Премодерируемое участие
2156 участников
Администратор буратино
Администратор каракатица

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Является ли современность нашей античностью?

Это интересно
+2

19.06.2013
Пожаловаться Просмотров: 1297  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 26

Для того чтобы писать комментарии, необходимо
autentikos 19.06.2013

Вся наша цивилизация вообще некрофильская,- всюду, куда ни посмотри во главу угла ставится либо мертвое, либо неживое.

Атеизм,- вообще некрофилия чистой воды. Героизация предков и всяко давно покойников тоже. Вся наука построена на изучении и построении мертвых тел. Так что ничего удивительного, что и в искусстве то же самое.

В Кали-Юге же живем.

это обычный осенний каннибализм (по Дали)

Сальвадор Дали (Salvador Dali). Осенний каннибализм (Autumn Cannibalism)

autentikos 19.06.2013
autentikos 19.06.2013
Нетленка в духовке Лев Рубинштейн, 05.08.2009 Лев Рубинштейн. Фото Грани.РуЛев Рубинштейн. Фото Грани.Ру Реклама

В 70-е годы в моей тогдашней компании имели широкое хождение словечки типа "духовка", "нетленка" или "сакралка". Такова была ироническая реакция художников и литераторов моего круга на высокопарные и абсолютно, как мы были уверены, лишенные реального содержания разговоры наших тогдашних оппонентов-традиционалистов о "непреходящих ценностях", "нетленных полотнах", "духовной основе искусства" и "сакрализации реальности".

Мне-то всегда казалось и кажется до сих пор, что одной из главных задач искусства является как раз десакрализация реальности, освобождение ее поверхности от водорослей и ракушек различных предрассудков и суеверий, пышно именуемых то сакральностью, то духовностью, то еще чем-нибудь в таком роде.

Какой-либо позитивный смысл эти слова имеют лишь в богословском контексте. Будучи вырванными из него, они, как топоры, повисают в спертом от концентрированной духовности воздухе. Они становятся в лучшем случае метафорами.

А метафоры всегда уместны лишь в качестве метафор.

Существует, например, очень стойкая метафора-ловушка, в ласково-репрессивном плену которой находятся очень многие. Это "Родина-мать".

Почему вдруг "Родина-мать"? Ну вообще-то понятно почему: это один из самых устойчивых рудиментов архаического родоплеменного сознания. Так ведь рудимент - он и есть рудимент. А метафора, повторяю, это метафора.

Когда кто-то в пароксизме праведного патриотического гнева патетически вопрошает: "А вот о своей матери вы смогли бы сказать то же, что говорите о своей Родине?", я бы ответил так: "Нет, о своей матери я ничего такого сказать не могу и не скажу. А о родине скажу все, что считаю правильным о ней сказать. Потому что родина - это никакая мне не мать, а это всего лишь то место, где я родился и где я живу. И все. И не знаю, кому как, но мне хватило материнской любви настолько, что нет у меня никакой необходимости называть своей матерью что-то кроме нее самой. Родина - это не только никакая не мать, это, заметьте вообще не человек, а это, чтобы вы знали, такое место - с домами, людьми, флорой и фауной. А там, где возникает "Родина-мать", не может по логике не возникнуть и "Вождь-отец" - иначе семья неполная. А уж где появляется "вождь-отец", там уже слишком хорошо известно, что бывает".

Ох, метафоры... Покуда напыщенные пошляки театр или музей будут именовать "храмом", неизбежно будет возникать симметричный соблазн назвать храм музеем или театром. А почему бы и нет: кто-то ходит в церковь молиться и причащаться, а кто-то послушать красивую музыку и полюбоваться иконами. Для кого-то храм - это храм, а для кого-то - византийская опера. И ничего в этом нет ни обидного, ни стыдного. Ни для кого.

То же и с сакральностью. Выдернутая из религиозного обихода, она становится самым дремучим фетишизмом. А фетишисты всегда найдут себе объекты для возбуждения. Не будет одного, будет другое - пусть даже и вовсе малобюджетное. В конце концов, при наличии хоть сколько-нибудь развитого воображения можно загореться и от вида спичечного коробка с портретом нацлидера на этикетке. А не найдется в кармане спичек, найдется на полу сарая ржавый гвоздь. Почему нет? Я в общем-то не против. Я против только в том случае, когда этот самый гвоздь суют мне под нос.

Большевистская власть столь яростно боролась с традиционными религиями вовсе не потому, что стремилась к секуляризации общественной жизни. Она изничтожала церкви, мечети, синагоги и пагоды, она истребляла священников, монахов, лам и шаманов, потому что сама стремилась к собственной сакрализации. И, надо отдать ей должное, преуспела в этом деле настолько, что всполохи этой ушедшей вроде бы сакральности посверкивают до сих пор.

Ровно по той же причине нынешняя власть, вызывающе лишенная какого бы то ни было идеологического обеспечения кроме тягостного, как температурный бред, "вставания с колен", с напористой агрессивностью использует традиционные религиозные институты. Ей тоже нужна сакрализация. А как же без нее!

Получается у них, на мой вкус, не слишком удачно. Впрочем, тем, для кого любая власть в силу своей природы сакральна сама по себе, достаточно и палец показать. Или погрозить тем же самым пальцем надменному соседу. Или, на худой конец, при всем честном народе - эх, была не была - со всего разбегу бултыхнуться в славное море священный Байкал.

Вот и отдельные высокоученые деятели со степенями стали храбро высказываться в том духе, что российский народ издавна и по сию пору привык относиться к власти как к чему-то сакральному. Традиция, мол, такая. А потому и любая критика власти есть явление по сути антинародное и деструктивное. Со всеми соответствующими их научному пониманию оргвыводами. Неплохое представление об интеллектуальном развитии собственного народа, ничего не скажешь. Главное, не деструктивное.

Те, кто сознательно или бессознательно признает сакральность власти, в первом приближении делятся на тех, кто власть горячо любит и прощает ей любые глупости и подлости, и тех, кто страстно ее ненавидит и изобретательно ее демонизирует.

А власть, по-моему, не заслуживает ни любви, ни ненависти. Она вообще не должна быть объектом сильных эмоций. Для сильных эмоций есть религия, искусство, спорт, любовь...

Я помню, как одна девушка в целях поддержания интеллигентного разговора спросила молодого человека: "Скажите, Виктор, а вы любите Зигмунда Фрейда?" "Я вообще-то баб люблю, если честно", - грубовато, но по существу ответил молодой человек.

Вот именно.

Оставить комментарий Обсудить Лев Рубинштейн, 05.08.2009
autentikos 19.06.2013

Вот-вот,- все кушают смерть на завтрак, обед и ужин, а вечной жизни почему-то при этом хотят. Парадокс.

самое  живое занятие тогда у общества  -это "групповуха"Laughing

autentikos 19.06.2013

"И вместе со всеми ты скажешь "да",

И вместе со всеми "нет""

autentikos 19.06.2013
autentikos 20.06.2013
autentikos 20.06.2013

А еще, конечно, немаловажная причина, почему все искусство такое некрофильское, потому что мертвые не встанут и ненакостыляют за оплошности. Вот к примеру Уорхол один раз решил изобразить  живых уголовников на плакате, так начался такой скандал. Одни уже не оказались уголовниками(были сняты все подозрения), другие не захотели огласки их позору. Так пришлось Уорхолу закрасить все свое художество  серой краской.

Image     Image Collins, Bradford R.  “Jokes and their Relation to Warhols ’13 Most Wanted Men’.”  Notes in the History of Art. 17.2. (1998).  
autentikos 20.06.2013

Они трупы начали резать еще в Возрождение, чтобы добиться полного сходства с ними. Хоть наверняка и раньше такое делали.

 

http://www.liveinternet.ru/community/2332998/post160889169/

 

Ванитас/ Vanitas — «суета, тщеславие» — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти.
Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании.
COLLIER, Edwart Vanitas Still-Life 1705
 (700x545, 70Kb)
Термин восходит к библейскому стиху (Еккл.1:2) Vanitas vanitatum et omnia vanitas
«Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!».
Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений

UTRECHT, Adriaen van Vanitas Still-Life with a Bouquet and a Skull 1642
 (700x546, 50Kb)
CLAESZ., Pieter Vanitas with Violin and Glass Ball 1628
 (698x413, 44Kb)
BAILLY, David Self-Portrait with Vanitas Symbols 1651

 (699x510, 55Kb)
Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
RENARD DE SAINT-ANDRÉ, Simon Vanitas
 (690x699, 195Kb)
VINNE, Vincent I Laurensz. van der Vanitas with a Royal Crown after 1649
 (589x698, 136Kb)
PEREDA, Antonio de Vanitas
 (699x568, 59Kb)
Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние.Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
COLLIER, Edwart Vanitas Still-Life
 (700x672, 92Kb)
Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.
RENARD DE SAINT-ANDRÉ, Simon Vanitas Still-Life
 (578x698, 43Kb)
Морские раковины, иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености.
MIGNON, Abraham The Nature as a Symbol of Vanitas 1665-79
 (699x564, 49Kb)
STEENWIJCK, Harmen Vanitas Still-Life 1640
 (699x551, 36Kb)
Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.
ROESTRAETEN, Pieter Gerritsz van Vanitas Still-Life
 (574x699, 50Kb)
Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
BRUYN, Barthel Vanitas Still-Life
 (580x699, 45Kb)
CLAESZ, Pieter Vanitas Still-Life 1630
 (700x508, 50Kb)
Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
COLLIER, Edwart Self-Portrait with a Vanitas Still- Life 1684
 (700x669, 209Kb)
COLLIER, Edwart Vanitas Still-Life 1697
 (605x699, 137Kb)
BOEL, Pieter Large Vanitas Still-Life 1663
 (700x551, 201Kb)
Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.
Францискус Гейсбрехтс, 2-я пол. XVII в
 (699x596, 105Kb)
Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри нее. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.
HALS, Frans Young Man with a Skull (Vanitas) 1626-28
 (700x671, 175Kb)
Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.
HEEM, Cornelis de Vanitas Still-Life with Musical Instruments after 1661
 (700x640, 93Kb)
Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.Песочные и механические часы — быстротечность времени.Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
RENARD DE SAINT-ANDRÉ, Simon Vanitas Still-Life
 (699x558, 72Kb)
RENARD DE SAINT-ANDRÉ, Simon Vanitas Still-Life[/b]
 (700x666, 156Kb)
Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук.Глобус, как земли, так и звездного неба.Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.
RIBERA, Jusepe de The Penitent Magdalen or Vanitas 1609-11
 (555x699, 29Kb)
Красные сургучные печати.Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
TRECK, Jan Jansz. Vanitas Still-Life 1648
 (700x661, 99Kb)
Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.
Юриан ван Стрек, ок. 1670
 (581x686, 127Kb)
ROESTRAETEN, Pieter Gerritsz van Vanitas Still-Life
 (699x586, 54Kb)
Очень редко натюрморты этого жанра включают человеческие фигуры, иногда скелет — персонификацию смерти. Объекты часто изображаются в беспорядке, символизируя ниспровержение достижений, которые они обозначают
autentikos 20.06.2013
autentikos 21.06.2013
autentikos 22.06.2013

И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю,и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.Кто имеет ухо, да слышит.Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых.И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела;и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их,и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

не надо только трындеть