Одним из традиционных и наиболее известных видов русского национального прикладного искусства является миниатюрная лаковая живопись на различных изделиях из папье-маше.
В переводе с французского «papier -mache» означает «жеваная бумага».
Папье-маше – это смесь волокнистого материала (чаще всего бумаги или картона) с какой-нибудь клейкой субстанцией (крахмалом, гипсом и т. п.).
Получается легко поддающаяся формовке масса, из которой делают различные изделия: театральную бутафорию, игрушки, учебные пособия, шкатулки и многое другое.
Русская лаковая миниатюра на изделиях из папье-маше знаменита во все мире – достаточно зайти в любой магазин русских сувениров, чтобы в этом убедиться.
Изначальными центрами развития промысла стали русские села Палех, Холуй и Федоскино. Лаковые миниатюры каждого из этих мест имеют свои производственные и стилистические особенности, и специалист всегда отличит, где изготовлено то или иное изделие.
Надежда Стрелкина, член Союза художников России, – родом из Федоскино. Это село в Мытищинском районе Московской области, расположенное на правом берегу реки Уча, в 40 км от Москвы. Искуство лаковой миниатюры, отличающееся местным колоритом, окончательно сложилось здесь к концу XVIII века.
Федоскинская лаковая миниатюра исполняется на готовом изделии из папье-маше масляными красками в три-четыре слоя — последовательно выполняются замалевок (общий набросок композиции), пропись или перемалевка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах).
Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото или поталь, или делаются вставки из перламутра.
Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину и дают удивительный эффект свечения.
Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), «шотландкой» (сложная сетка, нанесенная жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др.
Виртуозное владение техникой письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим черным лаковым фоном, отточенное несколькими поколениями мастеров умение соотносить композицию росписи с формой изделия, сделали произведения федоскинских миниатюристов популярными не только в России, но и во всем мире.
Ассортимент изделий фабрики очень разнообразен - ларцы, шкатулки, многообразные по форме и размеру коробочки, крышки альбомов и записных книжек, чайницы, очечники, пасхальные яйца, декоративные планшетки, ювелирные изделия и многое другое.
Итак, Надежда родилась в селе Федоскино.
Стрелкина – это ее фамилия в замужестве, а в девичестве она – Бурбышева.
Семья Бурбышевых дала несколько поколений известных федоскинских художников.
На рубеже XIX-XX веков прапрадедушка Надежды владел фабрикой «Бурбышевская мастерская», производившей расписные лаковые табакерки, коробки для сигар, сувенирные кубки и прочее.
Революция 1917 года сделала невозможным частное предпринимательство, и «Бурбышевская мастерская» прекратила свое существование.
Но художественные традиции и профессиональные навыки передавались от старых мастеров к молодежи, и в конце 1920-х годов были открыты Федоскинская мастерская лаковой живописи, а при ней – училище. Это училище и закончила Надежда Стрелкина.
Способности к живописи проявились у нее очень рано. Основными своими учителями в искусстве она считает старых классических мастеров.
Вдохновленная ими, а также старинными русскими сказочными и духовными преданиями, она создает образы, пробуждающие в зрителе все самое доброе и лучшее.
Художественный стиль Надежды своеобразен и делает ее работы сразу узнаваемыми. Манера ее письма очень деликатна и знаменита мягким, нежным изображением лиц, как бы светящихся изнутри. Это – воплощение русского идеала женской красоты.
Художница использует в своей работе позолоту и посеребрение, что усиливает «свечение» ее произведений и напоминает старинное русское золотошвейное искусство.
Работы Надежда Стрелкиной находятся в Музее Федоскинской фабрики, а также во многих частных коллекциях в России и за рубежом; она принимает участие в выставках прикладного искусства по всему миру.
В 1995 году работы Надежды были лицензированы в США и сразу завоевали огромную популярность: их мотивы использовались для росписи посуды, елочных игрушек, открыток.
По заказу фирмы Bradford Exchange Надежда написала серию эскизов «Музицирующие Ангелы» для росписи фарфоровой посуды. За эту работу в 1997 году ей был присужден от фирмы Хрустальный кубок и звание «Новое имя года».
Сейчас Надежда вместе с мужем и сыном живет в Москве, но каждое лето проводит в Федоскино: природа родных мест дарит ей вдохновение. Художница недаром носит имя «Надежда» - она преисполнена творческих планов и надежд на будущее.
Я не стала подразделять работы Надежды Стрелкиной по тематике, выделила в начале только эскизы "Музицирующие Ангелы", а дальше - пусть Ангелы и феи мирно соседствуют с земными красавицами - ведь в жизни реальное и сказочное тоже тесно переплетено...
Мать и дочь
Ангел со скрипкой
Ангел с псалтирью
Ангел с лирой
Ангел с флейтой
Адам и Ева
Ангел ночи
Ау! В осеннем лесу
Вера, Надежда, Любовь (фрагмент)
Емеля
Зима
Ковер-самолет
Кот-баюн
Лесная фея
Лукоморье
Маки
На печи
Красавица
Свидание
Сиреневая грусть
Снегурочка
Цыганка
Сиреневый венец
Щелкунчик
Это интересно
+6
|
|||
Последние откомментированные темы: