Будущий сезон в фигурном катании уже побил рекорды по количеству громких возвращений. Помимо Евгения Плющенко карьеру решили возобновить такие суперзвезды, как японка Мао Асада и канадец Патрик Чан.

Мао Асада

Одна из самых ярких одиночниц в истории фигурного катания японка Мао Асада подтвердила, что собирается вернуться в большой спорт. Серебряная медалистка Олимпиады в Ванкувере оставила любительское фигурное катание после домашнего чемпионата мира — 2014. Несмотря на ту победу в Сайтаме, олимпийский сезон в целом сложился для нее неудачно. Провал в короткой программе на Играх в Сочи (по ее итогам Мао не попала даже в топ-10) оставил ее без олимпийской медали. Блистательное выступление Асады в произвольной программе, которое с придыханием вспоминают многие поклонники фигурного катания и полтора года спустя после зимней Олимпиады-2014, уже ни на что не могло повлиять.

Весной 2014-го Асада взяла паузу. Как повелось в последние годы у звезд фигурного катания, японка не закрыла дверь в большой спорт насовсем. Но и не обещала обязательно вернуться. Разговоры о том, что это может случиться, ходили весь прошлый сезон.

Теперь фигуристка подтвердила в собственном блоге, что возобновила тренировки. Еще в марте Асада обсудила ситуацию со своим давним тренером — знаменитым японским специалистом Нобуо Сато, получила его согласие и в мае приступила к работе.

Когда именно Мао появится на соревнованиях, пока неизвестно. Предположительно речь может идти уже о сезоне-2015/16. Но сама Асада оставила себе возможность передумать в случае, если поймет, что не в состоянии выйти на нужный уровень. Или отложить выход на соревновательный лед, например, до предолимпийского сезона-2016/17.

По словам самой Мао, пока она не думает об Олимпиаде-2018 и сосредоточена на текущих задачах. Но это вполне может оказаться просто корректной формулировкой. Трудно себе представить, что японцам удалось бы убедить выдающуюся фигуристку вернуться, не живи по-прежнему у нее в душе олимпийская мечта.

Возвращение Асады именно сейчас — по-своему уникальный случай. Часто большие чемпионы принимают такое решение, когда видят, что за время их отсутствия в спорте не произошло большого скачка вперед. И они, несмотря на перерыв, по-прежнему конкурентоспособны. Разумеется, если речь действительно идет о возвращении, а не о способе информационно поддержать собственные бизнес-проекты.

В то, что Асаде нужна дополнительная реклама, верится с трудом. Ее имя и так само по себе торговая марка в фигурном катании.

Парадокс в том, что в женском одиночном катании в прошлом сезоне — во многом благодаря российским спортсменкам — наметился революционный технический прорыв. Набор прыжков, исполняемый элитой, уже является практически мужским. А главная героиня женских соревнований Елизавета Туктамышева своим главным козырем сделала тройной аксель — сложнейший из прыжков, исполняемых женщинами на сегодняшний день.

А может, это и не парадокс вовсе. В свое время именно Асада активно пыталась разыграть козырь тройного акселя в борьбе с кореянкой Ю На Ким, порой вставляя в программы по три сверхсложных прыжка на одних соревнованиях. Иногда у нее получалось с ними справиться, чаще — нет. Но в целом ставка себя не оправдала. Победа в Ванкувере-2010 осталась за Ким, которая ни за какими акселями никогда не гналась.

Может быть, Мао решила вернуться именно потому, что нынешний вектор развития женского катания ей близок и понятен?

И она чувствует в себе силы включиться в «гонку акселей». Ведь сама она никогда не боялась делать ставку на техническую сложность, которая имеет вполне понятное математическое выражение. В отличие от «взмахов ресницами», которые, по меткому выражению выдающегося российского тренера Алексея Мишина, нельзя измерить в баллах.

А в плане скольжения и артистизма равных Мао среди нынешнего поколения фигуристок по большому счету пока нет. Как минимум до возвращения после дисквалификации Каролины Костнер (итальянку, напомним, наказали за допинговые грехи бывшего жениха), если оно состоится.

Патрик Чан

Еще раньше о возвращении объявил серебряный призер Олимпиады в Сочи Патрик Чан. Как и Асада, канадец пропустил прошлый сезон, восстанавливаясь после олимпийского разочарования.

Весь прошлый олимпийский цикл Чан доминировал на мировой арене, выиграв три чемпионата мира подряд. Канадцу прощались падения и ошибки. И это, как часто бывает, немного притупило его бдительность. Но к Олимпиаде подрос другой волшебный молодой человек — японец Юдзуру Ханю, чья магия оказалась сильнее. В Сочи юный оппонент дал Чану возможность выиграть, упав в произвольной. Но Патрик и сам допустил тогда ошибку. И предсказуемо уступил.

Взяв «академический отпуск», Чан увлекся адреналиновым скайдайвингом и потихоньку оттаял.

Как водится, Патрик уверяет, что возвращается не ради Олимпиады и новых медалей (пользуясь терминологией самого спортсмена, «маленьких глупых медалей»), а чтобы «расширить диапазон собственных творческих возможностей».

Фигурист уже пообещал своим поклонникам музыку, которой раньше в его программах не бывало. Хочется верить, что речь идет об экспериментах в духе знаменитого хип-хоп «Лебединого озера» Дайсуке Такахаси, хватит с нас уже классических мюзиклов. В мужских соревнованиях в его отсутствие, по словам самого Чана, он не увидел «ничего особенного».

«Я все еще молод, по-прежнему здоров, стучу по дереву, так почему не воспользоваться этим! Я не хочу в 40 лет посмотреть назад на свою жизнь и сказать: Патрик, ты должен был попробовать и не колебаться», — подчеркнул фигурист.

Евгений Плющенко

Официальное заявление Евгения Плющенко о возобновлении карьеры стало одним из самых резонансных событий в российском спорте.

По словам самого спортсмена, он не боится заново пробивать себе дорогу в сборную, выступать на соревнованиях в ранних, слабейших разминках (куда на первых порах будет попадать ввиду отсутствия рейтинга) и отбираться на главные старты на общих основаниях.

Последнее время Плющенко интригует поклонников и недоброжелателей видеороликами с тренировок, на которых он выполняет разные прыжки. Например, тройной аксель, который в его золотые годы считался лучшим в мире (по отзывам коллег-фигуристов в том числе), или четверной лутц.

Но надо понимать, что все это не более чем дразнилки. Несмотря на то что значение многооборотных прыжков (и их стоимость) сейчас существенно выше, чем во времена Ванкувера-2010, только их одних в современном мужском катании совершенно недостаточно. Не случайно на последнем чемпионате мира Максим Ковтун с двумя четверными в произвольной программе уступал фигуристам, которые не делали ни одного. А ставка на большое количество четверных оправдывает себя только в таком варианте, как у Хавьера Фернандеса, когда они идут в комплекте со сложнейшими связками и прочими элементами.

Сможет ли нынешний Плющенко, со всеми его травмами, соответствовать этим требованиям, можно будет понять только после того, как он покажет программы целиком. А это вряд ли случится раньше осени.

На очереди

Ближе к Олимпийским играм — 2018 вполне могут вернуться в любители и два лучших танцевальных дуэта последних лет — Тесса Вирту и Скотт Моир и американцы Мэрил Дэвис и Чарли Уайт. Канадцы сейчас выступают в шоу и о планах на будущее помалкивают. Американцы не так давно официально объявили, что пропустят еще один сезон. Но подумывают насчет Пхенчхана-2018. Уайт при этом пробует себя в качестве хореографа. Мэрил ведет активную общественную жизнь.

Однако их преемники в минувшем сезоне проиграли битву за мировое господство молодым французам Габриэле Пападакис и Гийому Сизерону.

Но даже спортивные предпосылки в данном случае ничего не гарантируют. Достаточно вспомнить пример олимпийского чемпиона Ванкувера Эвана Лайсачека, который собирался возобновить карьеру вплоть до Игр в Сочи, но так и не выступил ни на одних соревнованиях. При том что конкуренцию в мужской сборной США тогда (да и сейчас) нельзя было назвать чересчур высокой. И спортсмен с титулом олимпийского чемпиона очень бы команде пригодился как минимум в командном турнире. Но Лайсачек тогда ограничился участием в рекламной кампании официальной олимпийской экипировки сборной США.