Subscribe.ru

Чувства - убийцы свободы

Чувства - убийцы свободы

Итак, давайте продолжим наш семинар по чувствам. Слайды к начальным темам можно скачать по этой ссылке. Сегодня мы работаем с файлом "Чувства - убийцы свободы". И в своих размышлениях я буду постоянно пользоваться слайдами, чтобы все было наглядно и интересно смотреть. Пока не исчерпаю те темы, которые я читал на прошлой Зимовке. А дальше посмотрим, как пойдет.

И сегодня я предлагаю вам рассмотреть духовный аспект зависимости от чувств, в частности - от гнева. Если вы раньше не читали эту рассылку и не очень понимаете, о чем мы сейчас говорим, то я предлагаю вам сначала скачать предыдущие выпуски рассылки, чтобы войти в тему работы с чувствами, назначения чувств и зависимости от чувств. И я напомню, что в прошлом выпуске мы говорили о социальном аспекте зависимости от чувств. И мы с вами говорили о том, что гневозависимые люди склонны обвинять других в своих вспышках гнева, что такие вспышки часто разделяют их с другими людьми и делают их одинокими и несчастными. Я думаю, что это очень грустно - понимать, что мои вспышки гнева и злости так отдаляют от меня других людей и замыкают на себе, погружают в одиночество, жалость к себе и ненависть или презрение, или зависть ко всем окружающим людям. Но такова природа и суть любой зависимости - получая от нее некий кайф и удовольствие, приходится за это платить одиночеством, пустотой в душе и еще более усиливающейся зависимостью.

И сегодня давайте поговорим о том, что происходит с человеком, зависимым от гнева, в духовном плане. У такого человека почти всегда нарушена связь с самим собой и с Богом. Что это значит? У каждого человека, живущего на земле, есть душа, как говорят верующие, или внутренний ребенок, внутреннее Я, как говорят психологи и философы. Названия разные, а суть одна и та же. И этот ребенок часто говорит с человеком посредством двух вещей - это глубинные чувства и состояния тела. Причем не все чувства можно назвать посланиями от этого ребенка. Например, когда вы сильно хотите есть, или хотите заняться сексом, или в сильном гневе, то это проявления болезни (кроме голода - это естественная потребность организма, если она не гипертрофирована и не выросла в зависимость от еды). А вот те слабые сигналы, которые посылает наш ребенок, наша душа, мы их часто не слышим. Мы глушим его внутреннюю боль приступами гнева, или просиживаем у телевизора, или объедаемся сладостями, лишь бы только не понимать, чего же хочет этот внутренний ребенок, в чем он сейчас нуждается и как о нем позаботиться.

Знаете, я часто наблюдаю за тем, о чем люди разговаривают друг с другом в личных беседах. Я наблюдаю за людьми и в церкви, и вне ее. И я замечаю, что большинство людей говорят друг с другом на самые разные темы, обо всем на свете, с большим удовольствием. Но вот есть одна тема, которую в разговорах люди часто избегают и не хотят о ней говорить. Догадались, о чем я говорю? Да, о внутренних, эмоциональных и душевных проблемах. Когда у человека спрашиваешь, как твои дела, чаще всего он скажет, что все нормально, слава Богу. И редко кто скажет, что меня в последнее время мучает одиночество, страх, низкая самооценка и так далее. Эти темы очень непопулярны и сложны. И даже если и ответят так, то спрашивающий сам не знает, что говорить в ответ, как относиться к такому заявлению. Мы слишком не привыкли говорить на такие темы. Вот о больном зубе можем говорить с удовольствием. А о больной душе... В лучшем случае другой может спокойно выслушать и посочувствовать. Чаще же просто отделываются примитивными советами, чтобы побыстрее закрыть эту тему и не говорить об этом. Нас приучили не выносить сор из избы, не делиться своими проблемами, не открывать другому свою душу. И в итоге мы и сами себя теряем, пропадает контакт со своим внутренним миром, понимание того, что же на самом деле творится у нас в душе. И зависимость от гнева или других чувств помогает спрятаться от своей пустоты, уйти от той боли и непонятости, не быть с этим.

Если же наш внутренний ребенок пытается достучаться до нас через тело, например, через головную боль или боль в спине, через болезни внутренних органов, то мы предпочитаем быстрее пойти к врачу и пить побольше лекарств, чтобы избавиться от этой боли, не стараясь даже понять, что наше тело пытается сказать нам, о чем нам кричит наша душа. И мы опять теряем контакт с собой, со своим внутренним миром. И вследствие этого у нас нет и контакта с Богом. Ведь Он пытается достучаться до нас именно через нашу душу, через этого самого внутреннего ребенка. И если мы далеки от себя, то и с Богом у нас не будет близких отношений. Мы можем годами ходить в церковь, можем изучить всю Библию наизусть и говорить очень хорошо о Боге. Но. Если у нас потерян контакт с самим собой, если нет вот этого внутреннего контакта, то и Бога мы услышать не сможем, Он будет для нас только теорией, набором доктрин и умных мыслей, но никак не Личностью, не Другом, не любящим Папой.

Далее, зависимый от чувств человек в глубине своей души не верит в то, что Бог простит его за срывы. Такие люди часто думают о том, что вот если я сорвался, то я плохой, Богу я такой не нужен, Он меня не примет и не будет любить. И этому способствуют низкая самооценка, стыд и страх, которые человек вынес из детства, из почвы и корней дерева зависимостей. О дереве зависимостей мы говорили с вами давно, вы можете скачать архив рассылок и почитать материалы на эту тему. После срыва, когда человек понимает, что он натворил сейчас, как сильно он обидел и оскорбил тех людей, которых он очень любит, ему бывает очень тяжело и стыдно. И часто приходят мысли, что такого меня любить нельзя, я гадкий, плохой, грязный. И вот это понимание мешает человеку идти к Богу и близким за помощью, замыкает его на себе, отдаляет от получения помощи и усугубляет зависимость. И помочь в этом может только серьезная работа над пониманием Бога и Его характера, понимание того, что Он любит вас всегда, не зависимо от того, что вы делаете или не делаете, как вы к Нему относитесь, и всегда готов прощать и принять вас к себе, дать все для исцеления от зависимости и улучшения жизни, если вы в это поверите и позволите Ему сделать это.

Далее, зависимый от гнева человек постоянно нарушает свои собственные ценности. У каждого человека ценности и моральные нормы могут быть свои собственные. Например, многие люди считают, что нельзя бить женщину или ребенка, что нельзя воровать чужое или унижать достоинство и чувства другого человека. Вы сами можете вспомнить и написать свои моральные и нравственные ценности, которые для вас важны и значимы. И вот человек, находящийся в приступе гнева, очень часто нарушает свои собственные моральные нормы, делает то, что он сам себе сделать бы не позволил, если бы он был в спокойном состоянии. Например, одна моя знакомая в приступе гнева угрожала своему мужу ножом в присутствии своего сына, который был сильно напуган и шокирован таким ее поведением. И потом ей было очень стыдно, что она вела себя таким образом, но в гневе она себя не контролировала. И вот потом, когда человек понимает, что он натворил, его угнетают угрызения совести, стыд, вина и боль от того, что он наделал. И эти стыд и вина также ведут к продолжению зависимости, к ее усилению.

И еще зависимому от гнева человеку часто кажется, что весь мир жестокий и колючий, что все на свете настроены против него, что никто его не любит и не принимает таким, какой он есть. И в этом случае ото всех нужно обязательно защищаться, нужно быть в состоянии войны и противодействия, чтобы защититься от жестокости и ненависти этого мира. И такие убеждения сковывают человека, отгораживают его от той любви и заботы, которую ему могут предложить окружающие его люди, Бог и сообщество профессионалов. Эта позиция также лишает человека возможности выздоравливать, двигаться к исцелению души и чувств.

Ну, на этом я хочу закончить сегодняшнюю тему. Я думаю, что она была достаточно серьезной и глубокой. Если у вас появились вопросы или просто мысли от прочтения этой статьи - пишите, постараемся все это обсудить и понять вместе. И я желаю вам выздоровления от этих зависимостей и мира в душе. А через выпуск (после праздничного) мы с вами поговорим немного об особенностях зависимости от других чувств.

---------