Перед стартом первых тестов три аутсайдера «Формулы-1» скромно представили свои новые боевые машины. Sports.ru привычно окинул взглядом всю эту технику.

Незадолго до начала тестов в Хересе были представлены машины трех аутсайдеров прошлого сезона. Вечером понедельника STR8 показала «Торо Россо», а на утро вторника из боксов без лишней помпы свои машины CT03 и MR02 выкатили «Катерхэм» и «Маруся».

«Детей» маленьких коллективов мы решили рассмотреть в рамках одного материала, чтобы подвести промежуточный итог марафона презентаций и передохнуть в ожидании первых криков новорожденного «Уильямса» FW35 .

«Маруся»



Глядя на новый болид «Маруси» так и хочется сказать: хорошая работа! И этому есть визуально заметные предпосылки.

В этот раз мы начнем рассматривать машину с кормы, и сразу же отметим хорошо оптимизированное пространство над днищем, примыкающем к диффузору. Под тоннелем Коанда холодный боковой поток просто и без изысков (в виде труб и тоннелей) устремляется в расширяющееся пространство, а спускающийся сверху горячий выхлоп стандартно устремляется в зону между колесом и стойкой антикрыла.

Здесь и далее мы будем много говорить о чрезвычайно зализанных обводах корпуса и продуманности в мелочах. Так, к примеру, сужение кормы кожуха моторного отсека после панели Коанда происходит лавинообразно – а это говорит о масштабной перекомпоновке внутренних элементов машины. При этом на машине образца 2013 года произошло увеличение компонентов – ведь с 2013 года команда будет использовать KERS.

К слову, технический эксперт BBC Гэри Андерсон, заглянувший под снятые панели кузова, был удивлен продуманностью взаимного расположения этих элементов, и даже отметил для себя несколько необычных решений.

Однако поднимем свой взгляд на заднее антикрыло. Хотя текущая его конфигурация в принципе повторяет прошлогоднюю, тут есть инновации. Они коснулись активатора DRS – как таковой, конструкции на виду нет.

В статье про новый «Мерседес» мы отмечали интересное расположение этого механизма, выполненного по схеме архимедова винта, но тут привод открытия подвижного закрылка принципиально иной и прячется в нижней планке антикрыла. Конструкция интересна тем, что никакого влияния на воздушный поток она оказывать не будет. А нам остается только ждать раскрытия секрета.



Обходя машину сбоку, отметим полностью новые обводы понтонов – «Маруся» продолжила пользоваться трубой Технологического центра «Макларена». Они сильно раздались в верхней части – верхняя кромка понтона выглядит совершенно плоской и очень широкой, – а боковой профиль понтона – очень сложный, с большим сужением снизу – не должен заметно тормозить обтекающие машину воздушные потоки.

Пока серьезного аэродинамического обвеса в области кокпита и понтонов нет, но они обязательно появятся после проверки механической надежности новинки – в корпусе видны заглушки для установки дополнительных элементов.

В области верхнего воздухозаборника тоже все переработано и стало более округлым и обтекаемым. Кажется, что в каждой части машины команда находит то, что упускалось ранее – эффективность.

Единственное, что несколько портит эстетическое восприятие болида – цветовой дизайн, в котором преобладают красные и черные тона. Отсутствие логотипов спонсоров также не идет расцветке на пользу. Надеемся, что позже ситуация изменится, тем более что команда намекает: партнеров у нее будет немало.

Наконец, носовой обтекатель. По-прежнему очень низкий и не вписывающийся в общую тенденцию «задранных носов». Этот элемент явно эволюционировал из прошлогоднего, но стал тоньше, элегантней, при том, что так и не утратил небольшого «трамплина» на стыке с внешней оболочкой кокпита.

Заметно, что бригада конструкторов под руководством Пэта Симондза переработала прошлогоднюю модель, и, возможно, с новой машиной «Маруся» сумеет побороться с «Катерхэмом».

«Катерхэм»



На первый взгляд новый «зеленый крокодил», или как его еще называют «Катерхэм», не перетерпел серьезных изменений по сравнению с машиной 2012 года. Но после внимательного изучения мы все же находим некоторые любопытные отличия от СТ01.

Итак, обход новинки начинаем с кормы. Тут все аккуратно упаковано, и над днищем, в зоне распределения потоков к диффузору, много места. Скучно и тривиально.

Заднее антикрыло полностью старое, но в этой области есть маленький изыск: на нижнем ребре безопасности примостилась ножка, на которой установлен маленький закрылок над выходом теплого воздуха из моторного отсека. Отметим, что аналогичное решение в прошлом году наблюдалось у «Уильямса» в первой половине сезона-2012, но затем элемент был демонтирован. Интересно, сколько времени эта конструкция продержится на «Катерхэме».

Выхлопная система по схеме Коанда имеет отличия от стандартного решения «Макларена» – панель с прорезью выдвинута к краю сильнее и наклонена вниз. Большая по сечению арка для бокового потока затем сужается этой панелью, но особых проблем для обтекания горячего потока быть не должно.

В самом канале Коанда хорошо видна горизонтальная планка, дополнительно прижимающая выхлоп вниз, что хоть и не противоречит техническому регламенту, но наверняка вызовет обсуждение в штабах конкурентов. И тут мы, скорее всего, не услышим протестов – после запросов в ФИА часть команд попросту скопируют решение.



Дальше ничего особо интересного нет, и мы делаем два больших шага к кокпиту. Боковые воздухозаборники имеют очень узкие и агрессивные очертания, все немного переработано, но изменения косметические – в этой области и в прошлом году «Катерхэм» был в крепких середнячках по эффективности. Аэродинамические элементы перекочевали с СТ01, но места креплений были изменены. Например, боковой дефлектор снизу посажен на приподнятый теперь треугольник днища, что должно позволить части воздуха снаружи гарантированно попасть под днище.

А вот вихрегенераторов на крыше понтонов стало три, вместо двух, как в последних гонках 2012 года. Вообще, то, что установлено на машину, будет эксплуатироваться в течение тестов и первой гонки, и этому есть объяснение. К примеру, переднее антикрыло, к которому мы подошли, полностью пришло на болид со склада старых деталей. Если сломается, запасные крылья еще остались, и тратиться на этом этапе на изготовление не нужно. Как, впрочем, и беспокоиться об утилизации старья.

Ну и, наконец, конструкторы сохранили ступенчатый носовой обтекатель и не стали монтировать декоративные элементы, аргументировав это и лишним весом и скромностью бюджета.

В прошлом году «крокодилы» заметно проиграли «Марусе» в темпах модернизации, и «россиянка» зачастую ехала быстрее даже без KERS. Посмотрим, чем эпическое противостояние двух аутсайдеров закончится по итогам сезона нынешнего.

«Торо Россо»



Как ни странно, «Торо Россо» пришлось выполнить значительно больший объем работ в ходе создания STR8, чем остальным коллективам, следующим по пути эволюции. Дело в том, что два года подряд команда эксплуатировала инновационную компоновку по схеме «двойного днища». Эта схема давала определенные преимущества: часть потока воздуха не проходила вдоль понтонов, а сразу двигалась к корме, а значит, обладала большей энергией. Недостатком же стало повышение центра тяжести болида, что почти полностью нивелировало преимущество.

Приход в конструкторский штаб Джеймса Ки означал возврат к более традиционной схеме компоновки, что и потребовало от разработчиков больших усилий.

В целом болид получился симпатичным и хорошо проработанным, однако не имеет явно видимых отличий от конкурентов. Подход Ки заключается в создании добротной базы, которая потом многократно улучшается по ходу сезона. Видимо, так будет и на этот раз.