Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
1153 участника
Администратор Людмила 59
Модератор -Олег-

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Невыдуманные истории.

СОВЕТСКИЙ ПАСПОРТ

Голландский город Утрехт. В тот августовский день 1966 года я сидел среди зрителей на трибуне бассейна «Кристалл». Шла заключительная игра финала европейского турнира по водному поло.

Встречались команды СССР и ГДР.

* * *

Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже:

Ссылка на видео: https://youtu.be/R21IzFDMNys

* * *

Это был редкий по накалу страстей поединок. Чтобы стать чемпионами, нашим спортсменам нужна была только победа. Немецких же ватерполистов устраивала и ничья.

Я не стану подробно рассказывать о ходе матча. Складывался он явно не в нашу пользу. Несколько раз советская команда оставалась в численном меньшинстве. Уже в первом периоде быстрые и техничные немецкие игроки дважды обманывали нашу защиту и, казалось, неотразимыми пушечными бросками буквально в упор расстреливали ворота, которые охранял молодой вратарь Владимир Гуляев.

Однако оба раза он парировал мячи. Наконец в четвертом периоде при счете 1:0 в нашу пользу судья назначил четырехметровый штрафной бросок в ворота советской команды. Но Гуляев снова каким-то чудом взял мяч.

И вот победа!

Наши ребята стоят на самой высокой ступеньке пьедестала почета. Цветы. Золотые медали - первые в истории нашего водного поло.

Торжественно звучит Гимн Советского Союза, и по флагштоку медленно ползет красный флаг. Зрители поднимаются. Одни стоят смирно, расправив плечи, не отрывая взгляда от красного полотнища. Другие, засунув руки в карманы модных брюк, небрежно гоняют во рту из угла в угол сигару. Я вижу: им не нравится наша победа. И они много бы дали, чтобы сегодня не слышать наш гимн. Но мы победили. Гимн наш звучит властно. Он заставляет встать.

В тот день я передумал и вспомнил многое. Я обводил взглядом трибуны и, словно наяву, видел вздернутые в едином порыве кулаки «Рот-Фронта» и злобно ощетинившиеся дула пулеметов.

Да, нас - меня и моих товарищей-ватерполистов - за рубежом встречали когда-то именно так.

Это было в 1929 году.

Сборная команда Москвы по водному поло, в которой я исполнял обязанности вратаря, по приглашению рабочего спортивного клуба «Форвертс» готовилась к поездке в Германию.

…Берлин. Мы прильнули к окнам вагона. Каков он - этот незнакомый мир?

- Ребята, - говорит кто-то. - В поезде, наверное, едет важная персона. Готовятся встречать.

Однако вскоре выяснилось, что важные персоны - это мы, московские рабочие парни - я, Глеб Ануфриев, Игорь Лобанов, Алексей Новичков, Николай Сухоруков, Сергей Иванов, Алексей Мариев.

Вышли из вагона. Перрон оцеплен полицией. Где-то в самом конце его маячит толпа. Мы зашагали к ней.

И тут грянул «Интернационал». Над морем людей всколыхнулись красные знамена.

Трудно передать те чувства, которые мы испытали тогда. Каждый, наверное, с особой гордостью повторял: «Я гражданин Советского Союза!»

После митинга нам вручили красный флаг, и мы пешком, через весь город, двинулись к бассейну. За нами шла огромная колонна рабочих. По бокам черными шпалерами шествовали полицейские.

В Берлине мы успешно провели несколько игр с рабочими командами и отправились в город Галле. В день нашего приезда вся привокзальная площадь была запружена рабочими и оцеплена полицейскими на мотоциклах с колясками и пулеметами.

Повторилось примерно то же, что и в Берлине.

А через несколько дней напуганные власти предложили нам в 24 часа покинуть страну. И все-таки мы уехали не сразу. Немецкие товарищи, которые сопровождали нас, попросили:

- Вас очень ждут в Кёнигсберге. Это один из центров рабочего движения. Там нужно сыграть во что бы то ни стало.

Мы решили поехать. В Кёнигсберге стало известно, что официальная игра запрещена. Но нам сказали:

- Пройдите в бассейн под видом тренировки. А там вас уже будет ждать команда.

И игра состоялась.

Прорваться в бассейн было нелегко: все подступы к нему заблокировали полицейские. Подошли мы. Из толпы кто-то крикнул:

- Товарищи! Предъявите советские паспорта. Полицейские не посмеют вас тронуть.

Первым двинулся вперед Сергей Иванов.

Перед ним, сцепив руки, с непроницаемыми лицами застыли «фараоны». И тогда Сергей выхватил из кармана паспорт.

Наш «серпастый, молоткастый, советский паспорт».

Свободную руку он положил на сомкнутые руки полицейских. И они расступились. Мы прошли. Уже поднимаясь по ступеням бассейна, увидели, что рабочие прорвали оцепление…

Вот так проходило когда-то наше турне по Германии.

И тридцать семь лет спустя, стоя на трибуне в Утрехте, вслушиваясь в победные звуки гимна, я вспоминал те далекие дни и думал о высоком назначении быть посланцем советского спорта.

Валерий Буре.

* * *

«РЕЖЬТЕ КОНЬКИ!»

Самолет летел в Японию. Через Индию, Вьетнам. Через двадцатый век, через мир и войну, над джунглями, сжигаемыми напалмом. В самолете летели спортсмены на чемпионат мира по конькам - в Каруидзаву.

Первая остановка - Дели.

Когда лайнер приземлился на бетонную дорожку аэропорта индийской столицы, советские конькобежцы долго не решались выйти из салона. Это и понятно: они летели из суровой московской зимы, зимы 1963 года, и до сегодняшнего дня памятной своими морозами, а попали в страну, где термометр в тени показывал 38 градусов тепла по Цельсию.

В зале ожидания их встретил индийский таможенник в коротких брючках. Его изящная борода состояла из сотен маленьких аккуратных косичек. Он стал просматривать багаж спортсменов.

Первым оказался чемодан Инги Артамоновой. Чиновник привычно осмотрел все вещи, не нашел ничего подозрительного, кроме… коньков.

Житель тропической страны, он ни разу в жизни не видел коньков и потому был крайне удивлен. Он решил, что Инга везет с собой холодное оружие. Таможенник попробовал лезвие конька - оно было острым.

Чиновник сказал Инге:

- Это провозить нельзя.

- Как нельзя? - удивились конькобежцы. - Ведь это коньки, мы же едем на первенство мира! Мы - скороходы…

Таможенник упорствовал:

- Я должен осмотреть коньки. Разрезать их, проверить.

 

Спортсмены переглянулись: значит, он осмотрит, разрежет и проверит коньки всех наших бегунов. А с чем же ехать на соревнование?

Все ребята застыли в недоумении.

Потом они встали в «стойку» и принялись имитировать движения конькобежцев. Но и это было бесполезно.

Спортсмены надеялись, что индус вспомнит какой-нибудь кинофильм, телевизионную передачу - вспомнит и не будет разрезать коньки. Но оказалось, индус не видел ни одного фильма про конькобежцев, а телевизионные передачи с первенств мира по конькам в Индии ни разу не транслировались.

К счастью, у кого-то из девчат оказались иностранные журналы, в которых были напечатаны фотографии наших бегунов — золотой финиш Гришина на Олимпиаде в Скво-Велли,

           Конькобежец Евгений Гришин, 1960 год, Скво–Велли, США

бег Косичкина на прошлогоднем первенстве мира в Москве. Эти снимки и объяснили все таможеннику. Коньки были возвращены Инге, а над другими спортсменами угроза конфискации уже не висела…

Анатолий Юсин.

* * *

«НЕ СЕРДИТЕСЬ, ДОКТОР МИХАЛИК»

Приехал я отдыхать на знаменитый чехословацкий курорт Карловы Вары. Как полагается здесь, осмотрел меня врач, прописал воды, а потом говорит:

- Надо вам похудеть. Вы играете в теннис?

 - Немного, - поскромничал я.

 - Вот и хорошо, посоревнуетесь с отдыхающими, а если покажете себя на кортах хорошо, может быть, в конце месяца с вами захочет сыграть наш главный врач, известный чехословацкий теннисист доктор Михалик.

Надо ли говорить, что покой мой был нарушен. Я мечтал теперь только об одном: сразиться с доктором Михаликом.

Выиграю или нет? Или гожусь только пить целебную воду?

 

А главному врачу совсем не улыбалось играть с тучным иностранным радиокомментатором.

 

                                                 Николай Озеров

Как тактичный человек, он не отказывался от матча, но всеми способами увиливал от него.

Наконец мне удалось заманить Михалика на площадку. Доктор явно недооценил толстяка. Он пытался перестроиться в ходе матча, но это ему не удалось.

И он проиграл с разгромным счетом — 0:6, 0:6.

Чтобы хоть немного успокоить расстроенного соперника, я тут же извинился за то, что экс-чемпион СССР по теннису не представился сразу.

Если эти невыдуманные истории дойдут до Карловых Вар, еще раз прошу: «Не сердитесь, доктор Михалик».

Николай Озеров.

* * *

…ПЛЮС МУЖЕСТВО

«…Нашим молодым гимнасткам Н. Кучинской и З. Дружининой не хватило спортивной закалки, чтобы соперничать с чехословацкой примой В. Чаславской», - прочитал я в корреспонденции из Амстердама о чемпионате Европы 1967 года по гимнастике.

Да, они еще совсем юные, наши Зина и Наташа. А закалка не приходит вдруг. Но им есть с кого брать пример.

Рядом с ними - их наставник, старший тренер женской сборной СССР Лариса Латынина.

Лариса Латынина - советская гимнастка, девятикратная олимпийская чемпионка, Заслуженный мастер спорта СССР, неоднократная чемпионка мира и Европы, СССР в личных и командных соревнованиях, Заслуженный тренер СССР, Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации.

Не уверен, что она рассказала своим ученицам этот случай из своей спортивной биографии. А мне он кажется очень поучительным.

 

Июнь 1961 года.

Тоже чемпионат Европы по гимнастике (тогда он назывался розыгрышем Кубка континента).

Последнее выступление.

Зрители в крупнейшем зале Лейпцига стоя готовились аплодировать победительнице. Было почти ясно, что Кубок завоюет Лариса Латынина. После соревнований на трех снарядах она опережает соперниц и последней выступает в вольных упражнениях.

А на ковре ей не было равных.

И вдруг над городом проносятся раскаты грома. Гроза! В зале гаснет свет. Видны лишь огоньки аварийных ламп.

 

Отложить соревнования? Нет, их правила неумолимы.

И стройная, знакомая поклонникам гимнастики всего мира фигурка с золотистой копной волос встает у границы помоста. В полутьме, освещаемая отблесками молнии, выполняет она грациозный и стремительный спортивный танец.

Зал замирает, зачарованный этой сказочной картиной. Микрофоны не работают, музыки рояля почти не слышно, но никто не замечает этого - настолько покоряет их гармония, музыка движений советской гимнастки.

 

Яркое, на этот раз почти в буквальном смысле слова, мастерство Латыниной освещает ей путь к званию чемпионки Европы. И не только мастерство. Чтобы не растеряться в такой обстановке, нужно иметь мужество, нужно быть Ларисой Латыниной.

 

Виктор Евсеев.

* * *

 

 

«САМОГО ИНТЕРЕСНОГО НЕ РАССКАЗАЛ»

 

Заслуженный мастер спорта Сергей Сальников, в недавнем прошлом футболист московского «Спартака» и сборной страны, отличался своей филигранной техникой. Сережа любил на тренировках работать с мячом. И в свободное время, помимо тренировок, тоже с удовольствием занимался жонглированием.

 

Сергей Сальников - Советский футболист, нападающий. Игрок олимпийской и национальной сборной СССР. Заслуженный мастер спорта СССР.

И вот «Спартак» приехал в Бразилию.

 

 - Однажды в Рио-де-Жанейро, - рассказывал уже в Москве Сальников, -  встал я пораньше и пошел на знаменитый пляж Копакабана. Взял с собой мяч. Сделал зарядку, искупался и давай жонглировать.

Подошли ребятишки. Один негритенок такой ловкий оказался - всё, что я ни делаю, повторяет.

 

Мой знакомый журналист в разговоре с Николаем Тимофеевичем Дементьевым, в ту пору одним из тренеров «Спартака», пересказал этот случай и спросил: не преувеличивает ли Сальников?

 

 - Нет, все верно, - ответил Дементьев, - только он самого интересного не рассказал. Потом мальчик стал показывать ему свои номера с мячом, а Сальников повторить их не смог…

 

Николай Озеров.

* * *

СВЕРХПЕНСИОННЫЙ СТАЖ.

Мне рассказывали, что Игорь Владимирович Ильинский спит зимой на открытом воздухе - в спальном мешке. Я не поверил: «Зачем человеку шестидесяти шести лет ложиться в спальный мешок? В Москве имитировать туристский бивуак?»

При встрече в народным артистом СССР я спросил его об этом.

Ильинский подтвердил, что действительно он «спит на открытом воздухе. Летом — на веранде. Зимой — в спальном мешке.

- Поверьте мне, что один такой сон стоит нескольких дней отдыха и удивительно восстанавливает силы, - улыбнулся Игорь Владимирович. - Молодые актеры мне часто говорят: «У нас нет времени заниматься физкультурой и спортом. Мы заняты с восьми утра и до поздней ночи». Я отвечаю: «А зубы у вас есть время чистить? Так вот: забронируйте один час для спорта и свежего воздуха и от этого часа и танцуйте. Всё остальное, как бы оно ни было важно, после этого часа».

…С того самого дня, когда трёхлетнего сына земского и фабричного врача мать привела на каток, спорт стал оружием Ильинского в борьбе за здоровье. Каток этот сегодня многим известен - Москва, Петровка, 26.

Как-то Игорь Владимирович, шутя, подсчитал, что большую часть своего времени он провел… где бы вы думали?

На репетициях, на концертах? Нет! На катке.

 

Анатолий Юсин

* * *

 

 

Это были отрывки из книги - Невыдуманные истории.

Автор - Валерий Буре и другие авторы сюжетов.

Советская проза.

ИСТОЧНИК

* * *

На этом всё, всего хорошего, канал Веб Рассказ, Юрий Шатохин, Новосибирск.

До свидания.

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+1

28.06.2022
Пожаловаться Просмотров: 116  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены