По большому счёту, студии «Пиксар» уже пять лет как нет в природе. Благополучно растворившийся в недрах мышиной империи уникальный сплав технологий (создавался «Пиксар» как подразделение ILM Джорджа Лукаса) и творческого задора был положен в основу возрождения диснеевского анимационного направления, но сам, издав последний вздох в виде мультфильмов «Вверх» и «История игрушек 3», благополучно погряз в бесконечных ненужных римейках вроде «Университета монстров» и «Самолётов» или попытках играть на чужом поле вроде «Храброй сердцем».

Всё это было в должной степени безыдейно, и ключевые фигуры прежнего «Пиксара» один за другим пытались начать с чистого листа на ниве игрового кино — Брэд Бёрд совершил попытку побега с фильмом «Миссия: Невыполнима 4» (потом, правда, покаянно вернувшись под диснеевскую крышу с «Землёй будущего», впрочем, довольно неудачно), Эндрю Стэнтон провалился с «Джоном Картером», и только Джон Лассетер и Пит Доктер, так и не нашедшие себе другого призвания, смиренно ждали, когда подвернётся случай уговорить диснеевских боссов дать им снять хоть что-нибудь новенькое, во что уже никто из зрителей особенно и не верил.

Ну право, громогласные реляции снять «В поисках Дори» (запланирован на 2016, режиссёр Стэнтон), «Суперсемейку 2» (тоже 2016, режиссёр Бёрд) и «Историю игрушек 4» (2017, режиссёр Лассетер) если и добавляют оптимизма, то только в смысле понимания — «Дисней» решил всё-таки выжать из старых пиксаровских историй все возможные соки, прежде чем окончательно выбросить, а сам покуда будет снимать под купленным брендом собственные мультфильмы вроде «Добропорядочного динозавра».

Однако случилось невероятное, и благодаря то ли просто рассогласованию в графиках выхода проектов (отдавать всё лето этого года в единоличное пользование независимым «Миньонам» боссы «Диснея» не захотели что ли), то ли ретроградный Меркурий виноват, в общем, оставшийся без «своего» сиквела Пит Доктер (ну не снимать же «Вверх 2», в самом деле) уговорил продюсеров на оригинальный проект. И это уже было маленькое чудо.

И действительно, в наше время голого анимационного энтертейнмента идея снять мультфильм о взаимоотношениях пяти эмоций в голове у переживающей сложный переезд родителей девочки похожа на репортаж из параллельной, лучшей, но невозможной здесь и сейчас вселенной. Конечно, Доктер сделал всё, чтобы сбить господ больших студийных продюсеров с панталыку — первые ролики буквально переполняет позитив, а шуткоюмор сыплется, как из рога изобилия, а общий настрой обещает скорее ситком про пятерых разноцветных балбесов, больше похожих на белок-истеричек, у пульта управления человеком.

То есть общая идея была такая: в голове каждого из нас (даже у собачки, кошки и мышки) сидят пять разных персонажей — Радость, Печаль, Страх, Гнев и почему-то Брезгливость — которые катают по голове шары воспоминаний, постоянно ругаются между собой, и кто в итоге будет верховодить — такой и получится наш характер. Всё это ток-шоу должно было сопровождаться приключениями заблудившихся эмоций внутри головы, несложным фрейдизмом для дошкольников, а также сакраментальной «простой жизненной историей, которая должна трогать зрителя» в виде основного сюжета про девочку Райли.

Однако Доктер, видимо, с самого начала держал фигу в кармане (хотелось бы видеть лица диснеевского совета директоров, когда всё вскрылось), поскольку всё описанное в реальности заняло на экране ну максимум первые 15 минут, после чего в ход идёт никак не помеченный в синопсисе и едва заявленный в роликах джокер по имени Бинго-Бонго, он же Воображаемый Друг Райли. Точнее, друзей там двое — один «умру за Райли» несуществующий эмо-бойфренд, но роль у того простая и лаконичная, два раза произнести процитированную фразу. Другое дело — странное пугливое слоноподобное существо, бродящее по запасникам Долговременной Памяти и аттракционам Базовых Воспоминаний.

Нет, вы поймите правильно, всё вышеописанное — не то чтобы плохо. Напротив, шутки действительно работают, а аттракционы вертятся, такой нормальный для наших дней и даже более чем приличный уровень. Так сказать детское кино. Но никак не прорыв. Не возвращение «Пискара».

Однако, к счастью, Питу Доктеру хватило таланта и наглости пойти до конца, и если уж вначале заявили, что фильм про эмоции, то этих эмоций будет так много, как только возможно, и не банальный радости с гневом — в основном правит бал синекожая грусть, постепенно делая на контрасте с развесёлым слоном историю всё серьёзнее, мрачнее, тревожнее, разрушительнее, так что в итоге где-то за двадцать минут до конца сюжета маленькие дети в зале начинают натурально рыдать (не от испуга, нет), да даже и взрослые принимаются шмыгать носами и утирать внезапно навернувшуюся слезу.

И это невероятно, как будто ту самую вставную стартовую короткометражку про семейную пару из мультфильма «Вверх» превратили в полноценное кино, дотянув в итоге эмоциональный уровень от обобщённой драмы до полноценной личной трагедии. Наступает момент, когда кажется, что так легко и непринуждённо начатые «приключения в голове» уже переступили черту клинической психиатрии, и саморазрушение внутреннего мира Райли зашло так далеко, что этот автобус всё-таки доедет до страны вечного хоккея.

Страшно нереально. В детском мультфильме. Не про детскую игрушку, крыску, рыбку или милого ржавого робота. Про обычную девочку, которая решила позврослеть. Глядя на всё это, я, правда, не понимал одного — как на это согласились продюсеры «Диснея»? Что им пришлось врать, чтобы они решились дать на такое деньги? Впрочем, хватит про них, тем более что второй раз они на такие посулы купятся нескоро.

Да, перед нами настоящий, старой школы пиксаровский шедевр. Тонкий, увлекательный, затягивающий, рассчитанный на любой возраст мультфильм о том, как заканчивается детство. Но заранее предупреждаю особо впечатлительных натур, в конце рыдать будут все. Даже кошки и собаки, про которых нам показали на вынос тела несколько шикарных скетчей про то, «что у них в голове». А кончится всё хорошо, как и в тоже достаточно слезливой короткометражке про два поющих вулкана.

Автор: Роман Корнеев