«Прекрасна как ангел небесный, как демон коварна и зла». ( М.Ю. Лермонтов).

Лермонтов писал, конечно, не о Лукреции Борджиа, а о некой таинственной Тамар. Но если читать биографию Лукреции и воспоминания современников, то складывается именно такой образ, который вместил Лермонтов в две строки.

Однако были и есть писатели и исследователи, не согласные с образом Лукреции, который донесли до нас многие описания.

Например, в книге М. Линдау «Злой гений коварства» Лукреция описывается существом со слабой волей, которую отец и брат использовали ради достижения власти и богатства, выдавая её против воли замуж за представителей наиболее влиятельных фамилией и родов Европы эпохи Возрождения. По мнению писателя, у самой Лукреции было доброе горячее сердце, и она поначалу искренне влюбилась в своего будущего третьего мужа герцога Альфонса…

Узнать всю правду о златовласой красавице эпохи Возрождения, скорее всего нам никогда не удастся. Нет даже уверенности в том, что на дошедших до нас портретах изображена именно Лукреция Борджиа. Одни сплошные предположения.

Сохранились описательные воспоминания современников о внешности Лукреции: «Она среднего роста, с тонкими чертами, немного удлинённым лицом, у неё слегка вытянутый нос, золотые волосы, рот крупноват, сверкающие белые зубы; грудь белая и гладкая, но достаточно пышная. Все её существо проникнуто добродушием и веселостью».

И на дошедших до нас живописных портретах предположительно запечатлевших Лукрецию изображена юная девушка или молодая женщина с приятным цветом лица, светлыми распущенными волосами, отливающими золотом, светло-коричневыми глазами, с полной высокой грудью.

Родилась Лукреция 18 апреля 1480 года в Субиако. Матерью девочки была Родриго Ванноцца де Каттанеи – официальная любовница кардинала Родриго Борджиа, который и был отцом девочки.

Кроме Лукреции у Ванноцы и кардинала было ещё три сына.

Родриго Борджиа, как кардиналу иметь жену не полагалось. Поэтому, чтобы Ванноцца сохранила статус порядочной женщины, ей за 15 лет связи с Родриго пришлось четыре раза выходить замуж.

По воспоминаниям современников Ванноцца очень любила свою дочь и трогательно о ней заботилась. Тем более что Лукреция родилась очень слабенькой и врачи не были уверены в том, что младенец выживет. Но малышка не только выжила, но и вскоре окрепла физически.

Лукреция получила очень хорошее по тем временам образование. Девочку обучали не только музыке, живописи, поэзии, но известно, что Лукреция знала несколько иностранных языков и увлекалась историей.

Один из мужей Ванноццы, учёный-гуманист Карло Канале, привил Лукреции любовь к гуманитарным наукам.

Вероятно, всё это пригодилось ей в то время, когда отец, уже будучи папой Александром VI, на время своего отсутствия оставлял Лукрецию руководить Ватиканом. Андало пишет: «Лукреция была талантливым государственным деятелем, она даже руководила Ватиканом в отсутствие своего отца».

А однажды Александр VI назначил Лукрецию губернатором городов Сполетто и Фолиньо, хотя по неписаному закону этот высокий пост мог занимать лишь мужчина с кардинальским титулом. Однако Лукреция не только справилась с губернаторством, но и предотвратило кровавое побоище, в которое грозила вылиться, казалось, непримиримая вражда между городами Терни и Сполетто. Лукреции удалось примирить противников и оправдать уверенность папы Александра VI в своих деловых и политических качествах.

К сожалению, Лукрецию рано разлучили с матерью. В 1492 году Родриго Борджиа, как только стал папой Александром VI, забрал всех детей к себе.

Детство Лукреции осталось позади. К 13 годам, она была дважды обручена, но обе помолвки не были доведены до свадьбы из-за решений Александра VI.

Но вот богатый вдовец граф Джованни Сфорца решил обзавестись новой женой, и отец решил выгодно использовать красоту Лукреции, мало интересуясь её согласием. Целью Александра VI было создание крепкого политического союза с наиболее сильной и богатой семьей в Милане.

Через год сыграли свадьбу Лукреции с Джованни Сфорца с большим размахом. Но уже через неделю супруг куда-то исчез, а Лукреция осталась.

По-видимому, она нисколько не огорчилась и вела свободную и беззаботную жизнь. Отец подарил ей собственный дворец в дорогом квартале Рима, который поражал всякого побывавшего в нём небывалой роскошью.

Лукреция собирала в своём светском салоне поэтов, музыкантов и художников. Говорят, что Лукреция сама предупредила Джованни Сфорца о том, что его хотят убить, поэтому он и покинул Рим.

Александр VI решил, что брак Лукреции не оправдал его надежд и уговорил дядю Джованни, кардинала Асканио Сфорца убедить племянника дать согласие на развод. Джованни сначала отказался от развода и даже обвинил Лукрецию в отцовском и братском инцесте.

Однако Александр VI, утверждал, что между супругами не было интимных отношений что, согласно средневековому праву, было достаточной причиной для развода. Папа имел право расторгнуть брак своей властью.

Джованни Сфорца ничего не оставалось делать, как в присутствии свидетелей подписать документы о своем бессилии. И брак официально был расторгнут.

Некоторые учёные считают, что именно Джованни Сфорца в отместку стал первым распускать слухи об инцесте, которые стали обрастать подробностями и распространяться по свету. Есть предположения, что в период затянувшегося развода Лукреция увлеклась Педро Кальдероном, который был посыльным между отцом и дочерью. При дворе его называли – Перотто. Лукреция забеременела.

И в это время ей пришлось под присягой утверждать папской комиссии, что к ней не прикасался ни один мужчина. Кардиналы ничего не заподозрили и дали заключение – девственница.

Ребенка, который родился в 1498 году перед заключением брака с Альфонсо Арагонским, назвали Джованни. Интересно, что по поводу этого ребёнка в 1501 году были выпущены две папские буллы.

В первой отцом ребенка был назван Чезаре, до его вступления в брак. А во второй отцом был назван сам Александр VI. Несмотря на то, что буллы противоречат друг другу, ни в одной из них не упоминалась Лукреция, и никогда не было доказано, что матерью этого ребенка была она.

В 1502 году мальчик стал герцогом Камерино – территорий, завоеванных Чизано и передающихся по наследству, но после смерти Александра VI он переехал к Лукреции в Феррару, где был принят, как её сводный брат.

Второй раз замуж Лукрецию выдали за семнадцатилетнего внебрачного сына Альфонсо II, короля Неаполя – Альфонсо, герцога Бишелье и принца Салерно. Он был богат и хорош собой и, по-видимому, Лукреция была счастлива в этом браке.

Но, увы, ввиду того, что присоединить Неаполь к римским владениям не удалось, политические интересы папы и старшего брата изменились.

В ночь на 2 января 1500 года во время визита в Рим, на площади Святого Петра на герцога напали четверо наёмных убийц в масках, ему нанесли пять ударов кинжалом. Но Альфонсо спасает вовремя подоспевшая стража и Лукреция целый месяц не отходит от мужа, не только ухаживая за ним, но и охраняя его.

Окружение Альфонсо, узнав, что убийцы были посланы Чезаре, решают отомстить ему, но терпят неудачу. А Альфонсо Арагонского, увы, душат в собственной постели, судя по хроникам, сделал это сам Чезаре..

Его хоронят втайне, без мессы и отпевания. У Лукреции от Альфонсо остался сын Родриго Арагонский, который умрёт в 13-летнем возрасте в 1512 году.

После смерти второго мужа Лукреции, интересы папы Александра VI переместились на север Италии. И для третьего брака он выбрал для дочери герцога Феррары Альфонсо д’Эсте. Пышная свадьба состоялась в 1501 году.

Третий муж Лукреции не пожелал надолго задерживаться в Риме, и они вскоре его покинули. Больше Лукреция никогда не увидит Вечный город. Поселившись в Ферраре, она вела довольно скромный образ жизни.

Увы, третий брак не принёс ей счастья. Альфонсо д’Эсте оказался ревнивым, и постоянно следил за женой. Лукреция по-прежнему была красивой. А вот к мужу она быстро охладела.

И всё своё внимание перенесла на поощрение деятелей искусства. Особенно она выделяла живописцев, писавших полотна на религиозные темы. В доме Лукреции бывали великий итальянский живописец эпохи Ренессанса Лоренцо Лотто, известные поэты того времени Никколо де Корреджо, Лудовико Ариосто и Пьетро Бембо. Лудовико Ариосто даже посвятил Лукреции хвалебную октаву в «Неистовом Роланде».

Лукреция родила третьему мужу несколько детей. Осложнения при последних родах оказались роковыми для Лукреции, она скончалась от родильной горячки 24 июня 1519 года в возрасте 39 лет, десять дней спустя после рождения дочери, которая тоже не выжила.

Последние годы своей жизни Лукреция стала очень набожной. Она даже носила искупительную власяницу и много времени молилась в храме.

Она составила опись своего личного имущества, в числе которого одних драгоценностей только 3770 единиц, и отписала большие дары церквям и монастырям. Отпевал Лукрецию Борджиа придворный кардинал её мужа, герцога Альфонсо д’Эсте. Ходили слухи, что он был последним любовником Лукреции.

Герцог Альфонсо д’Эсте оказался, мягко говоря, неблагородным и на могильной плите Лукреции высечены такие слова: «Здесь покоится Лукреция Борджиа, дочь, жена и невестка Папы Александра VI».

Несомненно, семья Борджиа оставила о себе чудовищные воспоминания и стала олицетворением безжалостной вероломной политики и сексуальной распущенности. Во всём этом обвиняют и Лукрецию.

Говорят, что дыма без огня не бывает, но в то же время не стоит забывать, что в те времена у девушек и женщин не было своей собственной воли. Они полностью зависели от воли отца, брата, мужа… К тому же не существует никаких достоверных источников, подтверждающих участие Лукреции в преступлениях Александра VI и Чезаре Борджиа.

Есть исследователи, которые пытаются очистить её имя.

Так один из ведущих мировых экспертов по семейству Борджиа Леарко Андало пишет: «Борджиа стали жертвой искажённых представлений, основанных на злобных слухах. Лукреция не отравила ни одного человека. Она сама пала жертвой пера историков».

Власти городка Феррара, расположенного на севере Италии, в котором Лукреция Борджиа провела последние годы жизни и где была похоронена, каждый год 5 февраля устраивают в её честь торжества, сопровождаемые красочными представлениями, карнавальным шествием и танцами. Организаторы праздника, и жители города надеются, что восторжествует правда и Лукреция будет оправдана. Возможно, что это усилиями учёных и поклонников Лукреции случится на самом деле.