Подъем цен на недвижимость закончился, сообщают эксперты. Стоит ли замораживать средства в активах, которые неизвестно когда принесут доход? Но реализовать недвижимость, тем более недостроенную, в условиях падения спроса нелегко. Быстрее всех это смогут сделать инвесторы, заключившие договоры на основе закона о долевом строительстве.

Инвестиции в недвижимость на протяжении последних лет считались надежной альтернативой вложениям в активы фондового рынка - цены на жилье росли постоянно. По данным компании "Миэль", в августе жилье в московских новостройках подорожало на 4,1%, до $7,85 тыс. за 1 кв. м. Согласно отчету корпорации "Инком", с начала года стоимость на московские квартиры в среднем выросла на 29%, до $6,48 тыс. за 1 кв. м. Однако эксперты считают, что это был последний скачок цен на недвижимость. Большое количество инвесторов, вкладывавших средства и в недвижимость, и в фондовый рынок, чтобы компенсировать биржевые потери последнего времени, продают инвестиционное жилье. К этому инвесторов подталкивают и намечающиеся кризисные явления в самой строительной отрасли - сложности с получением кредитов, отказ от новых проектов. В результате предложение на рынке жилья, в том числе и недостроенного, растет темпами, опережающими спрос, и по прогнозам экспертов, цены перестанут расти в ближайшее время.

Если инвестор решит сейчас вывести средства из недвижимости, он зафиксирует прибыль благодаря выросшим ценам. "Теоретически дольщик, который купил недвижимость в начале года, сейчас ее может продать с 30-процентной прибылью",- говорит Артем Цогоев, коммерческий директор Galaxy Group. Однако на практике прибыль окажется на несколько процентов меньше. Продать квартиру инвестор сможет только с дисконтом к текущим ценам на аналогичное жилье. Инвестор недополучит доход из-за того, что ему придется либо потратиться на посредника, либо самостоятельно понести расходы на поиск покупателя и оформление сделки. По оценке Цогоева, на элитное жилье и жилье эконом-класса дисконт сейчас составляет 2-3%, и на этом уровне он сохранится в ближайшее время. По бизнес-классу сейчас он составляет 5%, однако может вырасти до 15%. По мнению Владислава Луцкова, гендиректора аналитического консалтингового центра "Миэль", уже сейчас дисконт при продаже инвестором любого недостроенного жилья составит 10% от текущих цен.

Схема выхода из "жилого актива" зависит от формы договора, который инвестор заключает с застройщиком. По данным портала irn.ru за 2007 год в Москве и Подмосковье объем покупаемой недвижимости по договору долевого участия составил только 10,6%, по вексельным схемам - 24%, по договору предварительной купли-продажи - 20,8%, по договору соинвестирования - 21,1%. Остальные 23,5% приходятся на смешанные схемы.

Самая юридически защищенная форма - это договор долевого участия. Ему посвящен специальный закон - "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости". Дольщик, желающий продать квартиру, должен заключить договор с покупателем, отдать его в регистрационную палату, а застройщик в этом случае лишь уведомляется о сделке. Пользуются такой формой договора редко из-за необходимости при его заключении с застройщиком оплачивать сразу половину стоимости квартиры. Объем долевого строительства на рынке новостроек оценивается компанией "Миэль" в 35 тыс. сделок в год. "На вторичном рынке таких сделок 70-80 тыс.",- говорит Владислав Луцков. Для инвестора, желающего побыстрее продать недвижимость, главный плюс такого договора в том, что процесс перерегистрации квартиры на нового владельца занимает всего месяц.

В других схемах при последующей реализации недвижимости инвестором требуется согласие застройщика. Несмотря на то что начальные взносы в таких схемах меньше, чем в договоре долевого участия, процесс перепродажи недвижимости и расторжения договора гораздо более длительный и затратный. Самая распространенная схема участия в долевом строительстве - вексельная. "По вексельной схеме дольщики получают не саму квартиру, а лишь обязательство ее продать, когда она будет построена",- поясняет партнер юридической компании "Вегас-Лекс" Юрий Борисенко. При предварительной купле-продаже застройщик и дольщик договариваются о заключении через определенный срок (несколько месяцев или лет) договора о долевом участии, сразу же дольщик делает обеспечительный взнос в пределах 10-15% от текущей стоимости жилья. При заключении договора соинвестирования инвестор обязуется в случае увеличения себестоимости проекта, например из-за роста цен на строительные материалы, разделять со строительной компанией дополнительные расходы. При расторжении такого договора в случае получения прибыли инвестор заплатит налог - 24% как юрлицо или 13% как физлицо. Но самое главное неудобство всех этих договоров с точки зрения инвестора, желающего выйти из проекта,- сроки расторжения. Они составляют несколько месяцев, за которые дисконт к продажной цене может вырасти на 5-10%.

Дополнительные сложности у частного покупателя могут возникнуть, если квартира была куплена в кредит. В случае переуступки прав банк должен принять покупателя в качестве нового заемщика. Если новый заемщик не соответствует требованиям банка, то продавец должен перед передачей прав расплатиться с банком по кредиту.

Главная сложность при продаже квартир в недостроенных домах - найти покупателя. "Опрос показал, что 70% потенциальных покупателей жилья не хотят приобретать квартиру в недостроенном доме",- отмечает заместитель гендиректора компании "Новый город" Наталья Ветлугина.

Как ни парадоксально, но инвесторы теоретически могут заработать на штрафах, которые застройщик платит за просрочку сдачи объекта. По закону размер штрафа составляет 1/300 ставки рефинансирования (11%) за день просрочки от стоимости квартиры. Если квартира оценивается в $200 тыс., то за год просрочки ее сдачи инвестор может получить почти $30 тыс. компенсации. "Но если процент неустойки достигнет критического уровня (свыше 20% от объема обязательств), то девелоперу будет выгодно объявить себя банкротом, тогда дольщик рискует остаться не только без прибыли, но и без вложенных средств",- считает Владислав Луцков.