Чемпионка России в женском одиночном катании, серебряная медалистка чемпионата Европы – 2015 Елена Радионова в интервью «Газете.Ru» делает выводы, опровергает миф об отсутствии у спортсменов детства и рассказывает о желании быть похожей на героинь Одри Хепберн.

– Позади половина вашего первого полноценного взрослого сезона и первый взрослый чемпионат Европы. Как ощущения?

– Ой, здесь совсем другая атмосфера, и это так классно! Очень приятная, дружелюбная.

Когда вспоминаю, что это был мой первый чемпионат Европы, внутри такие эмоции. Даже не знаю, как его описать. Оно хорошее, но в то же время не без нервов.

– После окончания соревнования интернет облетела ваша фраза о том, что проиграть было обидно.

– Ну да, а что тут лукавить?

– Что вам дал этот опыт?

– Его и дал – опыт. Сначала у меня был небольшой ступор, что же делать дальше. А потом я поняла, что на самом деле еще столько направлений, куда можно двигаться. Что ни в коем случае нельзя останавливаться, а надо, наоборот, еще больше работать. Словом, меня это очень подстегнуло.

– Иногда создается впечатление, что ваш тренер Инна Германовна Гончаренко во время соревнований нервничает сильнее вас.

– Не знаю, мне очень трудно за нее ответить. Я ведь не могу до конца чувствовать эмоции другого человека.

– Когда вы поняли, что фигурное катание будет вашей профессией?

– Это не то чтобы моя профессия. Фигурное катание – это просто моя жизнь и то, чем мне нравится заниматься.

– Фигурное катание и большой спорт вообще сопряжены с очень жесткой дисциплиной и режимом. Вы впервые пришли на каток в три года. У вас когда-нибудь возникали мысли о детстве, которого не было?

– На самом деле нет. Я привыкла существовать в таком ритме. К тому же я не одна такая была, ведь на фигурное катание ходили и другие дети. Так что с детством все было прекрасно.

– Елизавета Туктамышева как-то сказала, что практически у каждой фигуристки есть друзья, не имеющие отношения к этому виду спорта. Поскольку поддерживать по-настоящему близкие отношения с соперницами все равно проблематично. У вас есть такие друзья?

– Да. Правда, многие когда-то тоже имели отношение к фигурному катанию.

– Как вы проводите свободное время, когда оно появляется?

– Вообще свободного времени у меня очень мало. В этом году я заканчиваю девятый класс и мне нужно сдавать экзамен. Так что все свободное время трачу на учебу.

– У вас есть любимые предметы?

– Я на самом деле ко всем отношусь спокойно. Нет таких, которые я бы ненавидела. Но и таких, которые люблю как-то особенно, тоже.

Год назад я перешла на дистанционное обучение. Когда нужно, просто прихожу в школу и все сдаю.

– Меня восхищает, как вы умеете работать с публикой: всегда улыбнетесь когда нужно, обязательно отреагируете на камеру и т.д. Вас кто-нибудь когда-нибудь этому учил?

– Не-е-ет! Все сама. Но я делаю это от души, потому что хочется. Я очень люблю, когда публика меня поддерживает, и очень людям за это благодарна.

– У вас есть ролевые модели? Не обязательно в фигурном катании.

– В фигурном катании мне очень нравится, как подавали себя, как скользили Юна Ким, Каролина Костнер или Мао Асада.

А в жизни я люблю фильмы с Одри Хепберн. Мне нравится этот стиль леди, которая всегда достойно себя ведет. И я хочу соответствовать этому образу.

– Вас пугает предстоящий период взросления, который многим фигуристкам дается очень непросто?

– Нет. Если честно, я вообще об этом не думала. Тут ничего нельзя предугадать, так что как пойдет, так пойдет.

– Наблюдать за вашей дружной командой российских одиночниц в этом сезоне – отдельное удовольствие. Расскажите в нескольких словах о ваших подругах по сборной России. Например, Анна Погорилая.

– Так получилось, что с Аней мы общались меньше всех. Но если нужно охарактеризовать ее в нескольких словах, то она хорошая девочка. И легкий в общении человек.

– Лиза Туктамышева.

– Лиза очень веселая. С ней всегда можно поговорить и весело посмеяться.

– Аделина Сотникова.

– Мы с Аделиной тренируемся на одном катке и давно близко общаемся. У нас все девочки очень хорошие, и я со всеми нахожу общий язык. С Аделиной я могу поговорить абсолютно на любые темы. В жизни она очень веселая и раскрепощенная.

– Юлия Липницкая.

– Сначала Юля казалась мне таким ежиком. Но в этом сезоне я поняла, что это не так, и мы быстро нашли общий язык. У нее своеобразная манера общения и юмор.

Из всех Юля, как мне кажется, наиболее закрыта для публики. Но с теми, кто хорошо ее знает, она очень открытый и хороший человек.

На самом деле тяжело отвечать на такие вопросы. Все девочки вроде такие разные, но мне с ними со всеми очень легко.

– Сейчас ведется много разговоров о том, что выход женского катания на новый уровень технической сложности неизбежен. Вам самой когда-нибудь хотелось освоить тройной аксель, например?

– Не знаю. Многие прыгали тройной аксель. И Мао Асада, и другие японки. И даже наша соотечественница Людмила Нелидина. Это не открытие. Девушки и четверные прыгали.

Можно ведь выигрывать не только тройным акселем, но и красивым катанием, например, как это делала Юна Ким (олимпийская чемпионка Ванкувера-2010. – «Газета.Ru») или Каролина Костнер.

– Как вы воспринимаете периодически возникающую дискуссию о том, что фигурное катание сейчас становится слишком детским? Эшли Вагнер, например, любит поговорить на эту тему.

– На самом деле взрослое катание приходит с возрастом, ведь девушки меняются. Но каждый выигрывает чем может.

Та же Вагнер – очень опытная спортсменка, и она очень красиво катается, не могу с этим не согласиться. Мне очень нравится ее произвольная программа этого года. Можно сказать, что каким-то вещам я даже у нее учусь.

Что касается меня, многие люди говорят, что то, что было в прошлом году и есть в этом, две разные вещи. И мне очень приятно, что моя работа видна. Поэтому я тоже стремлюсь к тому, чтобы кататься красиво.

– Сергей Рахманинов, произведения которого вы взяли для своей произвольной программы, очень серьезная музыка. Лично для вас о чем эта программа?

– Я очень серьезно отношусь к этой программе, стараясь выразить все заложенные в ней чувства. Этой программой я хотела донести идею, чтобы был мир во всем мире. И что нужно взрослеть.