Subscribe.ru

"Отдел новостей": Шестьсот секунд

"Отдел новостей": Шестьсот секунд

Финал «Ньюзрума» совпал с объявлением, что Аарон Соркин устал от телевидения, мол, слишком много работы, слишком мало толку, всё сам, всё сам, настал момент сосредоточиться на полном метре. На фоне поголовного ухода абсолютно голливудских актёров и режиссёров в телевизионный формат это заявление отдаёт некоторым самолюбованием, ну сделай ты это без особых объявлений, но в свете завершения трёх с половиной летней эпопеи о ведущем вечерних новостей Уилле Макавое и его агитбригаде это придаёт финальному сезону, да и всему сериалу в целом некий новый градус и дополнительный смысл.

Если раньше казалось, что Соркин просто со вкусом купается в знакомой стихии, тасуя из «соркинизмов» зажигательные диалоги, да и то сказать, иначе как мелодрамой формат, в котором нет отрицательных персонажей (а те, что есть — такие пушистые, что на их фоне волк из «Ну, Погоди!» просто Чикатило) назвать невозможно, так всё мило и ванильно, то в свете этого прости-прощай (это я про последнюю серию сезона) ретроспективно начинает представляться, что весь сериал с самого начала был эдаким затяжным ностальгическим расставанием. Не с телевидением, с эпохой телевидения.

Это лишь формально «Ньюзрум» оперирует актуальными новостями (хоть в финальном сезоне и окончательно устаревшими), поднимает злободневные вопросы, третирует республиканцев, дразнит либеральную общественность, наконец, поднимает всякие трудные морально-этические вопросы вроде интервью с жертвой недоказанного сексуального насилия в колледже (очень актуальная нынче тема, в этом сраче уже приняли участие «Хорошая жена» и Лена Данхем лично), всё это как раз поверхностная, а не глубинная суть сериала.

Куда более последовательно и всесторонне там красной нитью проходит противостояние «старых» и «новых» медиа, в которых (особенно в свете экранной судьбы Чарли Скиннера) за соркинскими богатыми словесами нелегко, но можно проследить, как у нас на глазах уходит эпоха старой, бумажно-радийно-телевизионной прессы, в которой наблюдалась некоторая преемственность и свои понятные стандарты качества, но пришли молодые нахальные и всё поломали. Сместили акценты, сменили критерии, исказили фокус и глубину, а в ответ подсунули читателю котиков и тексты какой ты герой сериала.

И тут Соркин начисто теряет всякое чувство юмора и голосом Нила Сэмпата начинает выговаривать «понаехавшим» в профессию, ах вы, трамтарарам. Закрыть сайт на неделю! Всё переделать! Тут, видимо, у Соркина и всплывает главная проблема, зачем он всё это устроил. Не затем, чтобы вспомнить о профессиональных стандартах, не чтобы показать рыцарей пера и микрофона в деле, и уж тем более не для того, чтобы покрасоваться на фоне выборов, терактов и Бен Ладена. Нет, Соркин, полностью осознавая тот факт, что в реальности никто сайт на неделю не закроет, а скорее закроет очередную газету или журнал, а новостные телеканалы, напротив, расплодит в таком количестве, что их скоро перестанут узнавать в лицо, решил нарисовать пейзаж с уходящей натуры.

Этим он, только в чистом, дистиллированном виде, и занимался шесть серий финального сезона. Все эти стенания по поводу «мы всё сделали правильно и мы лишь четвёртые», возня вокруг тезиса «источники не сдаём», моральные дилеммы «аналитиков рынка» и т.п. — а чем ещё заниматься Соркину, окончательно поженившему Мак и Уилла. Как я уже говорил, это мелодрама, но когда все уже и так идут под венец буквально строем, должен же быть в кадре хоть какой-то конфликт. И — понеслась. Внезапная продажа ACN вывела до того подспудное противостояние старого и нового на передний план. И тут Соркину окончательно срывает башню. Ни единого хорошего слова у него для этого «дивного нового мира» нет и не будет. Довольно я возился с этими сетевыми лайкателями котят! — воздевает руки горе Соркин и торжественно уходит в закат.

А что ему остаётся, ведь даже в его вселенной, где все белые, пушистые, самозабвенные и дико талантливые, лажают исключительно из любви к профессии, и даже очередная Леся Рябцева далеко не так бездарна, все, буквально все усилия белых и пушистых оказываются раз за разом абсолютно бессмысленными. А добрый домовой эльф в конце обязательно покинет съёмочную площадку в неизвестном направлении под музыку кантри. Потому что новая эпоха пришла, а старая ушла. И ничего с этим не поделать.

Автор статьи: Роман Корнеев

---------