Subscribe.ru

Зачем нужна интуиция

Зачем нужна интуиция

Что такое «интуиция» и зачем она нужна? Обычно с интуицией связывают способность предчувствовать будущее. И действительно, часто мы чувствуем, что будет (например, "надо включиться в этот проект" или "не надо доверять этому человеку"). Но мы не верим себе. И обманываемся. А когда понимаем, что промахнулись, вспоминаем «ну я же чувствовала…». Это очень неприятное ощущение, когда понимаешь, что обманула саму себя.

Почему так происходит? Почему мы не доверяем своему внутреннему голосу? Почему не слышим свою интуицию? И что это такое - "интуиция"?

Для меня интуиция - это прежде всего способность чувствовать.

И вот здесь возникает первая и самая большая проблема. Потому что у многих людей чувства либо обесценены, либо находятся под запретом. Они заблокированы, вытеснены, изгнаны, как что-то опасное, ненужное, мешающее. Я с этим постоянно встречаюсь на сессиях (я использую в работе метафорические карты). Спрашиваю, «что вы чувствуете, глядя на этот образ»? А в ответ слышу бодрое «я думаю, что чувствую». Простите, нет. Я спрашиваю не про «что вы думаете». Я спрашиваю «что вы чувствуете»? В ответ - тишина. «А про что вы сейчас молчите?» И вдруг женщина начинает плакать… Это страшно и больно - прикоснуться к своим истинным чувствам. Ведь они так долго были под действием замораживающей анестезии...

Чувства - это энергия. И на то, чтобы их удерживать под контролем или блокировать тратится очень много сил. Неотреагированные, невыраженые, "застрявшие" чувства создают огромное напряжение, которое проявляется через мышечные зажимы, спазмы, болезни. Вся психосоматика - это психическое напряжение, выраженное в теле.

Но когда мы напряжены, - доступ к интуиции закрыт. Наглухо.

Посмотрите на младенцев. Они совершенно расслаблены. И они феноменально интуитивны и чувствительны к настроениям и состояниям родителей, к их мыслям и намерениям. Они улавливают и реагируют на невербальные сигналы, чувствуют, в каком состоянии родители, какое у них настроение. При виде одного человека ребенок вдруг начинает плакать, а при виде другого смеется и просится на ручки. Дети свободно выражают радость, горе, страх или неудовольствие.

Но в какой-то момент подрастающему ребенку говорят, что он не должен чувствовать то, что он чувствует и запрещают проявлять эмоции («не реви, не ной, не ори, не злись»). Или говорят, что он слишком чувствительный, что он что-то себе "придумал". В этот момент ребенка осуждают, его чувства игнорируют или принуждают к обесцениванию своих переживаний. Это подрывает уверенность в себе и разрушает самооценку.

Ребенок получает родительское предписание «не чувствуй». А по большому счету - "не живи". Почему? Потому что у ребенка кроме ощущений и чувств больше ничего нет. Интеллект у ребенка еще не развит. У него есть только ощущения (проявленные в теле) и чувства.

Одна из задач родителей - научить ребенка распознавать, принимать, понимать и адекватно выражать свои чувства. Как это происходит? Например, ребенок сжимает кулачки, хмурит брови, напрягается... Взрослый спрашивает "что с тобой происходит, ты сжал кулачки, нахмурился, наверное, ты злишься, расскажи, почему" Так ребенок - во-первых, понимает, что то, что с ним происходит, называется "злишься". Во-вторых, что его не осуждают, с ним все нормально. В-третьих, что его слышат и можно объяснить причину.

Но большинство родителей не умеют осознавать и регулировать свои эмоциональные состояния, и не могут выполнить одну из родительских задач - научить ребенка справляться со своими чувствами. И постепенно ребенок начинает верить в то, что ему «кажется», будто с ним что-то происходит, и что его чувства - это что-то незначительное, неважное. Он их не понимает, не распознает и не умеет им доверять.

У него сбивается внутренний навигатор.

Он начинает ориентироваться на внешний мир. А из внешнего мира поступают противоречивые сигналы. Например, «слушаться старших». При этом некоторые «старшие» бывают злы, глупы и опасны. А ребенок уже успел усвоить - как бы ему ни было дискомфортно, больно, неприятно, страшно или обидно, - чувствовать запрещено, выражать эмоции (особенно гнев) нельзя.

Он становится вежливым, послушным и «удобным» для окружающих, но для него самого это может обернуться бедой или проблемами. Ведь у него не вырабатывается навык давать отпор и защищаться. Он уже не будет протестовать и кричать, когда его психологически унизят или растопчут, потому что «чувствовать нельзя». У него формируется психология жертвы.

При таких обстоятельствах, к окончанию школы от детской восприимчивости и чувствительности не остается и следа. Интуиция (как способность чувствовать) угасает - навык слышать и понимать себя нигде и никак не тренируется. "Совершеннолетний ребенок" больше не чувствует людей, их мысли и намерения. Не предвидит исход ситуаций. А если что-то и чувствует, то не доверяет. Ведь на чувства наложен запрет.

Чувствовать нельзя.

А что можно? Можно и нужно подчиняться авторитетам, следовать правилам, нормам и стандартам, чужим целям и ценностям, убеждениям, навязанным "любящими" родителями, родственниками, друзьями, окружением (социумом). Можно приспосабливаться, развивать интеллект, навыки концентрации, внимания, аналитики. Вырастая, такой ребенок может компенсировать свою «нечувствительность» социальными успехами - поступает в институт, благополучно делает карьеру, создает семью.

Парадокс в том, что он не живет.

Он не понимает свои истинные желания и потребности. У него формируется привычка отрицать боль (это часто называют "быть сильным и сдержанным"), не обращать внимание на свои состояния, делать вид, что ничего не произошло, когда плохо. А когда нужно принять решение, он пользуется привычными ориентирами - правилами семьи, авторитетными мнениями или логикой. И, конечно, обманывается. Интуитивные сигналы, как сигнал вай-фай, просто не проходят через бетонную стену приобретенных им навыков.

Иногда чувства прорывает. В лучшем случае - прорыв реализуется в творчестве. Эмоциональное напряжение становится настолько невыносимым, что выплескивается, например, в занятия музыкой, живописью или сочинении текстов. Но такая разрядка приносит временное облегчение. В худшем случае человек может совершать неадекватные и разрушительные поступки.

Если подробно расспросить такого "выросшего ребенка", то выясняется, что он удивительным образом существует вне своего тела. Он ощущает себя безучастным наблюдателем, смотрит на себя со стороны, живет мире своих фантазий (кстати, у таких людей может быть прекрасно развито воображение и они умеют убедительно имитировать эмоции). Он не осознает, не ценит, не чувствует свое тело. И это неудивительно - ведь неотреагированные негативные чувства (боль, обида, агрессия, страх) накапливаются в теле, в теле становится некомфортно, и из него хочется "выпрыгнуть, выскочить, вылететь". Психологи видят в такой реакции проявление психологической защиты (последствие травматизации) и называют такую форму защиты "диссоциацией".

Поэтому первое и главное условие развития интуиции - разрешить себе чувствовать. Постепенно восстанавливать природную, детскую чувствительность и восприимчивость. Научиться распознавать и осознавать свои чувства. И возвращаться в тело.

Если вы думаете, что это пара пустяков, я тихо улыбнусь.

Продолжение напишу в следующем посте.

Автор - Юлия Колясникова

---------