О том, что на человека воздействуют неосознанные установки, люди догадывались дав­но. Однако теорию бессознательного (подсознательного или неосознаваемого) впервые научно обо­сновал австрийский психоаналитик, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд (1856-1939). К изучению законов, по которым функционирует подсознание, и разработке теории он приступил достаточно поздно, когда рабо­тал над исследованием причин исте­рии.

Случай поразил Фрейда. У девушки был паралич руки. В гипноти­ческом состоянии она вспомнила, что этой рукой придерживала голову умирающего отца, а думала в тот момент о том, как весело в это же время развлекались ее подруги. Отец умер, и девушка начала мучиться угрызениями совести. Есть старое заклятие "пусть отсохнет моя рука, если…" У девушка "отсохла" рука.

Тогда Фрейд впервые задумался над тем, что существуют бессознательные переживания, что параллельно работе сознания в человеке идет подспудная психическая работа. Он пришел к выводу, что у человека есть мотивы, побуждения, установки, под воздействием которых он совершает поступки, смы­сла которых порой сам не понимает.

В 1889г. Фрейд провёл эксперимент. Девушку в загипнотизированном состоянии попросили запомнить, что по щелчку она должна встать и взять зонтик. Когда её вывели из этого состояния, она очнулась, Фрейд щёлкнул пальцами. На удивление, она подошла к зонтику и взяла его. Но дальше Фрейд удивился ещё больше! Когда он спросил её: "Почему ты взяла зонтик", она ответила без промедления, сразу же и уверенно: "Я хотела посмотреть, мой ли это зонтик лежит"! За доли секунды девушки сознание нашло объяснение. Таким экспериментом Фрейд доказал влияние подсознания на поведение человека. И, кроме того, обнаружил, что сознание легко объясняет все поступки, сделанные под руководством подсознания.

Фрейд подверг анализу человеческое остроумие и чувство юмора: контрастное мышле­ние, ассоциативное и неожиданное, поражающее необычностью и точностью наблюдения. Врач говорит мужу о его больной жене: "Она мне не нравится", имея в виду состояние ее здоровья. Муж, не задумываясь, стремительно отвечает: "Мне тоже - и давно". Все смеются, а Фрейд отмечает прорыв бессознательного недовольства, случайно вырвавшегося наружу.

От изучения природы острот Фрейд шагнул к следующему открытию - толкованию сновидений. Их толковали тысячелетиями, но только Фрейд подошел к ним именно как к "окну в бессознательное". По Фрейду, сны предупреждают об опасности, ободряют, облегчают бремя жизни. Во сне видят желаемое. Сны при­ходят из бессознательного, поэтому они важны и требуют внимания. Бессознательное схватывает и фиксирует все увиденное и услышанное, причем Фрейд отметил абсолютную память бессознательного.

Однажды Фрейду рассказали историю. Спящий человек, услышав во сне крик: «Горим!», момен­тально вскочил. Несмотря на то, что все это длилось одно мгновение, он успел увидеть длинный сон о пожаре. Фрейд сделал вывод, ныне подтвержденный учеными: сны, как и работа подсознания, мгновенны. Люди поражаются: жизнь человека полна серьезных проблем, а снятся пустяки. Фрейд указал: эти "пу­стяки" - главная проблема для дан­ного человека, и сновидения нужно учиться толковать.

Фрейд любил толковать сновиде­ния. Например, человек видит во сне желтого льва. Почему льва и почему желтого? Оказывается, что в детстве у него была такая игрушка. Толкова­ние: человеку плохо, и он хочет вернуться в детство. Или человеку снится, что он идет медленно, трудно, ему никак не дойти до цели, его все обгоня­ют. И, по Фрейду, следует думать о начинающейся болезни ног.

Фрейд подметил, что подсознание, имея свои, только ему до поры до времени известные мотивы и установ­ки, активно сопротивляется мотивам и установкам сознания. Он полагал, что в действиях человека не бывает ничего случайного, и если нам кажет­ся, что что-то произошло случайно, Фрейд бы поправил нас, объяснив, что это работа подсознания и его "го­лос" нужно учиться слышать.

Если некто, пронося блюдо мимо другого человека, нечаянно опрокинул содержимое ему на костюм, вполне вероятно, что этот человек подсознательное неприятен несущему блюдо. Точно так же нечаянно роняют дорогую вазу в квартире, раздражающей своим богатством. Если человек, подойдя к чужой двери, автомати­чески достает свои ключи, значит, ему приятны хозяева. Забыл адрес - зна­чит, не хочется туда идти. Пригласил людей в ресторан, но забыл деньги - не хотел туда идти вообще. Забыл билет на самолет - не нужно лететь в этот город.

Фрейд приводит такой пример: если ребенок постоянно раздражает, то окружающие вдруг перестают заме­чать, что он слишком близко подошел к кипящей кастрюле. У любящих роди­телей дети не выпадают из окон. Могут возмущенно возразить: "Мы были на кухне!" Фрейд бы ответил: "Ребенка, способного выползти на подоконник, не оставляют без присмотра ни на минуту, даже если речь идет о добыва­нии хлеба насущного". И поэтому Фрейд обращает внимание на "оплошности", "ошибочные дей­ствия", возможности "ослышаться" (когда не слышат того, чего не хотят слышать), пишет о "рассеянности", "невнимательности", "нечаянности"» как о мотивах подсознания, поддающихся разгадке.

Человек должен уехать утренним поездом. Если он хочет этого, он проснется и без будильника, если не хо­чет - не поможет и его отчаянный треск. Загнанный массой дел, утомлен­ный спешкой, человек забывает дома часы, потому что они напоминают ему о терроре сроков. Человек не хочет читать лекцию перед пугающей его аудиторией, он торопится, но тем не менее безбожно опаздывает, так как в последний момент садится не в тот транспорт. Человек не может запо­мнить номер телефона и записывает его на бумажке. Он теряет эту бумажку сразу же, - значит, тот, кто дал ему этот номер, человеку неприятен. Его ждут на одной станции метро, а он выходит на другой. Он бессознательно сопротивляется встрече. Вме­сто ненужной, бумаги, случайно разо­рвал нужную. Но как раз она-то и не нужна бессознательному.

Необходимо, говорил Фрейд, анали­зировать подобные действия, и если руки "не доходят", к примеру, до ребенка, то, значит, так родители его и любят. Мужчина "горит" на работе, задерживается вечерами и домой возвращается поздно. Он искренне гово­рит: "работа такая", но истинно вер­ный ответ: "отношение к жене и детям - такое". Женщина часто теряет обру­чальное кольцо, оно почему-то стало легко сниматься с пальца. И это озна­чает, что она разочаровалась в муже. Конечно, можно возразить: "Это случайности!" Может быть, но нужно анализировать такие случайности, чтобы понять истину, которую подсказывает бессознательное.

Все это важно и если проанализировать проблему с точки зрения здоровья. Если женщину по каким-либо причинам перестал устраивать ее муж, то вскоре она начинает часто болеть. Ее мучают головные боли, боли в сер­дце, общая слабость. На самом деле, установка бессознательного привела к объективным изменениям в организме.

Итак, в человеческой психике выделяют два доминирующих уровня: сознательное и подсознательное.

Фрейд определяет сознательное как "Я" или сознание. Сознание - это то, что человек способен контролировать, что он использует, познавая, принимая решения, осознавая в творческой деятельности. Он думает, как изложить свои мысли на бумаге, подбирает слова и образы, переделывает текст. Это работа сознания. Однако параллельно в нем идет еще более интенсивная психическая работа, которую он не осознает, а только дога­дывается, что она идет, поскольку его будоражит нечто, останавливая или направляя, мешая думать или помогая, озаряя вдруг в самом неподходящем месте счаст­ливой догадкой. Это - из области подсознания.

Подсознание начинает наполняться в детстве. Это душевные потрясения, чувства или желания, пережитые ребенком, но забытые им, так как его сознание, по каким-либо причинам боится или стыдится воспоминания о них. Узнать о том, что находится в подсознании, можно через сны, оговорки или АССОЦИАЦИИ.

Сознание разрабаты­вает проблему по горизонтали. Но прорыв в неведомое происходит по вертикали, и новая идея рождается сначала в бессознательном.

В ведении бессознательного - интуиция, которая подсказывает: "не ходи туда", "уйди отсюда" или "ты на верном пути". Интуитивно человек выбирает лучшую из многих возможностей. Приспособи­тельная функция подсознания направлена на решение актуальных проб­лем, связанных и с реали­зацией инстинктов. Если у человека доминирующий инстинкт направлен на сохранение потомства, в подсознании главенствуют де­ти и их заботы, если доминирует инстинкт исследователя, в подсознании главенствуют научные и творческие проблемы.

Особенно бдительно подсознание по отношению к самосохранению. Оно постоянно контроли­рует состояние здоровья и через тре­вогу, внезапно охватывающую челове­ка, сигнализирует о начале заболева­ния. Будучи направленным на сохране­ние здоровья человека, подсознание ограничивает его усилия, защи­щает мозг, органы чувств, мышцы, связки, весь организм от волюнта­ризма сознания. Бессознательное вне­дряется в сознание, если человеку гро­зит опасность. Задумавшись, он идет, не замечая ничего вокруг, и вдруг вскидывает голову, прислушивается или вообще останавливается в шаге от пропасти. Это бессознательное обнаружило опасность и послало сознанию сигнал.

В подсознании сконцент­рирован мощный параллельный канал мышления. И если человек захвачен какой-то творческой проблемой, то он, конечно же, много думает о ней, но все же не двадцать четыре часа в сутки. Он должен есть, пить, отдыхать, зани­маться домашними делами, зарабаты­вать деньги - зани­маться повседневными делами. Его сознание поминутно переключается. Но в нем идет непрерывная дея­тельность по разрешению его проблемы. И это очень важно для понимания соотношения подсознания и созна­ния. Что более всего интересует данного человека? Об этом размышляет денно и нощно его подсознание.

Фрейд обратил внимание на то, что подсознание установочно. Установки при­обретаются с рождения, и чем раньше мы начнем с ними работать, тем лучше. Установки могут быть настолько силь­ными, что вступают в противоречие с инстинктами, темпераментом, жизнен­ными принципами человека. В таком случае он обречен на глубочайший внутренний конфликт.

С раннего детства в нашем подсознании запечатлевается все, что нам внушили родители или другие зна­чимые люди, все, что потрясло воображение, наши оценки себя, других, общества. Можно даже сказать, что мы абсолютно ко всему подходим предвзято.

Если у ребенка под влиянием роди­телей, друзей или школы сложилась установка "я - плохой, некрасивый, слабый, никчемный", то можно предположить, что его будущая жизнь вряд ли будет удачной. Пройдут годы, чело­век с заниженной самооценкой скорее всего не добьется серьезных успехов, но если даже и добьется, то из глубины его подсознания будет по-прежнему звучать: "Я - никчемный". У людей с заниженной самооценкой ущемлены, подавлены многие чувства и инстин­кты. Такой человек недоверчив, подозрителен, мнителен. И это часто приводит к неврозу, являющемуся при­чиной ранних болезней.

Одно из центральных мест в само­анализе занимает вопрос, на который следует честно ответить самому себе: какова моя истинная самооценка? И сделать все возможное, чтобы повы­сить ее, если она занижена. Самосовершенствование необходимо, чтобы максимально развить свои психофизи­ческие данные и обрести уверенность в себе. Безнадежно обделенных людей нет, заметил Фрейд, ибо "если Бог закрыл дверь, он открыл форточку!"

По материалам: Сергей Габузов, Любовь Хворостяная