Победителем 39-го Московского кинофестиваля стал китайский «Хохлатый ибис», спецприз жюри получил «Мешок без дна» Рустама Хамдамова. На церемонии закрытия ММКФ со сцены театра «Россия» спели еще одну песню на стихи Марии Захаровой, а Микеле Плачидо и Никита Михалков нашли средство против санкций.

Церемония началась с вручения анонсированного год назад приза мэра Москвы «За создание образа Москвы в киноискусстве». Перед награждением ведущий церемонии Вячеслав Манучаров сообщил своей напарнице Екатерине Климовой, что Москва сегодня такая же красивая, как она. Третий по значению приз получила дилогия «Духлесс», второй — фильм Андрея Зайцева «14+».

Вручать главный приз впервые за вечер вышел Никита Михалков — в качестве героя фильма «Я шагаю по Москве».

Президент фестиваля пошутил, что Собянин, который должен был вручать награду, застрял в пробке, но потом сообщил, что у градоначальника температура и поэтому вручать приз они будут вместе с заместителем мэра Леонидом Печатниковым. После каскада шуток получать «Святого Георгия» за фильм «Про любовь» на сцену вышла

Анна Меликян, которая рассказала, что приехала в Москву в 17 лет и сразу полюбила город, который не сразу ответил ей взаимностью.

«Сначала не полюбил, а потом — 50 миллионов», — усмехнулся в ответ Михалков.

Дальше дело пошло бодрее. Режиссер Алексей Ханютин выдал приз за лучшую короткометражку норвежскому фильму «Скорая помощь», а его режиссер Себастиан Торнгрен Вартин понадеялся, что в следующий раз приедет на ММКФ с большим фильмом, а сборная Швеции выйдет в финал чемпионата мира.

Лучшим документальным фильмом стала «Опера» — исследование закулисья французской оперы, действительно один из самых эффектных фильмов фестиваля.

Председатель жюри режиссер Кристиан Фрай сказал, что документальное кино — лучшая прививка от стереотипов.

Потом пришло время очередной музыкальной паузы — Александр Коган спел еще одну песню на стихи Марии Захаровой. В отличие от первой композиции, прозвучавшей на открытии и посвященной российским военнослужащим в Сирии, эта песня была про любовь, и реакция была более скромной.

Логичным образом следующей стала награда за лучшую мужскую роль, которую получил Сон Хенчу, сыгравший в картине «Обыкновенный человек». Лучшей актрисой стала Верена Альтенберген за роль в фильме «Лучший из миров» — про мать-наркоманку, которая пытается избавиться от зависимости ради сына. Вручая награду, режиссер Йорн Йохан Доннер сказал, что кино невозможно без актеров и актрис. Эту мысль развил вышедший для награждения лучшего режиссера Александр Адабашьян. «Без режиссера кино тоже невозможно, но дальше продолжать эту мысль я не буду», — подчеркнул сценарист и выдал награду Фикрету Рейхану за фильм «Желтая жара» про нелегальных иммигрантов.

Специальный приз жюри ушел Рустаму Хамдамову за фильм «Мешок без дна».

Когда на сцену поднялась исполнительница главной роли Светлана Немоляева, поклонники фильма испытали противоречивые чувства, поскольку стало понятно, что гран-при Хамдамову не видать, а значит, его прокатные перспективы по-прежнему остаются туманными.

Гран-при же получил фильм «Хохлатый ибис» — действительно очень достойная картина, посвященная экологической катастрофе в Китае.

Режиссер Лян Цяо посвятил приз дню рождения своей матери, который отмечается 29 июня, и выразил надежду, что фильм поможет борьбе за свежий воздух в его родной стране и во всем мире.

Пришло время окончания церемонии, и на сцену по традиции поднялся Никита Михалков. Президент фестиваля пошутил, что давно не видел цепи председателя жюри — чем, кажется, немного напугал иранского режиссера Резу Миркарими.

«Прекрасно, что режиссер из страны, исповедующей ислам, неделю носил на шее «Святого Георгия», — порадовался Никита Сергеевич.

Последним врученным призом стала почетная награда «Верю» имени Константина Станиславского — ее получил Микеле Плачидо, которому на красной дорожке, как обычно, припоминали смерть комиссара Коррадо Каттани из сериала «Спрут», хотя сам Плачидо уже давно и довольно успешно переквалифицировался в режиссеры. Вспомнил замиравшую у экранов страну и Михалков, но Плачидо мастерски перевел разговор в плоскость обсуждения наследия Станиславского, фотографию которого ловко извлек из кармана.

«Для меня получить премию имени Станиславского более важно, чем «Оскар», — сообщил артист, сорвав овации. «Мне немного стыдно стоять на этой сцене, поскольку вчера Америка и Европа продлили санкции на полгода, а вы мне сегодня даете приз», — воскликнул Плачидо, удостоившись на этот раз стоячей овации.

«Какие санкции, когда есть мы, и мы занимаемся искусством. Когда тебя в этой стране обожают много десятилетий. На все санкции мы ответим творчеством», — успокоил коллегу Никита Михалков, после чего фестиваль был объявлен ими закрытым на русском и итальянском языках.

Фильмом закрытия стало «Роковое искушение» Софии Копполы, ремейк давнишней картины с Клинтом Иствудом в главной роли. В новом прочтении Иствуда заменил Колин Фаррелл, которому точно так же приходится оказаться невольным пленником закрытого женского пансиона. В прокат фильм выйдет уже через месяц, 27 июля.