В начале XIX столетия кашмирская шаль стоила около 20 тысяч рублей золотом — целое состояние.
И деловые люди того времени решили наладить производство шалей, которые были бы не хуже по качеству и дешевле по цене. Помещица Вера Елисеева была одной из богатейших в Нижнедевицком уезде Воронежской губернии.
На своей усадьбе Вера Андреевна и построила шалевую фабрику. Произошло это в 1800 году. Рабочая сила была дармовой. Ткачихами стали крепостные Елисеевой. В начале нижнедевицкие работницы тщательно изучали секрет иностранной ткани. Дело это было кропотливое и трудное. Кашмирскую шаль разрезали на мелкие части, и ткачихи распускали ниточку за ниточкой, вникая в секреты изготовления.
Помещица не скупилась на деньги. Трудились десятки русских мастеров, изменяя устройство ткацкого станка. Прошло время, и вскоре фабрика Елисеевой выпустила первые шали. Они были своего рода подражанием знаменитым кашмирским, имели похожий рисунок и колорит. Но период подражания длился недолго.
Вскоре резко изменился рисунок. Он стал чисто «расейским».
Нижнедевицкие мастерицы обратились к фольклору — сказкам, легендам и даже к танцу.
Рисунок изменить было не трудно, труднее было с материалом для шалей. Елисеева была человеком своенравным, но со вкусом. Ей сразу же не понравился пух оренбургских отечественных коз. Забраковала она и шерсть тибетских коз. Выход вскоре нашелся. В степях Западной Сибири тогда в изобилии паслись стада ставших ныне редкими сайгаков.
Пух этих животных и стал тем материалом, из которого стали изготовлять нижнедевицкие шали. Один из современников, побывавший на фабрике Елисеевой, писал: «Пух сей (сайгачий) оказался столь тонким и мягким, что пряжа, из него выпряденная, уподобляется шелку, и шали из оной приготовленные, не только не уступают чистотою и тонкостью тканям настоящим кашмирским, но превосходят их».
Как известно, паук производит тончайшую паутину, которую потом едва заметишь меткими глазами. А вот нижнедевицкие девушки-ткачихи пряли такую нить, что ее простым глазом и не рассмотришь. Чтобы изготовить четыре километра такой пряжи, требовалось не более 500 граммов пуха сайгаков. Пряжа затем красилась.
И здесь нижнедевицкие мастерицы проявили свою природную смекалку.
Они стали применять соки местных растений.
Чтобы пряжа стала золотисто-желтой, использовались соки подмаренника, плодов крушины, бессмертника и даже шелухи лука. Зеленая краска получалась из конопли или медных опилок, которые потом обрабатывались сывороткой.
Дорогостоящие красители типа индиго или кашенили стоили больших денег, да и завозить их было нелегко.
Поэтому применяли их изредка и в небольших объемах.
Нижнедевицкие шали славились не только своими разнообразными цветами, которые никогда не выгорали на солнце.
Также они резко отличались от знаменитых кашмирских тем, что последние имели одну сторону, а вот нижнедевицкие умельцы ткали шали двусторонними, то есть без изнанки.
Так что спрос на эти изделия рос с каждым днем. Внимательно смотришь на елисеевские шали и поражаешься искусству ткачих. Все делалось вручную. А узоры ткали специальными деревянными, кленовыми иглами, перед этим тщательно пропитав их в воске.
По воспоминаниям старожилов, чтобы изготовить такую шаль размером всего в шесть квадратных метров, уходило немало времени — от полугода до двух лет, а иногда и более.
А ткали такую шаль обычно не более четырех ткачих. Были нижнедевицкие шали легкими и мягкими.
И настолько тонкими, что продевались через обручальное кольцо. По примеру Елисеевой во многих помещичьих имениях стали возникать подобные фабрики по выработке шалей.
Вера Андреевна вскоре «почила в бозе», и владелицей фабрики стала ее родная сестра, в замужестве Шишкина. Она продолжила дело своей родственницы.
Вскоре нижнедевицкие шали стали экспонироваться на различных выставках.
Так, на Первой Всероссийской выставке в столице Российской империи Санкт-Петербурге Шишкина была удостоена высокой награды — Большой золотой медали.
Известно, что фабрика Елисеевой просуществовала свыше полвека и стала всемирно известной. Но вскоре дело здесь заглохло.
А на других российских фабриках хотя и выпускали искусные шали из кашемирового полотна, но с нижнедевицкими шалями они не шли ни в какое сравнение.
Сегодня секрет елисеевских шалей забыт, забыты и фамилии искусных ткачих.
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: