И эта целлулоидная игра в имитацию бесконечна: ведь или ты позволяешь своим персонажам пользоваться всеми возможностями и условностями мюзикла как жанра, или ты делаешь тонкую, смешную пародию, но в последнем случае ты должен, как минимум, обладать чувством юмора Блейка Эдвардса.

Режиссёрское дарование Уилла Глака, очевидно, совсем другой природы: ему было бы гораздо уютнее работать в чётко очерченных границах, но то ли продюсеры испугались того, что разбалованная серьёзными комиксами и триде-аттракционами публика не примет чистый, наивный мюзикл, то ли Глак с самого начала решил: очередная экранизация знаменитого бродвейского хита должна обязательно быть слегка ёрнической, но в итоге получилась милая проходная семейная мелодрама, которую спасают только очарование главной героини и эксцентричные выходки персонажа Кэмерон Диас. И даже песни из классической бродвейской постановки кажутся случайными прохожими, заблудившимися в большом городе, мэром которого так хотел стать герой Джейми Фокса.

Автор: Надежда Заварова

---------