Subscribe.ru

Современные телевизионные зрелища

Современные телевизионные зрелища

Я бы не стал писать об этой – рассчитанной больше на профессионалов – книге, если бы успел дочитать «Клуб радости и удачи» Эмми Тан, но «Клуб…» идет медленно, а у Новиковой есть несколько моментов, которые заслуживают внимания «широкого круга читателей».

Анна Новикова

«Современные телевизионные зрелища. Истоки, формы и методы воздействия»

СПб.: «Алетейя», 2008

Из аннотации: «В книге прослеживаются генетические корни современных телевизионных зрелищ. Выявляется их преемственность по отношению к традициям народной культуры XIX века, драматического и эстрадного театра, массовой литературы и т. д. Анализируя телепередачи различных жанров, автор определяет наиболее распространенные и эффективные методы воздействия телевизионных программ на аудиторию. Книга представляет интерес для журналистов, телевизионных режиссеров, культурологов, искусствоведов, социологов, а также для широкого круга читателей».

Если об общем впечатлении, то книга мне не очень понравилась. Много в ней описательного, причем того, с чем любой, кто смотрит ТВ, и так знаком, много оценочного, а вот анализа методов воздействия практически нет совсем. И вот последнего-то как раз (а не отсылок к обрядовости, карнавализации и прочим культурологическим понятиям, честно говоря, мало понятным) хотелось от книги – почему, если ТВ, как водится, «отвечает чаяниям» (из чего выбирает соответствующий инструментарий), наш зритель такой? И зачем нашему зрителю такое ТВ? И т.д.

Из полезных моментов – прослеживание связей нашего ТВ с западным, в том числе, какие «болезни» мы переживаем вслед за западной ТВ-культурой. И вот тут крайне важным, на мой взгляд, является введение, вслед за западными исследователями, в обращение термина «инфотейнмент» (по аналогии с интертейнмент – «развлечение»), то есть построение выпусков новостей, информационных программ по драматическим законам, со своим внутренним сюжетом. Цель такой информации прежде всего вызвать определенные эмоции (основные – умиление и страх – поуспокаивать и повозбуждать), что позволяет манипулировать зрителем, так как ему это нравится.

Другой важный термин – «социальные маски», то есть закрепление – для простоты восприятия (что при сложной картине реального мира тоже есть способ манипулирования: большинство зрителей будет смотреть то, что проще) – за телеведущим определенного легко узнаваемого социального типа, с которым очень просто вступать в эмоциональный контакт (так как его поведение предсказуемо), но который, как мы понимаем, к реальному человеку может не иметь никакого отношения.

Еще один крайне актуальный термин – «трэш»-журналистика, то есть смакование всякой мерзости, того, что, с одной стороны, отталкивает людей, но, с другой – притягивает, так как в любом страхе есть большой процент Тайны, которая провоцирует любопытство. «Трэш»-журналистика – тоже один из элементов превращения потребления информации в развлечение.

Есть и еще несколько любопытных моментов, но тогда придется слишком подробно останавливаться.

---------