Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Прогулки по Третьяковской галерее... "Алёнушка" ...-

 

 

  

                                    Прогулки по Третьяковской галерее... "Алёнушка"

 

 

 

    10 февраля 2020г        

В тихом переулке Замоскворечья стоит здание, украшенное старинным гербом города Москва.

Это высеченный из белого камня всадник – Георгий Победоносец, разящий копьём змея.

Внимательный взгляд уже силится разобрать славянскую вязь надписи, врезанной в белый камень фасада: “Московская городская художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых.

Основана П. М. Третьяковым в 1856 году и передана им в дар городу Москва в 1892 году совместно с завещанным городу собранием С. М. Третьякова”.

 

 

 

                                                            

                                                       Своим существованием галерея обязана почётному гражданину города Москва Третьякову П. М. 

 

 

До семнадцатого года галерея была открыта для бесплатного посещения для гражданина любого сословия. После семнадцатого года галерея была национализирована, а коллекция стала пополняться из конфискованных частных собраний и музеев.

В 1985 году Государственную картинную галерею на Крымском валу объединили с Третьяковской галерей, и образовался единый музейный комплекс

 

Новая Третьяковка вместе с Центральным домом художника.

В здании в Лаврушинском переулке разместили коллекция живописи с древнейших времён до 1910 годов, а на Крымском валу – искусство XX и XXI веков. Является крупнейшей сокровищницей русского изобразительного искусства.

На 2018 год её экспозиция насчитывает более 180 тыс. предметов произведений живописи и скульптуры, графики и изделий из драгметаллов.

Музей расположен в здании, построенном в 1906 году. Является объектом культурного наследия России федерального значения, и охраняется государством.

 

 

                                                                     

                                                               "Алёнушка". Виктор Михайлович Васнецов. Годы создания 1880-1881.

 

 

Алёнушка на картине Васнецова сидит вроде бы на фоне обычного русского пейзажа, но все его детали усиливают гнетущее чувство: и осина – дерево, на котором, по преданию, повесился Иуда, и ели, в народных представлениях тесно связанные с похоронами, и рыжий цвет волос, по поверьям, сулил несчастье или указывал на связь с нечистой силой. Только ласточки над девушкой берегут её от неверного шага.

Героиня картины Васнецова не была задумана, как сказочный персонаж. “Не помню точно, когда у меня зародилась “Алёнушка”, как будто она давно жила у меня в голове”, - вспоминал художник.

Летом 1880 года, он, привлечённый творческой атмосферой, царившей в имении меценатов Мамонтовых в подмосковном Абрамцеве, приехал на отдых в соседнюю деревню Ахтырка, на этюды, и увидел в тех местах настоящую живую “Алёнушку”, трогательный типаж русской девушки. То была обычная юная крестьянка, чем-то расстроенная. Воодушевлённый Васнецов уговорил её позировать к наброскам к картине.

Виктор Михайлович работал над картиной до конца февраля 1881 года. На IX всероссийской выставке Товарищества передвижников картина была представлена впервые и называлась “Алёнушка (Дурочка)”. Некоторые критики удивлялись: почему же дурочка? “Лицо её не выражает психической болезни”, - недоумевал журналист “Московских ведомостей” Флёров Сергей В. “C характером идиотизма не совладал г. Васнецов”, язвил другой критик. У самого автора героиня вызывала тёплые чувства, так что данное художником название не могло быть ни диагнозом, ни насмешкой.

Известный в определённых кругах искусствовед, сотрудник галереи на Якиманке Элеонора Пастон рассказывает: в народе дурочкАми (дУрочками) называли юродивых и нищих сироток, к которым относились не с презрением, а с жалостью и даже с некоторым пиететом, никогда их не обижали, так как считалось, что они ближе к Богу.

Поскольку художник к тому моменту уже прославился картинами на сказочную тему, то и портрет деревенской девушки с подачи критиков вскоре начали ассоциировать с фольклорным сюжетом об Алёнушке и её братце Иванушке.

Виктор Михайлович не стал возражать, ведь собирательный поэтичный образ русской души, который он хотел уловить, отражён и в народном творчестве.

В 1900 году в художественном альбоме с его картинами “Алёнушку” подписали цитатой из сборника сказок Афанасьева А. Н.

 

 

                                                           

1-ДЕВУШКА. “Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах, что я прямо ахнул, когда встретился с нею”, - вспоминал Васнецов о простоволосой крестьянке, с которой писал “Алёнушку”. Некоторые черты лица героини художник, по его словам, “позаимствовал” у дочери своего друга Саввы Мамонтова, будущей “девочки с персиками”. Когда Виктор Михайлович работал над “Алёнушкой” девочке было пять-шесть лет.

 

 

 

2-ВОДОЁМ. Пруд и ельник написаны Васнецовым с натуры в Ахтырке. На картине нет ни одной сказочной детали, при этом пейзаж отражает настроение девушки, почти как в сказке, где вянут цветы, когда героиня заболевает. Художника, чьё детство прошло в деревне и чей брат был фольклористом, вдохновляли народные песни и присловья, в которых чувства людей перекликаются с явлениями природы. Водоёмы со стоячей водой, по поверьям, были мрачным и зловещим местом, там водилась нечисть: русалки и водяные.

 

 

3-КАМЕНЬ. На эскизах девушка сидела на траве, но в итоге художник посадил Алёнушку на камень, и не случайно. Гнетущее состояние, тоску и означает фразеологизм “камень на сердце”, и целый ряд фольклорных метафор; “Изныло моё сердечушко, изныло всё”, - слова народной песни из сборника, составленного братом художника.

 

 

4-ОСИНА. В народных представлениях имеет мрачную “репутацию”. Осина с дрожащими листьями и горькой корой, по словам, известной в некоторых кругах, фольклориста Татьяны Агапкиной, в народных песнях характеризуется, как “горькая, бессчастная, шатучая” и метафрически отождествляется с “человеком страдающим”.

 

 

5-ЕЛЬНИК. Ель в восточнославянском фольклоре мрачное дерево, связанное с похоронами (гроб часто делали из ели, могилы обкладывали еловыми ветками). Есть присловье: “В березняке веселиться, в ельнике - удавиться”. Тёмная стена за спиной девушки – подходящий для безрадостных раздумий.

 

 

6- ЛИСТЬЯ. Они уже начали желтеть и опадать с деревьев: наступает осень, печальная пора увядания природы.

 

 

7- ОДЕЖДА. Изорванные крестьянский сарафан и рубашка Алёнушки- свидетельство её бедности.

 

 

8-ВОЛОСЫ. Растрёпанные, неприбранные волосы – знак неблагополучия или горя (у мужчин ещё и не бритые щёки). На первых эскизах Алёнушка светло-русая, а на картине – рыжая. По народным приметам, такой цвет волос сулил несчастье или указывал на связь с нечистью, так что рыжий человек в деревне запросто мог стать изгоем.

 

 

9- ЛАСТОЧКИ. В славянском фольклоре эти птицы покровительствуют женщинам и девушкам, а также символизируют приход весны и надежду. Сидя над головой девушки, ласточки словно оберегают её от неверного шага.

 

 

 

                                                                                             

                                                                                                   Васнецов Виктор Михайлович. (1848-1926)

 

 

В истории русского искусства Виктор Михайлович занимает такое же место, какое в истории науки занимают знаменитые первооткрыватели: Васнецов первым открыл путь в богатый и прекрасный, ранее совсем не ведомый мир народной поэзии, царство русских сказок и былин; он был первым, кто сумел оживить “дела давно минувших дней, преданья старины глубокой”.

Виктор Михайлович родился в далёком вятском селе Лопьял. Здесь, в глуши вятских лесов, в будущем художнике пробудилась горячая любовь к народному искусству. “Я жил в селе среди мужиков и баб, любил их простоту, как своих друзей-приятелей, слушал их песни и сказки. Заслушивался ещё на посиделках при свете и треске лучины” – так писал о своём детстве Васнецов.

 

В 1867 году он приехал в Петербург, а в 1868-м – поступил в знаменитую Петербургскую Академию художеств. Затем он вышел из академии и сблизился с кружком Крамского, стал членом Товарищества передвижных выставок.

Несгибаемое прямодушие и непоколебимость в выборе своего пути , твёрдость в убеждениях и страстная любовь к родине – таков душевный склад Васнецова.

Сначала Виктор Михайлович писал небольшие жанровые сценки из жизни бедного петербуржского люда. Но это был ещё не настоящий Васнецов. Лучшими работами художника стали те, которые он посвятил русской старине.

1877- женился.

1878- был принят в Товарищество передвижных художников, перебрался в Москву и подружился с Саввой Мамонтовым и его семьёй.

В 1880 году появилась первая картина на исторический сюжет – “После побоища Игоря Святославича с половцами” по мотивам “Слова о полку Игореве”. Вслед за ней Виктор Михайлович пишет “Алёнушку”.

Васнецов очень разнообразен. Он работал не только в живописи, но и в графике (иллюстрации к пушкинской “Песне о вещем Олеге”), в театре он создал замечательные декорации к весенней сказке Островского “Снегурочка”. Виктор Михайлович работал и как художник-монументалист: расписал круглый зал Исторического музея в Москве (фриз “Каменный век”), по его проекту был оформлен фасад Третьяковской галереи (1900). По рисункам и проектам Виктора Михайловича в художественных мастерских в Абрамцеве искусные мастера украшали народными орнаментами мебель, посуду, etc

Везде, где работал Васнецов: в живописи, архитектуре, прикладном ли искусстве, - он стремился возродить русское народное творчество.

1926- умер от паралича сердца. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.

 

 

 

        Егор Веснушкин            

Это интересно
+1

02.03.2020
Пожаловаться Просмотров: 240  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены