Текст, который будет ниже, не современный... Он написан в России в 1800-х годах известным в империи, а потом и в СССР человеком.
* * *
Издревле в народной мифологии славянских и арийских племен нашли отражение как явления могущественных и загадочных сил природы, так и их представителей на земле - колдунов, жрецов, волшебников всех мастей и видов.
Несмотря на насаждаемую христианскую мифологию, в народных массах и аристократии долгое время были популярны обряды, поверья и обычаи седой старины.
* * *
Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже:
Ссылка на видео: https://youtu.be/TnGzOYxXqtk
* * *
Документальные свидетельства и изустные предания о мистических поверьях тех далеких лет проясняют многое о загадочных и таинственных колдунах и волхвах прошедших времен.
Древние верования и представления славян о темных силах природы значительно отличаются от традиционной классической демонологии, возникшей в Средние века на основе каббалистической философии.
Загадочные и страшные существа народных мифов и легенд нашли свое место в повседневной жизни наших далеких арийских предков – месяцы года, явления природы, темные силы зимы и болезней.
Пытаясь договориться, а то и управлять могущественными и грозными силами природы, наши славянские и арийские предки разрабатывали и передавали из поколения в поколение различные колдовские обряды и методы.
Чудесные и другие паранормальные способности в древности проявлялись различными способами: оборотничество, заклинание стихий природы и обряды на плодородие, установление равновесия с вредоносными силами природы, искусство плетения науз (нарочно изготовленный магический предмет (артефакт) в виде узла, завязанного определенным образом), различные предсказательные техники и пророчества.
Отношение общества тех далеких времен к людям, владеющим и использующим свои паранормальные и колдовские способности, – от почитания и уважения до преследования и безотчетного страха.
По дошедшим до нас историческим сведениям, становится ясной важная и ключевая роль волхвов, вещих людей и колдунов всех мастей в различных общественных и политических событиях тех лет.
Иногда во время эпидемий и политических интриг обладатели волшебных и необычных способностей и знаний подвергались необоснованным репрессиям, которые в католическом мире носили характер массового геноцида, проводимого инквизицией.
* * *
Далее выбранная мной интересная информация из большого текста:
Подвижная избушка ведьмы (ходячее облако) стоит и повёртывается на курьих ножках, т. е. на ногах петуха (кура), имя которого доныне употребляется в значении огня.
Падающие с облачного неба, молниеносные духи (чеш. Svetlonosi, то есть эльфы) в эпоху христианства смешались с теми некогда светлыми ангелами, которые за свою гордость и высокоумие были низринуты, по библейскому сказанию, во мрак преисподней (Люцифер, владыка ада, по самому значению его имени был первоначально светлым духом). (Люцифер буквально - Несущий Свет)
По мнению малорусов, если «дощъ йде кризь сонце (то есть при солнечном сиянии), то черт жинку бье» или «дочку замижъ виддае».
Народные поговорки утверждают, что «черт и баба – родня между собою», «где черт не сможет, туда посылает бабу».
Греческому аду соответствуют германская гелла и славянское пекло. Царство Геллы лежит глубоко в утробе земли. Греки помещали ад то в недрах земли, то за пределами воздушного океана, где находились и блаженные острова. Тартар лежал в бездне, в которой злые осуждены терпеть казни.
Смоляной ад известен у славян и литовцев под именем пекла, каковое слово происходит от глагола печь, пеку и равно означает и смолу, которая гонится чрез жжение смолистых деревьев и геенское пламя. Венгерское pokol (ад) заимствовано от славян – точно так же, как германские племена заимствовали от римлян infern (ад).
На Руси смолу называют варом, а слово «дёготь» имеет в санскрите корень dah (dagh) – гореть. Следуя буквальному значению этих слов, предки наши связывали их с представлениями весенних вод и дождей, рождающихся под действием яркого солнца и молниеносного Перуна из растопленных снегов и туч.
Таким образом, смола и дёготь издревле были метафорами дождя, а слово «пекло» к обозначению «ада» перешло от понятия громовой тучи, пылающей молниями и преисполненной кипучею влагою живой воды.
В старинных славянских рукописях греч. tartaros переводится грозою: «инии грозе предаются». По народным поверьям, появление и исчезание нечистых духов всегда сопровождается громовым треском и удушливыми парами, распространяющими серный или смолистый запах.
Славяне полагают пекло под землёю, куда надо спускаться чрез разинутую адскую пасть, подобную глубокому, извергающему страшное пламя колодцу.
В сказках змей и Баба-яга указывают богатырям на огненные источники (тучи), в которые что ни брось – тотчас же объемлется пламенем Восток, откуда восходит (нарождается) ясное солнце.
Восток чтился арийцами как райская страна, царство весны и её благодатных даров; напротив, Запад есть страна ночного мрака, смерти и адских мук. Запад, где умирает, как бы уходит под землю дневное светило, признан был за подземное, загробное царство.
Кроме запада, идея ада связывалась с севером, как страною полуночною, веющею зимними стужами. Немцы полагают жилище черта на севере.
В древнеславянских переводах и оригинальных произведениях словом «тартар» обозначается подземная пропасть, никогда не освещаемая и не согреваемая солнцем, место вечного, нестерпимого холода.
Одно из определений слов tartarus, tartaros (тартар) - дрожу от холода.
Таким образом, с адом соединялись самые противоположные представления: яркого пламени и непроницаемой тьмы, нестерпимого жара и мертвящих морозов.
Сербы дают зиме эпитет «черная»; в одном из похоронных причитаний говорится о покойнике, что он уходит туда, где померкло солнце и царствует черная зима. У нас глагол околеть употребляется в двояком смысле: озябнуть и умереть.
Гомер называет смерть и сон близнецами.
Народная пословица утверждает их братство: «Сон смерти брат».
В славянских и немецких сказках богатыри, убитые врагами, воскресая при окроплении их трупов живою водою, обыкновенно произносят эти слова: «Ах, как же я долго спал!» «Спать бы тебе вечным сном, если б не живая вода и не моя помощь», – отвечает добрый товарищ.
В современном языке вечный сон остается метафорическим названием смерти; наоборот, сон летаргический слывет в простонародье обмираньем, во время которого, по рассказам поселян, душа оставляет тело, странствует на том свете, видит рай и ад и узнает будущую судьбу людей.
Животные, впадающие в зимнюю спячку, по общепринятому выражению, замирают на зиму.
Заходящее вечером солнце представлялось не только умирающим, но и засыпающим, а восходящее утром – восстающим от сна; зимняя смерть природы иначе называется ее зимним сном; о замёрзших реках и озерах в Тверской губернии выражаются, что они заснули.
В Смоленской губернии мертвецы называются «жмурики» (от глагола жмурить – закрывать глаза), то есть сомкнувшие свои очи; в Архангельской губернии существует поверье: кто засыпает тотчас, как ляжет в постель, тот долго не проживет; у литовцев была примета: когда молодые ложились в первый раз вместе, то кто из них засыпал прежде – тому и умереть суждено раньше. Сербы не советуют спать, когда заходит солнце, чтобы вместе с умирающим светилом дня не заснуть и самому вечным сном.
Эти данные, свидетельствующие о братстве сна и смерти, и то верование, по которому душа во время сна может оставлять тело и блуждать в ином мире и видеть там все тайное, послужили основанием, почему сновидениям придано вещее значение.
Славяне до сих пор сохранили веру в пророческий смысл снов и христианские проповедники вынуждены были поучать народ не доверять сонным мечтаниям.
У черногорцев если жена видела во сне, что муж её подвергнулся какой-либо опасности, то этот последний непременно отложит задуманное им предприятие.
* * *
Велел Господь солдату кормить Смерть орехами, чтоб она поправилась. Солдат пошел с нею в лес и заспорил «Ты-де не влезешь в пустой орех!» Смерть сдуру и влезла, а солдат заткнул дыру в орехе и спрятал его в карман.
Господь освободил Смерть и приказал ей уморить солдата. Стал солдат готовиться к последнему концу, надел чистую сорочку и притащил гроб.
«Готов?» – спрашивает Смерть. – «Совсем готов!» – «Ну, ложись в гроб». Солдат лег спиной кверху. «Не так!» – говорит Смерть. Солдат лег на бок. «Ах, какой ты! разве не видал, как умирают?» – «То-то и есть, что не видал!» – «Пусти, я тебе покажу».
Солдат выскочил из гроба, а Смерть легла на его место. Тут солдат ухватил поскорее крышку, накрыл гроб, наколотил на его железные обручи и бросил пойманную Смерть в море.
И долго-долго носилась она по волнам, пока не разбило гроба бурею.
По другому рассказу, хитрый солдат сажает Смерть в торбу (или ранец), завязывает крепко-накрепко и вешает эту торбу на верхушку высокой осины.
С этой самой поры перестал народ помирать: рождаться – рождается, а не помирает!
Много лет прошло, солдат всё торбы не снимает. Случилось раз зайти ему в город; идёт, а навстречу ему древняя старушонка: в которую сторону подует ветер – в ту и валится. «Вишь какая старуха, – сказал солдат, – чай, давно уж умирать пора!» «Да, батюшка! – отвечает старуха. – Мне давно помереть пора; еще в тое время, как посадил ты Смерть в торбу, оставалось всего житья моего на белом свете только единый час. Я бы и рада на покой, да без Смерти земля не примает, и тебе, служивый, за это от Бога непрощёный грех, ведь не одна душа на свете так же мучится!».
«Видно, – думает солдат, – надо выпустить Смерть»; пошел в лес – прямо к осине – и видит: висит торба высоко и качает ее ветром в разные стороны. «А что, Смерть, жива?» Она из торбы едва голос подает: «Жива, батюшка!» Снял солдат торбу, развязал и выпустил Смерть; как только очутилась она на свободе, тотчас – подавай бог ноги! – и бросилась бежать от солдата.
Точно так же обманывают сказочные герои дьявола, заставляя его влезать в червивый орех или в суму; самая Смерть представлена в сказке такою же простоватою, недогадливою и прожорливою, какими изображаются обыкновенно великаны, драконы и черти; вместе с тем народный юмор, замеченный нами в обработке старинных преданий о великанах и демонах, овладел и мифом о побежденной Смерти.
* * *
Чёрная смерть - мор, опустошал Русскую землю в 1352 году (при Семионе Гордом).
* * *
Интересны верования и предания, живущие в нашем народе, о лихорадках.
Название это происходит от глагола лихо радеть, то есть действовать в чей-нибудь вред, заботиться о ком-нибудь со злобным намерением, с лихостью.
Другие общеупотребительные названия: лиходейка и лихоманка, от мануть - качать, махать (трясти), метаться.
Это были отрывки из самого начала книги - Славянские колдуны и их свита.
Автор Александр Николаевич Афанасьев.
Собранные выдающимся фольклористом Александром Николаевичем Афанасьевым (1826–1871) документальные свидетельства и изустные предания о мистических поверьях тех далеких лет, проясняют многое о загадочных и таинственных колдунах и волхвах прошедших времен.
А дальше вы прочитаете сами, если захотите.
На этом всё, всего хорошего, канал Веб Рассказ, Юрий Шатохин, Новосибирск.
До свидания.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: