Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
1153 участника
Администратор Людмила 59
Модератор -Олег-

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Здесь погребена история.

«Боян» - Центральная часть триптиха «Слово о полку Игореве». 1985. Художник Вячеслав Михайлович НАЗАРУК.

Очередной сборник С бору по сосенке, коротко о разном:

ДИЛЕТАНТ В НАУКЕ

В мой адрес любой вправе сказать: «И чего он вообще выступает? Ему, что - больше всех надо?» (это чисто российский вариант), или же что-нибудь вроде: «А это что за географические новости?» (это уже вариант, скорее, западноевропейский или американский).

Скажем прямо: в России плохо относятся ко всякой инициативе вообще и к науке в частности, особенно, если она исходит от дилетантов и, того хуже, - от соотечественников. На Западе, наоборот: инициатива поощряется, и, в отличии от России, прежде всего со стороны именно соотечественников (не потому ли там так много учёных с мировым именем?).

* * *

Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже:

Ссылка на видео: https://youtu.be/GkEwHNWiGiY

* * *

Данное различие имеет свои основания: на Западе наука развивалась главным образом в русле свободного творчества, независимо от государства, и её культурная традиция переходила, не прерываясь, из поколения в поколение.

В России же, как до революции, так и после неё, в годы советской власти, так и в наше время наука существовала под эгидой государства, учёные же рассматривались как чиновники разных научных департаментов, находящиеся на казённом жалованье.

Тот, кто не принадлежал ни к одному из таких ведомств, не считался учёным вообще, будь он трижды Ньютоном или Эйнштейном.

Что же касается научной традиции, то она, как и многие другие аспекты культуры, прерывалась вместе со сменой режимов

Однако независимо от разных жизненных обстоятельств и их смены может возникнуть общий риторический вопрос: а имеет ли кто-либо право вообще вторгаться в те области знания, в которых не является профессионалом? Не нарушит ли такое вторжение стройного здания Науки, на страже которого стоит наука официальная? С точки зрения последней, видимо нарушит.

В самом деле, если всякий будет предлагать свои мнения (а имя таким «всяким» - легион, и среди этих «всяких» не каждый в здравом уме), то что станет с наукой?

Но здесь имеются всё же некоторые нюансы.

Если я, скажем, не имея соответствующей подготовки, навыков, опыта и знаний начну лезть в дела сапожника, часовщика, слесаря-сантехника и т.п., делать им замечания, поучать их, то всякий будет прав, указав мне, чтобы я не лез в то, в чём не разбираюсь.

Однако между наукой и конкретным ремеслом есть всё же различие.

При соответствующей общеобразовательной подготовке и здравом уме любой человек может иметь своё суждение относительно каких-то общих научных проблем с тем же правом, с каким он имеет своё суждение относительно общих проблем политики. Тем более он может его иметь, если проявляет к ним особый интерес и стремится расширить круг своих познаний, касающихся интересующего его предмета.

Можно назвать таких людей дилетантами.

Однако хорошо известно, что история мировой науки полна примеров, когда они, а не профессиональные учёные, делали крупные научные открытия даже в 20 столетии. Эйнштейн, Бор, Борн были «любителями», и так называли себя сами. «Любителями» были десятки других учёных, не имевших ни специального образования, ни званий, ни научных степеней и тем не менее обогативших науку открытиями, принесшими ей славу.

В этой связи сошлюсь на А.И. Герцена, который, имея в виду особенности организации российской науки, писал:

«Наука - открытый стол для всех и каждого... Стремление к истине, к знанию, не исключает никаким образом частного употребления жизни; можно равно быть при этом химиком, медиком, артистом, купцом. Никак нельзя думать, чтобы специально ученый имел большие права на истину; он имеет только большие притязания на неё. Отчегo человеку, проводящему жизнь в монотонном и одностороннем занятии каким-нибудь исключительным предметом, иметь более ясный взгляд, более глубокую мысль, нежели другому, искусившемуся самыми событиями, встретившемуся в тысяче разных столкновений с людьми? Напротив, цеховой ученый вне своего предмета ни за что не примется... Он не нужен во всяком живом вопросе. Он всех менее подозревает великую важность науки; он её не знает из-за своего частного предмета, он свой предмет считает наукой».

Такие ученые «бревнами» лежат на дороге всякого великого усовершенствования не потому, чтобы не хотели улучшения науки, а потому, что они только то усовершенствование признают, которое вытекло с соблюдением их ритуала и формы или которое они сами обработали.

Надо заметить, что в науке, как и в других творческих сферах, открытое преследование часто бывает предпочтительнее полного замалчивания.

Создалось парадоксальное положение: критике нынче подвергается всё и вся, от нее не гарантированы ни президент, ни правительство, ни тем более отдельные чиновники.

Вне критики одна наука.

Мы то и дело слышим: «ученые roворят...», «ученые считают...», и все с почтительным вниманием слушают всякие благоглупости, которые частенько изрекают эти самые ученые.

Такое положение вещей не осталось незамеченным, и многие видные ученые выступили в защиту свободы науки вплоть до отделения её от государства (наподобие церкви). Речь, как понятно, идет о западной науке; в России, слава богу, в этом смысле всё в порядке, и если российский ученый чем-то и недоволен, то лишь низкой зарплатой.

Это были отрывки из книги - Извечные загадки науки глазами дилетанта.

Автор Поздняков Эльгиз Абдулович.

ИСТОЧНИК

* * *

РУССКАЯ ВЕРА

Новая книга известного российского писателя Сергея Шведова написана в жанре исторического расследования.

В ней автор исследует вопросы отечественной истории, которые обычно не афишируются официальной наукой. Более того, эти темы были запретными уже много столетий назад. Их старательно обходили русские летописцы, трудившиеся под жестким контролем княжеской власти и православной церкви.

Автор делает сенсационные выводы о том, что войны князя Святослава Храброго с Византией носили религиозный характер и являлись попыткой утвердить славянский вариант православия взамен иудео-христианского, а князь Ярослав Мудрый пытался вернуть на Русь культ Перуна и других русских богов.

Своим исследованием Сергей Шведов разрывает тысячелетний заговор молчания - сначала русских летописцев, а затем - российских историков о главной тайне русской истории: на Руси была Русская вера!

Тайное наконец становится ясным.

Это аннотация к книге - «Русская вера, или Религиозные войны от Святослава Храброго до Ярослава Мудрого».

Автор Сергей Владимирович Шведов.

Год издания: 2013

ИСТОЧНИК

Небольшой отрывок из начала книги:

...«Любопытно другое: порою буква «х», точнее латинская «h», вовсе пропадает, и имя Hludowic (Хлодвиг) читается переводчиками как «Людовик».

Причём, когда речь заходит о Каролингах и последующих династиях, пишется «Людовик», а если о Меровингах - «Хлодвиг».

Меня, честно говоря, такой странный подход удивляет - остановитесь, господа переводчики, на каком-нибудь одном варианте.

* * *

НЕОЖИДАННАЯ НАХОДКА

Совсем недавно, в посёлке Саблино Ленинградской области, в подземном комплексе давно известных и хорошо исследованных Саблинских пещер, был обнаружен доселе неизвестный грот, скрытый водопадом. В нём на стенах древнейшие настенные рисунки.

                       Пещеры в Ленинградской области Саблино

Удалось различить саблезубого тигра и ... пингвина. Но больше всего учёных поразила сцена поединка двух высокорослых человекообразных существ - один с чрезвычайно утолщённым тазом, другой с оружием в руках, напоминающим, если не фантастический лазерный бластер, то автомат Калашникова - это уж точно: из ствола штрихами льётся поток пуль.

                          Пещеры в Ленинградской области Саблино

С помощью радиоуглеродного анализа археологи Петербургского университета определили: возраст новонайденных петроглифов около 40 тысяч лет. А ведь согласно господствующей «ледниковой теории» в это время и на этом самом месте должен был находиться непробиваемый ледяной панцирь.

Это отрывок из книги - «Загадки Русского Севера».

Автор Валерий Никитич Демин.

ИСТОЧНИК

* * *

«ЗДЕСЬ ПОГРЕБЕНА РУССКАЯ ИСТОРИЯ»

...Как ни парадоксально - о дальнейшей судьбе первого русского митрополита Илариона ничего не известно.

На страницах летописей имя его больше не возникает - ни в какой связи. Странно, не правда ли? Прямо наваждение какое-то!

Иларион - фигура воистину Дантова масштаба:

1-й русский митрополит, 1-й русский писатель и философ, выдающийся общественный деятель, сподвижник Ярослава Мудрого, надежная опора всех его славных дел и начинаний, он вдруг оказался изгнанным, вычеркнутым со всех летописных страниц.

Просто так сие произойти не могло. Значит, было сделано умышленно.

Ответ напрашивается самим собой. Перед нами почти что детективная история. Но она отчетливо читается между строк - тех самых летописных строк, которые были тщательно вымараны и выскоблены последующими «правщиками».

Что же произошло?

Дабы понять это, необходимо вспомнить рассказ летописи о том, что Иларион был первым, кто вырыл пещерку на месте будущего Печерского монастыря. Став митрополитом, он продолжает - и не так уж редко - посещать место своих уединенных молитв.

Но вот через некоторое время, а именно в 1054 году, Ярослав Мудрый умирает. Иларион лишается могучего покровителя и в результате политических и церковных интриг вынужден оставить митрополичью кафедру.

С тех пор о нём ни слуху, ни духу - ни на страницах летописей, ни в церковных анналах.

Ситуация примерно такая же, если бы сегодня вдруг неожиданно исчез неведомо куда Патриарх всея Руси или Римский папа.

Куда же он мог деться?

Ломать голову особенно не приходится: Иларион ушел в монастырь, начало коему сам же и положил, и принял постриг, получив при этом, как и подобает, новое иноческое имя. И в самом деле - именно в это самое время среди братии Киево-Печерского монастыря появляется новое лицо — мних (монах) Никон, ставший выдающимся деятелем отечественной истории, настолько выдающимся, что получил прозвание Никона Великого.

С 1078 года и до самой смерти, последовавшей в 1088 году, Никон был иегуменом Киево-Печерского монастыря.

Всё это вместе взятое и дало основание выдающемуся ученику академика А.А Шахматова Михаилу Дмитриевичу Присёлкову (1881—1941) выдвинуть вполне приемлемую гипотезу: под именем Никона скрывается таинственным образом исчезнувший со страниц летописей Иларион.

Но и это еще не всё.

Задолго до Присёлкова сам Шахматов путем скрупулезного текстологического анализа и сопоставления фактов установил, что Никон-Иларион является также и автором начального летописного свода, составленного примерно в 1073 году (с учетом уже существовавшего древнейшего свода 1037 года) и использованного Нестором при написании «Повести временных лет».

Собственно, Никон - главный идейный вдохновитель Нестора - с полным основанием может считаться соавтором Начальной русской летописи.

Гипотеза Шахматова считается общепризнанной.

О летописной и писательской деятельности Никона-Илариона сохранились сведения и в «Житии Феодосия Печерского» (автором коего, кстати, также был Нестор), где рассказано, как «многажды» бывало: сидит, дескать, Никон и «делает книги», а рядом Феодосий «прядет нити, еже на потребу таковому делу».

Можно только гадать, какие исторические материалы передал Нестору его наставник. Не приходится сомневаться, однако: это были тексты высочайшей пробы - на уровне «Слова о законе и благодати». И думается, включали они не одно лишь сухое изложение фактов, но также их оценки. Кроме того - характеристику главных действующих лиц на авансцене русской истории.

Не требуется особого воображения, чтобы представить: отечественные «сравнительные жизнеописания» в значительной своей части оказались полемичными, политически заострёнными и нелицеприятными для многих героев летописи.

Стоит ли после этого удивляться, что именно Иларионовы тексты выбросили из «Повести временных лет» в первую очередь при ближайшей же великокняжеской ревизии и тщательном «редактировании».

Опальный автор был ещё жив, но разве имел он хоть малейшую возможность предотвратить издевательство над летописью, зияющей ныне, точно пустыми глазницами, следами инквизиторской деятельности великокняжеских «правщиков» (о причинах - в следующей главе).

Невозможно согласиться со странным мнением: будто бы летописные пустоты появились, дескать, оттого, что в «пустые лета» ничего не происходило, и летописцам нечего было записать под соответствующими годами. Да нет же! Вовсе не так все складывалось!

Перед нами незаживающие раны, оставленные живодерами-цензорами.

Точно кладбищенские надгробия напоминают они последующим поколениям: «Смотрите, здесь погребена русская история...»

Это отрывки из другой книги Валерия Никитича Демина - «Загадки русских летописей».

ИСТОЧНИК

* * *

ДРЕВНИЕ ЗНАНИЯ

В нашем веке, когда человеческий ум ищет пути между космосом и атомом, когда наука, выделяя мельчайшие частицы материи, искривляя время, выпуская на волю то, что удерживает вещи от распада, нагоняет на нас большую тревогу, я хотел напомнить, что боги, воздвигнутые перед вратами храмов, не просто изображения. Они означают, что за этими вратами, среди обломков древнего знания, найдется, быть может, несколько ответов на наши вопросы, несколько вех, чтобы разметить наши опасные пути, и перил, чтобы оградить их.

Во всяком случае, это стоит того, чтобы толкнуть дверь.

Человеку, когда он подвергается опасности со стороны неведомых сил и собственных смут, все пригодится, и особенно память.

Мифы - коллективная память человечества.

Археология беспрестанно извлекает на свет необъяснимые технические достижения древних, которые заставляют нас думать, что те располагали подлинным и весьма изощренным знанием, утраченным, но верным.

Среди вопросов, которые ставит перед нами будущее, наверняка есть и такие, на которые прошлое уже ответило.

1967

Это отрывок из предисловия автора к книге - Заря богов. Дневники Зевса.

Автор Морис Дрюон.

ИСТОЧНИК

Отрывок из этой книги:

Рождение, Праздник, Труд и Война; не в этих ли четырёх словах заключался весь удел моего ближайшего потомства - ваш удел, дети мои, вечно кружащийся вокруг этих четырёх столпов?

Я представлял себе бесконечную вереницу ваших поколений.

Да, я был счастлив, как может быть счастлив царь.

 

ЗЕВС, царь богов, бог людей.

* * *

На этом всё, всего хорошего, читайте книги - с ними интересней жить! Юрий Шатохин, канал Веб Рассказ, Новосибирск.

ВСЕ ВЫПУСКИ С БОРУ ПО СОСЕНКЕ - 103 видео озвученные мной.

До свидания.

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
0

17.08.2022
Пожаловаться Просмотров: 190  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены