Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
1153 участника
Администратор Людмила 59
Модератор -Олег-

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Азимов: неизбежность госсоциализма

 кислая

В про­дол­же­ние темы, под­ня­той в статье О. Бес­со­но­вой: Раз­да­точ­ная эко­но­ми­ка России: про­шлое, на­сто­я­щее, бу­ду­щее


Со­ци­аль­ная фан­та­сти­ка – раз­но­вид­ность со­ци­аль­ной фи­ло­со­фии или тео­ре­ти­че­ской со­цио­ло­гии, только вы­ра­жен­ной не в на­уч­ных тер­ми­нах и фор­му­лах, а в ху­до­же­ствен­ных об­ра­зах и сю­жет­ных линиях.  Эта в общем-то оче­вид­ная мысль не нова; ее вы­ска­зы­ва­ли даже многие клас­си­ки жанра НФ. В част­но­сти, один из «трех китов» аме­ри­кан­ской НФ Айзек Азимов. В статье под эн­цик­ло­пе­ди­че­ским на­зва­ни­ем «Со­ци­аль­ная на­уч­ная фан­та­сти­ка» он писал, что раз­лич­ные об­ще­ствен­ные устрой­ства можно изу­чать при помощи «со­ци­аль­но­го экс­пе­ри­мен­та на бумаге».

В цикле ро­ма­нов о де­тек­ти­ве Элай­дже Бейли  (Elijah «Lije» Baley) Азимов по­пы­тал­ся ис­сле­до­вать фе­но­мен, что так бу­до­ра­жил умы аме­ри­кан­цев в эпоху 50-х, ко­то­рая в США прошла под флагом ан­ти­ком­му­низ­ма и мак­кар­тиз­ма (именно в 50-е Азимов пишет глав­ные романы цикла1, а в сен­тяб­ре 1960 ве­дом­ство Джона Эдгара Гувера после ано­ним­но­го доноса на­чи­на­ет по­до­зре­вать пи­са­те­ля-фан­та­ста в со­чув­ствии к СССР и Ком­пар­тии США). Ко­неч­но, под этим фе­но­ме­ном, за­ин­те­ре­со­вав­шим Ази­мо­ва, я имею в виду го­су­дар­ствен­ный или ав­то­ри­тар­ный со­ци­а­лизм, наи­бо­лее ярко пред­став­лен­ный тогда ста­лин­ско-хру­щев­ским Со­вет­ским Союзом, ма­о­ист­ским Китаем, ход­жа­ист­ской Ал­ба­ни­ей и ки­мов­ской Се­вер­ной Кореей.

Сами об­ще­ства гос­со­ци­а­лиз­ма рас­смат­ри­ва­ли себя через призму идео­ло­гии марк­сиз­ма, ко­то­рая со­зда­ва­лась на Западе и пред­на­зна­ча­лась для за­пад­но­го об­ще­ства, неся в себя им­пуль­сы для даль­ней­шей его эман­си­па­ции. На мой взгляд, го­раз­до более ре­аль­ный взгляд на гос­со­ци­а­лизм пред­ла­га­ет со­вре­мен­ный эко­но­мист Ольга Эр­не­стов­на Бес­со­но­ва, раз­ра­бо­тав­шая кон­цеп­цию раз­дат­ка (Бес­со­но­ва О.Э. Раз­да­точ­ная эко­но­ми­ка России). Она опи­сы­ва­ет го­су­дар­ствен­ный раз­да­ток  жиз­нен­но важных благ в рос­сий­ском об­ще­стве, на­чи­ная с Ки­ев­ской Руси и за­ме­ча­тель­но, что вер­ши­ной этого раз­дат­ка – об­ще­ством то­таль­но­го ад­ми­ни­стра­тив­но­го раз­дат­ка — у нее как раз вы­сту­па­ет со­вет­ский го­су­дар­ствен­ный со­ци­а­лизм.

В со­от­вет­ствии с этой кон­цеп­ци­ей, я и опре­де­ляю го­су­дар­ствен­ный со­ци­а­лизм (гос­со­ци­а­лизм или ав­то­ри­тар­ный со­ци­а­лизм) как об­ще­ствен­ное устрой­ство, где люди по­де­ле­ны на страты, име­ю­щие разные права и обя­зан­но­сти и где они по­лу­ча­ют необ­хо­ди­мые для жизни сред­ства не столь­ко в рамках ры­ноч­ной си­сте­мы, сколь­ко в ходе го­су­дар­ствен­ных раздач. Так, в СССР рынка со­вре­мен­но­го го­род­ско­го жилья прак­ти­че­ски не было. Квар­ти­ру в мно­го­квар­тир­ном бла­го­устро­ен­ном доме нельзя было купить, а можно было лишь по­лу­чить от го­су­дар­ства. Де­фи­цит­ные и осо­бен­но за­гра­нич­ные пред­ме­ты шир­по­тре­ба также нельзя было купить в ма­га­зине, их предо­став­ля­ло учре­жде­ние со зна­ко­вым на­зва­ни­ем «спец­рас­пре­де­ли­тель». Но в «спец­рас­пре­де­ли­те­ле» хотя бы нужно было пла­тить деньги. В Се­вер­ной Корее эпохи Ким Ир Сена высшее ру­ко­вод­ство партии вообще по­лу­ча­ло бес­плат­ное «еже­днев­ное спец­снаб­же­ние» в виде про­дук­то­вых на­бо­ров.

Таким об­ра­зом гос­со­ци­а­лизм – иерар­хи­че­ское об­ще­ство с раз­дат­ком в эко­но­ми­ке, про­ти­во­по­лож­ное ка­пи­та­лиз­му – эга­ли­тар­но­му об­ще­ству с ры­ноч­ной эко­но­ми­кой (хотя, ко­неч­но, пе­ре­ход­ных форм между этими двумя мо­де­ля­ми – ве­ли­кое мно­же­ство и иногда непо­нят­но, что перед нами – еще госка­пи­та­лизм или уже гос­со­ци­а­лизм).

В своих ро­ма­нах о Бейли Азимов рисует Землю бу­ду­ще­го, об­ще­ство и го­су­дар­ство ко­то­рой по­стро­е­но именно по этим прин­ци­пам. Он правда на­зы­ва­ет это не со­ци­а­лизм, а «об­ще­ство кол­лек­ти­виз­ма» и про­ти­во­по­став­ля­ет его про­шлым ис­то­ри­че­ским эпохам Земли, где гос­под­ство­ва­ла погоня за день­га­ми, «чи­сто­га­ном». В со­цио­ло­ги­че­ских от­ступ­ле­ни­ях между раз­ви­ти­ем сюжета Азимов опи­сы­ва­ет этот гло­баль­ный гос­со­ци­а­лизм, по­ка­зы­ва­ет его до­сто­ин­ства и недо­стат­ки, объ­яс­ня­ет, в силу каких причин он может и даже должен в конце концов утвер­дить­ся на нашей пла­не­те. А по Ази­мо­ву пе­ре­ход к нему жи­те­лей Земли неиз­бе­жен и СССР с Китаем – лишь его «первые ла­сточ­ки» (впро­чем, о них он вовсе не упо­ми­на­ет, а судя по тому, что на Земле бу­ду­ще­го у него все го­во­рят по-ан­глий­ски, победе ми­ро­во­го гос­со­ци­а­лиз­ма пред­ше­ство­ва­ла победа ми­ро­во­го ка­пи­та­лиз­ма и аме­ри­ка­ни­за­ция всей Земли).

Несмот­ря на то, что для – рос­си­ян, пом­ня­щих Со­вет­ский Союз – это ху­до­же­ствен­ное ис­сле­до­ва­ние гос­со­ци­а­лиз­ма крайне ак­ту­аль­но, на данный аспект про­из­ве­де­ний Ази­мо­ва об­ра­ща­ют мало вни­ма­ния. Моя статья – по­пыт­ка ис­пра­вить этот недо­чет.

 

Эра Го­ро­дов

Цикл об Элай­дже Бейли вклю­ча­ет в себя три романа «Сталь­ные пещеры» (The Caves of Steel), «Об­на­жен­ное Солнце» (The Naked Sun) и «Роботы Зари» (The Robots of Dawn). Про­дол­же­ние – «Роботы и им­пе­рия» (Robots and Empire) опи­сы­ва­ет даль­ней­шее раз­ви­тие со­бы­тий, после смерти Бейли и свя­зы­ва­ет романы о Бейли с цик­ла­ми о Га­лак­ти­че­ской им­пе­рии и двух Ос­но­ва­ни­ях.

Об­ра­тим­ся к бэк­гра­ун­ду де­тек­тив­ных рас­сле­до­ва­ний и за­хва­ты­ва­ю­щих при­клю­че­ний де­тек­ти­ва по­ли­ции Нью-Йорка Элай­джа Бейли.

По пред­по­ло­же­нию Ази­мо­ва, через три тысячи лет че­ло­ве­че­ство пол­но­стью пе­ре­се­лит­ся в огром­ные су­пер­го­ро­да (или Города с боль­шой буквы), на­кры­тые ку­по­ла­ми и изо­ли­ро­ван­ные от внеш­ней среды. По своим раз­ме­рам Города срав­ни­мы с целыми шта­та­ми (Нью-Йорк бу­ду­ще­го про­сти­ра­ет­ся до штата Нью-Джерси). Про­стран­ства между го­ро­да­ми по­кры­ты шах­та­ми и фер­ма­ми, но там будут тру­дить­ся лишь роботы, до­бы­вая нужные для людей уголь, дре­ве­си­ну и про­из­во­дя мас­ля­ни­стые штаммы (ко­то­рые за­ме­нят давно ис­чез­нув­шую нефть) и сель­хоз­про­дук­цию для узкого слоя элиты Го­ро­дов, ко­то­рые будут иметь при­ви­ле­гию по­треб­лять на­ту­раль­ные про­дук­ты (все осталь­ные в ази­мов­ском бу­ду­щем по­треб­ля­ют ис­кус­ствен­ную еду, причем, бла­го­да­ря ей про­бле­ма голода давно и на­все­гда решена). Люди ни­ко­гда не вы­хо­дят за пре­де­лы ку­по­лов и не только потому что не имеют такой нужды, но и потому, что уже не могут: прак­ти­че­ски все зем­ляне больны ага­ро­фо­би­ей и вне своих «сталь­ных пещер» ис­пы­ты­ва­ют жуткий страх и дис­ком­форт.

Азимов упо­ми­на­ет кроме Нью-Йорка, где про­ис­хо­дит дей­ствие пер­во­го романа, и где ро­дил­ся и живет Элайдж, такие Города, как Москва, Шанхай, Лос-Ан­дже­лес, Фи­ла­дель­фия, Дели. Всего на Земле ази­мов­ско­го бу­ду­ще­го 800 Го­ро­дов, в каждом из ко­то­рых – при­мер­но по 10-20 мил­ли­о­нов жи­те­лей (весьма скром­ная цифра, надо ска­зать, но не будем за­бы­вать, что это фан­та­сти­ка 50-х, когда на Земле жили 2,5 мил­ли­ар­дов че­ло­век!). Во всех них – более или менее од­но­род­ная куль­ту­ра. Везде го­во­рят по-ан­глий­ски, ис­чез­ли на­ци­о­наль­ные кухни и везде пи­та­ют­ся одной и той же ис­кус­ствен­ной пищей.

Каждый Город пред­став­ля­ет собой ав­то­ном­ную эко­но­ми­че­скую еди­ни­цу и фак­ти­че­ски обес­пе­чи­ва­ет себя сам, без помощи других Го­ро­дов (но по­сто­ян­но ба­лан­си­ру­ет на грани про­дук­то­во­го кри­зи­са), хотя, ко­неч­но, Города свя­за­ны между собой же­лез­но­до­рож­ным и авиа­со­об­ще­ни­ем. Оче­вид­но, что в них есть радио- и те­ле­ви­зи­он­ная связь.

Судя по всему, на­ци­о­наль­ные го­су­дар­ства ис­чез­ли, пла­не­та управ­ля­ет­ся единым пра­ви­тель­ством, куда, как можно пред­по­ло­жить, от­дель­ные Города де­ле­ги­ру­ют своих пред­ста­ви­те­лей. В «Сталь­ных пе­ще­рах» упо­ми­на­ет­ся об­ще­пла­нет­ный по­ли­цей­ский орган – Все­пла­нет­ное бюро рас­сле­до­ва­ний (ВБР), ко­то­рое на­хо­дит­ся в Ва­шинг­тоне. Там же на­хо­дит­ся и упо­мя­ну­тый в романе Белый Дом, но он уже, ве­ро­ят­но – ре­зи­ден­ция не се­ве­ро­аме­ри­кан­ско­го, а все­пла­нет­но­го пра­ви­тель­ства. Во всяком случае в «Об­на­жен­ном Солнце» за­мру­ко­во­ди­те­ля Ми­ни­стер­ства юс­ти­ции в Ва­шинг­тоне Аль­берт Минним, от­прав­ляя Бейли на пла­не­ту Со­ля­рия, го­во­рит ис­клю­чи­тель­но об ин­те­ре­сах Земли.

Об­ра­тим­ся к тому, как устро­е­но об­ще­ство эпохи Го­ро­дов.

 

Со­ци­аль­ная струк­ту­ра Го­ро­дов

Об­ще­ство Го­ро­дов раз­де­ле­но на два боль­ших со­сло­вия – де­клас­си­фи­ци­ро­ва­ных и клас­си­фи­ци­ро­ван­ных (на­по­ми­на­ю­щих «враж­деб­ные и дру­же­ствен­ные силы» в си­сте­ме сонбун Се­вер­ной Кореи или «ли­шен­цев» и пол­но­прав­ных граж­дан в СССР до 1936 года).

Де­клас­си­фи­ци­ро­ван­ные – это «дно об­ще­ства»: пре­ступ­ни­ки, люм­пе­ны, без­ра­бот­ные, ко­то­рые живут в ба­ра­ках на окра­и­нах Го­ро­дов, по­лу­ча­ют от го­су­дар­ства бес­плат­ную, без­вкус­ную «дрож­же­вую еду», вы­пол­ня­ют за нее низ­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ную работу на фаб­ри­ках (районы таких фабрик несколь­ки­ми коль­ца­ми окру­жа­ют Города) и не могут рас­счи­ты­вать ни на какое улуч­ше­ние своего по­ло­же­ния.

Отец Бейли ока­зал­ся де­клас­си­фи­ци­ро­ван­ным после того, как по его вине про­изо­шла авария на атом­ной стан­ции. Он не вы­дер­жал такой жизни, спился и умер. Мно­же­ство людей вокруг Бейли ока­зы­ва­ют­ся де­клас­си­фи­ци­ровн­ны­ми, потому что они не яв­ля­ют­ся с точки зрения го­су­дар­ства цен­ны­ми ра­бот­ни­ка­ми и их вполне можно за­ме­нить ро­бо­та­ми. Бейли боится де­клас­си­фи­ка­ции еще и потому что это озна­ча­ет утерю вы­со­ко­го со­ци­аль­но­го ста­ту­са у детей: после де­клас­си­фи­ка­ции отца, Эладж и его мать вы­нуж­де­ны были тоже пе­ре­се­лить­ся в бараки.

Остав­ша­я­ся часть об­ще­ства — вы­со­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные ра­бот­ни­ки, ко­то­рые раз­де­ле­ны на классы. Чем выше класс че­ло­ве­ка, тем боль­шим ко­ли­че­ством при­ви­ле­гий он об­ла­да­ет. Элайдж Бейли, на­при­мер, – де­тек­тив де­пар­та­мен­та по­ли­ции, имеет класс С-5. Это от­но­си­тель­но вы­со­кий статус, во всяком случае его об­ла­да­тель имеет право на личную ду­ше­вую кабину и ра­ко­ви­ну для умы­ва­ния в квар­ти­ре (все, у кого класс пониже, вы­нуж­де­ны удо­воль­ство­вать­ся об­ще­ствен­ны­ми ду­ше­вы­ми и умы­валь­ни­ка­ми). За рас­сле­до­ва­ние убий­ства кос­мо­ни­та его на­чаль­ник обе­ща­ет ему по­вы­ше­ние – класс С-6.

В романе мы читаем об этом:

«Бейли хорошо знал, какие при­ви­ле­гии давал класс С-6. Си­дя­чее место в экс­прес­се не только с десяти до че­ты­рех, но и в часы пик. Боль­ший выбор блюд в сто­ло­вых. Может быть, даже более бла­го­устро­ен­ная квар­ти­ра и про­пуск в со­ля­рий для Джесси».

В другом романе «Об­на­жён­ное Солнце» Ми­ни­стер­ство Юс­ти­ции ко­ман­ди­ру­ет Бейли на пла­не­ту Со­ля­рия и за успеш­ное вы­пол­не­ние за­да­ния ему и его семье обе­ща­ют класс С-7.

Класс можно по­лу­чить за вы­слу­гу лет (один из коллег Бейли под­нял­ся за 10 лет службы в по­ли­ции до С-3) или за какие-нибудь за­слу­ги. Жена и дети граж­да­ни­на, име­ю­ще­го опре­де­лен­ный класс, также по­лу­ча­ют при­ви­ле­гии этого класса.

Об­ла­да­те­ли клас­сов или пол­но­цен­ные граж­дане живут в ад­ми­ни­стра­тив­ном центре Города Нью-Йорк в жилых квар­та­лах, свя­зан­ных друг с другом и со зда­ни­я­ми учре­жде­ний, где они ра­бо­та­ют, экс­пресс-до­ро­гой (по ко­то­рой можно пе­ре­ме­щать­ся как на поезде, так и по дви­жу­щей­ся полосе). От­дель­ных домов, в ко­то­рых жило бы по одной семье, не су­ще­ству­ет. Жители Города оби­та­ют в огром­ных мно­го­квар­тир­ных домах. Блоки для хо­ло­стя­ков со­сто­ят из комнат, на­по­ми­на­ю­щих об­ще­жи­тия (Бейли жил в такой до же­нить­бы на Джесси). Се­мей­ные пары по­лу­ча­ют ком­на­ты, раз­ме­ры ко­то­рых могут уве­ли­чить, если по­явят­ся дети. Раз­ре­ше­ние на детей дает го­су­дар­ство и без этого раз­ре­ше­ния за­во­дить детей нельзя, в Го­ро­дах жестко ре­гу­ли­ру­ет­ся рож­да­е­мость. В обыч­ных, стан­дарт­ных ком­на­тах нет ни кухонь, ни туа­ле­тов с ван­ны­ми, по­доб­но­го рода по­ме­ще­ния яв­ля­ют­ся об­ще­ствен­ны­ми и пред­на­зна­че­ны для жи­те­лей целого этажа в блоке. Едят нью-йоркцы в об­ще­ствен­ных сто­ло­вых, моются в об­ще­ствен­ных ду­ше­вых, фильмы смот­рят в ки­но­те­ат­рах, рас­счи­тан­ных на тысячи че­ло­век.

При этом люди любят кол­лек­тив­ные приемы пищи в сто­ло­вых, находя в них особое удо­воль­ствие, ведь в своей сто­ло­вой все – друзья, еда пе­ре­ме­жа­ет­ся шут­ка­ми, ве­се­льем. Бейли стра­да­ет, когда ока­зы­ва­ет­ся в другом сек­то­ре и вы­нуж­ден есть особ­ня­ком от ве­се­ля­щих­ся мест­ных:

«до­воль­но непри­ят­но ходить в незна­ко­мую сто­ло­вую. Ты никого здесь не знаешь. Другое дело в своем сек­то­ре: там всегда за­ни­ма­ешь опре­де­лен­ное место, с тобой семья, твои друзья. А для мо­ло­де­жи это просто одно удо­воль­ствие».

Однако, по стран­ной логике кол­лек­ти­вист­ских об­ществ, если че­ло­век по­лу­чит вы­со­кий класс и при­об­ре­тет право за­би­рать еду домой и есть ее в кругу семьи или в оди­ноч­ку, то он вы­зы­ва­ет не все­об­щее со­жа­ле­ние (ведь он ли­ша­ет­ся удо­воль­ствия об­ще­ния с со­тра­пез­ни­ка­ми), а бе­ше­ную за­висть. Жена Бейли предо­сте­ре­га­ет его, чтоб он не поль­зо­вал­ся своими при­ви­ле­ги­я­ми слиш­ком часто, на них и так соседи, име­ю­щие классы пониже, смот­рят косо.

Судя по всему, ис­кус­ствен­ная еда сто­ло­вых – бес­плат­ная. Власти Города выдают всем талоны на пи­та­ние. В начале «Сталь­ных пещер» сын Элай­джа — Бентли просит раз­ре­ше­ние вос­поль­зо­вать­ся та­ло­ном папы и поесть в сто­ло­вой. В том же романе Бейли и Дэниэл ока­зы­ва­ют­ся в об­ще­ствен­ной сто­ло­вой. Люди в ней опус­ка­ют жетоны в про­резь ав­то­ма­ти­че­ско­го кон­тро­ле­ра и по­лу­ча­ют стан­дарт­ный набор. При этом Бейли вспо­ми­на­ет, что его жена – ди­е­то­лог сто­ло­вой жа­ло­ва­лась на то, что го­род­ские власти раз­да­ют вре­мен­ные талоны (жетоны, ко­то­рые предъ­яв­ля­ет Бейли) на­пра­во и налево и тем самым на­ру­ша­ют ритм работы сто­ло­вых, где все за­ра­нее за­пла­ни­ро­ва­но.

Таким об­ра­зом, власти знают, сколь­ко людей живет в сек­то­ре и выдают им нужное ко­ли­че­ство та­ло­нов (но вносят пу­та­ни­цу в работу сто­ло­вых, вы­да­вая до­пол­ни­тель­ные вре­мен­ные талоны для ко­ман­ди­ро­воч­ных).

Итак, эко­но­ми­ка Го­ро­дов не ры­ноч­ная, ка­пи­та­ли­сти­че­ская, а рас­пре­де­ли­тель­но-пла­но­вая. Деньги не играют боль­шой роли в жизни су­пер­го­ро­дов. Их жители даже забыли точное зна­че­ние слова «чи­сто­ган»:

«Ученые по-раз­но­му тол­ку­ют слово «чи­сто­ган», однако общий его смысл со­мне­ний не вы­зы­ва­ет».

Тем не менее деньги в мире Бейли есть. В начале «Сталь­ных пещер» опи­сы­ва­ет­ся, как в обув­ном ма­га­зине вспы­хи­ва­ют бес­по­ряд­ки, вы­зван­ные тем, что жен­щине не по­нра­ви­лось, что ее об­слу­жи­ва­ют роботы-про­дав­цы. Иными сло­ва­ми, обувь в этом мире нужно все-таки по­ку­пать. Но об­ла­да­ние день­га­ми мало что дает: все ос­нов­ные жиз­нен­ные по­треб­но­сти удо­вле­тво­ря­ют­ся здесь бес­плат­но, в ходе го­су­дар­ствен­ных раздач и за­ви­сят лишь от клас­со­во­го ста­ту­са. Ло­яль­ный граж­да­нин Города по­лу­ча­ет от го­род­ских вла­стей талоны на пи­та­ние, право поль­зо­вать­ся экс­пресс-до­ро­гой, об­ще­ствен­ны­ми ду­ше­вы­ми и пра­чеч­ны­ми, ком­на­ту в мно­го­квар­тир­ном доме, и даже талоны для по­се­ще­ния суб­эфир­ных ки­но­те­ат­ров. Сын Бейли учится в школе и оче­вид­но, что Элайдж с Джесси также за это ничего не платят.  Даже табак для трубки Бейли раз в месяц по­лу­ча­ет, а не по­ку­па­ет (правда, нормы раз­да­чи все время уре­за­ют, что бес­по­ко­ит Бейли).

Об идео­ло­гии об­ще­ства Го­ро­дов Азимов пишет так:

«Среди со­вре­мен­ных пуб­ли­ци­стов стало модно с вы­со­ко­мер­ным осуж­де­ни­ем тол­ко­вать о мер­кан­ти­лиз­ме преж­них времен, когда эко­но­ми­кой пра­ви­ли деньги… И на­о­бо­рот, они высоко пре­воз­но­сят со­вре­мен­ный «кол­лек­ти­визм», как наи­бо­лее про­дук­тив­ную и про­све­щен­ную форму об­ще­ства».

Итак, идео­ло­гия эта – кол­лек­ти­визм. Она про­воз­гла­ша­ет цен­но­сти вза­и­мо­по­мо­щи и осуж­да­ет кон­ку­рент­ную борьбу, в ре­зуль­та­те ко­то­рой одному до­ста­ет­ся все, а дру­го­му не оста­ет­ся ничего. Нет со­мне­ний, что она ставит в за­слу­гу со­ци­а­лиз­му Го­ро­дов победу над про­бле­мой голода. Ведь раз­ви­тие пи­ще­вой химии и нор­ми­ро­ван­ное рас­пре­де­ле­ние пищи при­ве­ло к тому, что необ­хо­ди­мое для жизни ко­ли­че­ство еды по­лу­ча­ют все. Сам Бейли при­зна­ет, что иначе 6 из 8 мил­ли­ар­дов че­ло­век, жи­ву­щих на Земле, оста­лись бы без пищи и умерли от голода. Соб­ствен­но, нечто по­доб­ное и про­ис­хо­дит на Земле сейчас. В от­сут­ствии ра­бо­то­спо­соб­ной пла­не­тар­ной си­сте­мы рас­пре­де­ле­ния про­до­воль­ствия (хотя бы на базе ООН), около по­ло­ви­ны на­се­ле­ния нашей пла­не­ты (в ос­нов­ном – жители стран Азии и Африки) либо недо­еда­ют, либо го­ло­да­ют, тогда как жители США и Ев­ро­со­ю­за еже­днев­но вы­ки­ды­ва­ют в по­мой­ки тонны при­год­ной для упо­треб­ле­ния еды. Ожи­да­е­мое след­ствие этого – ми­гра­ци­он­ный кризис. Жители бед­но­го Юга стре­мят­ся на бо­га­тый Север.

Кол­лек­ти­виз­му Го­ро­дов Азимов про­ти­во­по­став­ля­ет ин­ди­ви­ду­а­лизм Внеш­них Миров, ко­то­рые на­се­ля­ют по­том­ки землян-ко­ло­ни­стов – кос­мо­ни­ты («спей­се­ры»). Там каждый имеет от­дель­ный дом, де­сят­ки, а то и сотни ро­бо­тов, ко­то­рые удо­вле­тво­ря­ют все его по­треб­но­сти. На пла­не­те Со­ля­рия дело дошло до того, что жители на­столь­ко при­вык­ли к обес­пе­чен­но­му оди­но­че­ству, что даже муж и жена ис­пы­ты­ва­ют от­вра­ще­ние при мысли о личной встре­че. Со­ля­ри­ане об­ща­ют­ся через го­ло­ви­део, а су­пру­ги встре­ча­ют­ся лишь для того, чтобы зачать потом­ство, ко­то­рое, как только оно ро­дит­ся, у них изы­ма­ют для ро­бо­ти­зи­ро­ван­но­го вос­пи­та­ния на спе­ци­аль­ных фермах.

Азимов под­чер­ки­ва­ет, что кос­мо­ни­ты — ма­те­ри­а­ли­сты, даже за­быв­шие о том, что такое ре­ли­гия (в память кос­мо­нит­ско­го робота Дэни­э­ла не за­ло­жи­ли ин­фор­ма­цию об Еван­ге­ли­ях). На Земле ре­ли­гия со­хра­ни­лась, хотя неко­то­рые, как Бейли, яв­ля­ют­ся скеп­ти­ка­ми и ате­и­ста­ми (при этом Бейли хорошо знаком с со­дер­жа­ни­ем Библии). Это лю­бо­пыт­но: у Ази­мо­ва гос­со­ци­а­лизм связан с ре­ли­ги­оз­ным ми­ро­воз­зре­ни­ем, а ка­пи­та­лизм – с ма­те­ри­а­лиз­мом, хотя в годы «хо­лод­ной войны» внешне все вы­гля­де­ло на­о­бо­рот (впро­чем, хотя фор­маль­но идео­ло­гия СССР была без­ре­ли­ги­оз­ной, фак­ти­че­ски уро­вень веры у граж­дан страны Со­ве­тов был много выше, чем у теп­лохлад­ных бюр­ге­ров за­пад­но­го блока, разве что за ис­клю­че­ни­ем США).

 

Ре­сурс­ный кризис и гос­со­ци­а­лизм

Такова со­ци­аль­ная струк­ту­ра зем­но­го об­ще­ства эпохи су­пер­го­ро­дов. По каким же при­чи­нам на пла­не­те утвер­ди­лось такое об­ще­ство и на­все­гда исчез строй ка­пи­та­лиз­ма с его куль­том «чи­сто­га­на» да так прочно, что даже ис­то­ри­ки имеют смут­ные пред­став­ле­ния об эре гос­под­ства денег? При­чи­ны эти просты – нехват­ка ре­сур­сов. Азимов пишет:

«С ростом на­се­ле­ния на Земле воз­ник­ла необ­хо­ди­мость более ра­зум­но­го устрой­ства го­ро­дов. Ценой по­сто­ян­но­го сни­же­ния уровня жизни пла­не­та могла про­кор­мить два мил­ли­ар­да че­ло­век, три и даже пять. Однако, когда чис­лен­ность на­се­ле­ния до­стиг­ла восьми мил­ли­ар­дов, по­лу­го­лод­ное су­ще­ство­ва­ние стало ре­аль­ной про­бле­мой; от ко­то­рой просто так не от­мах­нешь­ся».

И далее:

«… По­ду­мать только, как нера­зум­но со­дер­жать сто тысяч домов для сотни тысяч семей в срав­не­нии с одним жилым сек­то­ром на сто тысяч квар­тир; а что такое до­маш­няя биб­лио­те­ка по срав­не­нию с цен­тра­ли­зо­ван­ным хра­ни­ли­щем кни­го­филь­мов, ин­ди­ви­ду­аль­ный те­ле­ви­зор по срав­не­нию с си­сте­мой ви­део­ка­на­лов? Если на то пошло, взять хотя бы на­ив­ную глу­пость бес­ко­неч­но­го дуб­ли­ро­ва­ния кухонь и ванных в каждом доме. Разве могут они срав­нить­ся с ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ны­ми бло­ка­ми сто­ло­вых и ду­ше­вых, ко­то­рые по­яви­лись с раз­ви­ти­ем со­вре­мен­ной го­род­ской ци­ви­ли­за­ции!».

По сути Азимов от­тал­ки­ва­ет­ся от про­стей­ше­го эле­мен­тар­ней­ше­го закона эко­но­ми­ки, ко­то­рый на­столь­ко оче­ви­ден, что на него часто не об­ра­ща­ют вни­ма­ние: чем меньше жиз­нен­но необ­хо­ди­мых ре­сур­сов, тем скорее об­ще­ство пе­ре­хо­дит от рынка (и тем более, от такой его раз­ви­той формы как ка­пи­та­лизм) к об­ще­ствен­но­му или го­су­дар­ствен­но­му рас­пре­де­ле­нию, дабы обес­пе­чить необ­хо­ди­мым всех («раз­дат­ку» в тер­ми­нах О.Э. Бес­со­но­вой или гос­со­ци­а­лиз­му, как решили это на­зы­вать мы).

Ярким при­ме­ром здесь яв­ля­ет­ся эпоха войн или других об­ще­на­ци­о­наль­ных бед­ствий. Во время Второй ми­ро­вой войны, на­при­мер, рас­пре­де­ле­ние то­ва­ров первой необ­хо­ди­мо­сти и прежде всего – про­дук­тов пи­та­ния по­сред­ством та­ло­нов («кар­то­чек») было вве­де­но не только в со­ци­а­ли­сти­че­ском Со­вет­ском Союзе, но и в под­черк­ну­то ка­пи­та­ли­сти­че­ской Ве­ли­ко­бри­та­нии.

Пример Со­еди­нен­но­го Ко­ро­лев­ства осо­бен­но по­ка­за­те­лен, потому что в 1945 году в США даже стали го­во­рить об «ан­глий­ском со­ци­а­лиз­ме».

После па­де­ния Фран­ции Ве­ли­ко­бри­та­ния ока­за­лась в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни от­ре­зан­ной от своих ко­ло­ний. Гитлер объ­явил Аль­био­ну про­до­воль­ствен­ную бло­ка­ду. Пра­ви­тель­ство Со­еди­нен­но­го ко­ро­лев­ство ввело «нор­ми­ро­ван­ное рас­пре­де­ле­ние». По­дан­ным выдали «про­дук­то­вые книжки» (ration book). В 1943 году по ним можно было по­лу­чить в неделю 6 унций мяса, 1 яйцо, по 4 унции масла, сыра и бэкона, 8 унций сахара, причем, только в ма­га­зине, к ко­то­ро­му был при­креп­лен граж­да­нин. По­дан­ный Его Ве­ли­че­ства мог купить по кар­точ­кам 1 смену одежды в год. Были за­пре­ще­ны шел­ко­вые и ней­ло­но­вые чулки: этот ма­те­ри­ал был нужен для по­ро­хо­вых па­ке­тов и па­ра­шю­тов (име­ю­щи­е­ся чулки женщин при­зы­ва­ли сда­вать в спе­ци­аль­ные пункты сбора).

Пра­ви­тель­ство по­тра­ти­ло более 35 мил­ли­о­нов фунтов на по­куп­ку хле­бо­бу­лоч­ных из­де­лий, ко­то­рые были рас­пре­де­ле­ны между ма­ло­иму­щи­ми и про­мыш­лен­ны­ми ра­бо­чи­ми. Были вве­де­ны огра­ни­че­ния на по­куп­ку мяса: один че­ло­век мог купить в неделю мяса не больше, чем на один шил­линг. Апель­си­ны имели право по­ку­пать лишь дети и бе­ре­мен­ные жен­щи­ны. Сла­до­сти за­пре­ща­лось по­ку­пать более 454 грам­мов в неделю (и запрет про­дер­жал­ся до 1954 года).

До 1942 года ра­бо­та­ли ре­сто­ра­ны, где бо­га­тые могли неогра­ни­чен­но за­ка­зы­вать блюда за свои деньги. Но из-за воз­му­ще­ния ма­ло­иму­щих граж­дан пра­ви­тель­ство огра­ни­чи­ло меню ре­сто­ра­нов лишь тремя блю­да­ми. Зато по­яви­лись де­ше­вые «Бри­тан­ские ре­сто­ра­ны» — для бедных, людей, ли­шив­ших­ся жилья в ре­зуль­та­те бом­бар­ди­ро­вок, и ра­бо­чих во­ен­ных за­во­дов.

Кстати, именно в си­сте­ме сто­ло­вых про­яви­лись черты, на­по­ми­на­ю­щие ка­те­го­рии ре­сур­со­по­лу­ча­те­лей, какие были в ре­аль­ных со­ци­а­ли­сти­че­ских стра­нах и изоб­ра­же­ны в фан­та­сти­ке Ази­мо­ва. Ра­бо­чие сто­ло­вые в во­ен­ной Англии раз­де­ля­лись на ка­те­го­рии А и В: в первых пи­та­ние было улуч­шен­ное и пред­на­зна­ча­лись они для тех, на чью долю при­хо­ди­лась самая тя­же­лая работа – шах­те­ров, до­ке­ров. Вообще льгот­ным пи­та­ни­ем могли поль­зо­вать­ся помимо про­мыш­лен­ных ра­бо­чих, бе­ре­мен­ные и кор­мя­щие жен­щи­ны, дети и ин­ва­ли­ды.

Тем нашим ли­бе­ра­лам, ко­то­рые из­де­ва­ют­ся над се­ве­ро­ко­рей­ской си­сте­мой сонбун или со­вет­ской си­сте­мой рас­пре­де­ле­ния, сле­ду­ет по­чи­тать о жизни и быте Англии, на­при­мер, в за­ме­ча­тель­ной книжке Ген­на­дия Алек­сан­дро­ва «Мо­нар­хия и со­ци­а­лизм». Оттуда, кстати, они могут узнать уди­ви­тель­ный факт: ма­ло­иму­щие жители за­пад­ных стран (прежде всего, Ве­ли­ко­бри­та­нии и США), при­зна­вая во­ен­ное время тя­же­лым, впо­след­ствии, в 50-60-е гг., го­во­ри­ли, что тогда они жили лучше! Ведь по кар­точ­кам им было га­ран­ти­ро­ва­но ми­ни­маль­ное пи­та­ние и у них была га­ран­ти­ро­ван­ная работа на во­ен­ных пред­при­я­ти­ях и в раз­лич­ных служ­бах при армии.  «Во­ен­ный со­ци­а­лизм» им нра­вил­ся больше, чем «мирный ка­пи­та­лизм»!

Более того, в конце 40-х Ве­ли­ко­бри­та­ния, ко­то­рая на­хо­ди­лась в тя­же­лей­шем со­сто­я­нии из-за на­цист­ской бло­ка­ды и бом­бар­ди­ро­вок, чуть было совсем не пре­вра­ти­лась в страну ре­аль­но­го со­ци­а­лиз­ма (правда, без марк­сист­ской идео­ло­гии). Со­глас­но Плану Бевер­джа в Со­еди­нен­ном ко­ро­лев­стве была про­из­ве­де­на на­ци­о­на­ли­за­ция банка, транс­пор­та, клю­че­вых от­рас­лей про­мыш­лен­но­сти, создан аналог Гос­пла­на (Цен­траль­ная Пла­но­вая ко­мис­сия) и вве­де­ны пла­но­вые нормы и го­су­дар­ствен­ные твер­дые за­ку­поч­ные цены для фер­ме­ров. Про­ти­во­дей­ствие США пре­рва­ло этот за­хва­ты­ва­ю­щий проект «мо­нар­хи­че­ско­го со­ци­а­лиз­ма».

Лю­бо­пыт­на фор­му­ли­ров­ка ло­зун­га «Нор­ми­ро­ван­но­го рас­пре­де­ле­ния», ко­то­рый в 1940-е годы можно было встре­тить в Ве­ли­ко­бри­та­нии и США: «Rationing means a fair share for all of us» («Нор­ми­ро­ва­ние озна­ча­ет спра­вед­ли­вую долю для всех нас»). Фак­ти­че­ски он был при­зна­ни­ем того, что ка­пи­та­ли­сти­че­ская власть рынка неспра­вед­ли­ва по своей сути. Более того, ры­ноч­ный тор­го­вец за­ин­те­ре­со­ван лишь в при­бы­ли и по­это­му власть рынка са­мо­убий­ствен­на: если об­ще­ство хочет выжить, оно вы­нуж­де­но огра­ни­чи­вать ап­пе­ти­ты тор­гов­цев и ка­пи­та­ли­стов и вво­дить эле­мен­ты нор­ми­ро­ван­но­го рас­пре­де­ле­ния, то есть со­ци­а­лиз­ма (ведь в об­ще­стве со­ци­а­лиз­ма нор­ми­ро­ван­ное рас­пре­де­ле­ние до­стиг­ло наи­выс­ше­го раз­ви­тия).

Итак, на при­ме­ре во­ен­ной и по­сле­во­ен­ной Ве­ли­ко­бри­та­нии также можно уви­деть глав­ные черты об­ще­ства го­срас­пре­де­ле­ния жиз­нен­ных ре­сур­сов или гос­со­ци­а­лиз­ма, ко­то­рые по­ка­зы­ва­ет в своих фан­та­сти­че­ских ро­ма­нах о бу­ду­щем Земли и Айзек Азимов. Со­кра­ще­ние ре­сурс­ной базы вкупе с ростом на­ро­до­на­се­ле­ния вы­нуж­да­ет че­ло­ве­че­ские со­об­ще­ства пе­ре­хо­дить от ры­ноч­но­го и тем более ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го рас­пре­де­ле­ния, ко­то­рое при­во­дит к рас­сло­е­нию на бо­га­тых и бедных, к го­су­дар­ствен­но­му, урав­ни­тель­но-ста­тус­но­му рас­пре­де­ле­нию. Оно поз­во­ля­ет решить две ос­нов­ные задачи, сто­я­щие перед об­ще­ством такого типа.

Первая – со­хра­не­ние жизней всех членов об­ще­ства. Это свя­за­но как с праг­ма­ти­че­ским ас­пек­том – в кри­зис­ных си­ту­а­ци­ях важна помощь всех, даже самых слабых, и с идео­ло­ги­че­ским – это об­ще­ство сильно духом со­ли­дар­но­сти, а значит, каждый в нем имеет право на ми­ни­маль­ную под­держ­ку уже в силу того, что он – член этого об­ще­ства.

Вторая задача свя­за­на не просто с вы­жи­ва­ни­ем, а с пре­одо­ле­ни­ем кри­зи­са. Для этого нужно вы­яс­нить: какие страты об­ще­ства осо­бен­но важны для работы по этому пре­одо­ле­нию и сде­лать так, чтоб они по­лу­ча­ли при раз­дат­ке боль­шую и лучшую долю. Как пра­ви­ло, это — во­ен­ные, идео­ло­ги, ра­бо­чие клю­че­вых про­из­водств, но в за­ви­си­мо­сти от ми­ро­воз­зре­ния об­ще­ства, пред­став­ле­ния о зна­чи­мо­сти тех или иных страт могут ме­нять­ся.

Итак, за­блуж­де­ни­ем яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния о том, что со­ци­а­лизм – первая сту­пень бу­ду­ще­го ком­му­низ­ма. Ком­му­низм — не более чем миф, по­рож­ден­ный по­зи­ти­вист­ской уто­пи­ей о неис­чер­па­е­мой ре­сурс­ной базе, обес­пе­чен­ной научно-тех­ни­че­ской ци­ви­ли­за­ци­ей. Ав­то­ри­тар­ный го­су­дар­ствен­ный со­ци­а­лизм — су­ро­вая ре­аль­ность, ко­то­рая пе­ри­о­ди­че­ски воз­ни­ка­ет в ис­то­рии в си­ту­а­ции оску­де­ния ре­сурс­ной базы. Черты со­ци­а­лиз­ма имели самые разные об­ще­ства – от пер­во­быт­ных племен и ази­ат­ских дес­по­тий древ­но­сти до сред­не­ве­ко­во­го фе­о­да­лиз­ма (наш рус­ский фи­ло­соф Кон­стан­тин Леон­тьев про­зор­ли­во за­ме­чал, что если ком­му­ни­сты и анар­хи­сты по­пы­та­ют­ся во­пло­тить в жизнь свои утопии, у них и выйдет нечто вроде нео­фе­о­да­лиз­ма, т.е. гос­со­ци­а­лиз­ма).

Эко­но­ми­че­ский анализ, учи­ты­ва­ю­щий ре­сурс­ный фактор, объ­яс­ня­ет почему так должно было про­изой­ти в обя­за­тель­ном по­ряд­ке. Соб­ствен­но вся ми­ро­вая ис­то­рия до по­яв­ле­ния ка­пи­та­лиз­ма была ис­то­рий раз­лич­ных форм со­ци­а­лиз­ма (а все идео­ло­ги этих об­ществ при­зы­ва­ли к огра­ни­че­нию по­треб­ле­ния до ра­зум­ной меры). Ка­пи­та­лизм с его куль­том по­треб­ле­ния ро­дил­ся за счет бес­пре­це­дент­ной кон­цен­тра­ции раз­но­го рода ре­сур­сов – от энер­ге­ти­че­ских до де­мо­гра­фи­че­ских – в одном месте, а именно – в центре ка­пи­та­ли­сти­че­ской мир-си­сте­мы – на Западе. Ка­пи­та­лизм – очень ре­сур­со­за­трат­ный строй. Ка­пи­та­ли­сты нуж­да­ют­ся во все боль­шей при­бы­ли, ведь ка­пи­тал по при­ро­де своей должен по­сто­ян­но расти. По­это­му ка­пи­та­лизм раз­жи­га­ет по­тре­би­тель­ские ин­стинк­ты масс, про­из­во­дя и про­да­вая огром­ные массы то­ва­ров. А для этого нужны очень и очень боль­шие ре­сур­сы и Запад пока их имеет.

«Раз­ви­тые страны, чье на­се­ле­ние со­став­ля­ет менее 20 про­цен­тов от ми­ро­во­го, рас­по­ла­га­ют 84,7 про­цен­та­ми ми­ро­во­го ВНП. На их граж­дан при­хо­дит­ся 84,2 про­цен­та ми­ро­вой тор­гов­ли, 84,5 про­цен­та сбе­ре­же­ний на внут­рен­них счетах. Эти страны по­треб­ля­ют 70-75 про­цен­тов всей про­из­во­ди­мой на пла­не­те энер­гии, 79 про­цен­тов до­бы­ва­е­мо­го ис­ко­па­е­мо­го топ­ли­ва, 85 про­цен­тов ми­ро­вой дре­ве­си­ны, 75 про­цен­тов об­ра­бо­тан­ных ме­тал­лов. Одни лишь США с на­се­ле­ни­ем в 300 млн. че­ло­век (5 про­цен­тов жи­те­лей Земли) ис­поль­зу­ют от 30 до 40 % до­бы­ва­е­мых на пла­не­те ре­сур­сов. Каждый аме­ри­ка­нец по­треб­ля­ет столь­ко же, сколь­ко 8 сред­не­ста­ти­сти­че­ских жи­те­лей Земли или 20 жи­те­лей стран пе­ри­фе­рии»

Ко­же­мя­кин C. Пе­ри­фе­рий­ный ка­пи­та­лизм.

По­нят­но, что такое наглое ограб­ле­ние пе­ри­фе­рии при­во­дит к тому, что она за­ды­ха­ет­ся от ре­сурс­но­го голода и пе­ре­хо­дит к ди­стан­ци­ро­ва­нию от Запада и го­су­дар­ствен­но­му пе­ре­рас­пре­де­ле­нию остав­ших­ся ре­сур­сов. В ХХ веке цепь ре­во­лю­ций, по­ро­див­ших режимы гос­со­ци­а­лиз­ма, рас­про­стра­ни­лась именно на по­лу­пе­ри­фе­рии и пе­ри­фе­рии – в России, Мон­го­лии, Китае, Вьет­на­ме, Лаосе, в неко­то­рых стра­нах Африки и Ла­тин­ской Аме­ри­ки. По­ка­за­тель­на в этом смысле Россия. Наша страна на­хо­дит­ся в зоне «рис­ко­ван­но­го зем­ле­де­лия». 2/3 тер­ри­то­рии страны – под вечной мерз­ло­той, а за Ураль­ски­ми горами вплоть до второй по­ло­ви­ны ХХ века чис­лен­ность и плот­ность на­се­ле­ния была ми­ни­маль­ной. Тем не менее в те­че­нии всего XIX и начала XX века Россия вы­сту­па­ла как один из важ­ней­ших экс­пор­те­ров зерна на ми­ро­вой рынок. В то же время в им­пе­рии про­изо­шел де­мо­гра­фи­че­ский взрыв (в годы прав­ле­ния Ни­ко­лая II на­се­ле­ние им­пе­рии уве­ли­чи­лось на 60 мил­ли­о­нов че­ло­век), что не могло не по­влечь за собой ухуд­ше­ние пи­та­ния (ака­де­мик Тар­ха­нов утвер­ждал, что в 1906 году рус­ские кре­стьяне пи­та­лись в сред­нем 5 раз хуже, чем ан­глий­ские) и даже пе­ри­о­ди­че­ские па­рок­сиз­мы мас­со­во­го голода. Отсюда – урав­ни­тель­ные мечты сто­мил­ли­он­но­го рус­ско­го кре­стьян­ства («сти­хий­ный кре­стьян­ский со­ци­а­лизм»), ко­то­рые, на­ло­жив­шись на со­ци­а­ли­сти­че­ские ло­зун­ги го­род­ской ре­во­лю­ци­он­ной ин­тел­ли­ген­ции, при­ве­ли к 1917 году к рож­де­нию со­вет­ской ци­ви­ли­за­ции.

Рус­ский хри­сти­ан­ский со­ци­а­лист Михаил Ан­то­нов счи­та­ет, что несмот­ря на крах со­вет­ско­го строя, Россия ука­за­ла путь к бу­ду­ще­му всего мира. Фан­та­сти­ка Ази­мо­ва под­твер­жда­ет этот тезис. Оче­вид­но, что ми­ро­вое со­об­ще­ство идет к глу­бо­чай­ше­му эко­ло­ги­че­ско­му и ре­сурс­но­му кри­зи­су, при­чи­на ко­то­ро­го – хищ­ни­че­ская де­я­тель­ность гло­баль­но­го ка­пи­та­лиз­ма.  Можно не со­мне­вать­ся, что после того, как он раз­ра­зит­ся, че­ло­ве­че­ство неиз­беж­но пе­рей­дет к тем или иным формам гос­со­ци­а­лиз­ма. Будут ли они похожи на су­пер­го­ро­да Ази­мо­ва – это уже неприн­ци­пи­аль­ный вопрос.

При этом вни­ма­тель­ное чтение Ази­мо­ва (равно как личный опыт жизни в со­ци­а­ли­сти­че­ском об­ще­стве) по­ка­зы­ва­ет, что это далеко не иде­аль­ное об­ще­ство. В плане по­треб­ле­ния оно, ко­неч­но, усту­па­ет мет­ро­по­лии гло­баль­но­го ка­пи­та­лиз­ма.  Но пе­ре­фра­зи­руя из­вест­ный со­вет­ский анек­дот, двух За­па­дов пла­не­те не про­кор­мить. По­треб­ле­ние пред­ста­ви­те­лей со­вет­ской ци­ви­ли­за­ции было весьма и весьма непло­хим по меркам по­лу­пе­ри­фе­рии, не говоря уже о пе­ри­фе­рии. Тот факт, что свет­ские граж­дане срав­ни­ва­ли себя с аме­ри­кан­ца­ми, а не с бан­гла­деш­ца­ми го­во­рил лишь о том, что гос­под­ство­вав­шая в СССР идео­ло­гия была сильно ото­рва­на от ре­аль­но­сти.

Более того, бла­го­по­лу­чие со­вре­мен­но­го Запада уже под во­про­сом и тот факт, что туда уже хлы­ну­ли толпы бе­жен­цев из Африки очень по­ка­за­те­лен, если не ска­зать — фа­та­лен…

Похоже, нра­вит­ся это кому-нибудь или нет, со­ци­а­лизм – неиз­беж­ное бу­ду­щее мира (в том числе и самого Запада). Видимо, не зря ве­дом­ство Гувера от­но­си­лось с по­до­зре­ни­ем к ми­сте­ру Ази­мо­ву…

1 «Сталь­ные пещеры» были на­пи­са­ны в 1954, «Об­на­жен­ное солнце» — в 1956, два других романа зна­чи­тель­но позже – «Роботы Зари» — в 1983, «Роботы и Им­пе­рия» — в 1986.

 

Рустем Ва­х­и­тов

Кан­ди­дат фи­ло­соф­ских наук, доцент Баш­кир­ско­го го­су­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та (г. Уфа), ис­сле­до­ва­тель евразий­ства и тра­ди­ци­о­на­лиз­ма, по­ли­ти­че­ский пуб­ли­цист.

Это интересно
0

07.08.2019
Пожаловаться Просмотров: 444  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены