Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
1594 участника
Администратор Пчёлка Майя

Важные темы:

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Администратор пишет:

Ретроспектива Питера Брейгеля Старшего в Вене в 2018 году.

Первая в истории ретроспектива Питера Брейгеля Старшего в Вене...Вспоминаем год 2018

2019 году исполнилось 450 лет со дня смерти Питера Брейгеля Старшего, создателя «коллективного образа» жителя Фландрии и главного рассказчика о ее традициях, критика социальных норм, по сей день не утратившего актуальности.

В честь этой даты венский Музей истории искусств совершил практически невозможное — собрал ретроспективу художника из редких полотен со всего света.

Питер Брейгель Старший «Битва Масленицы и Поста» 1559 г. Дерево, масло. 118 × 164,5 см Музей истории искусств, Вена © KHM-Museumsverband

Парадокс: имя Брейгеля знают все, но о его жизни сохранилось совсем мало фактов, неизвестна даже точная дата рождения — где-то между 1525 и 1530 годами. Пейзажи с его картин до сих пор можно увидеть в Бельгии, однако прозванный «мужицким» художник не был поклонником деревни и никогда там не жил, предпочитая быть поближе к богатым и влиятельным заказчикам.

Питер Брейгель Старший «Триумф смерти» 1561 - 1563 Прадо, Мадрид, Испания © Museo Nacional del Prado

Он считался одним из самых успешных и дорогих мастеров своего времени, его работы были в лучших коллекциях (пятнадцать у Рубенса, шестнадцать у известного фламандского купца Николаса Йонделинка, семь у французского кардинала Гранвелла).

В настоящее время известно около сорока оригинальных работ и бесчисленные копии, которые на потребу менее состоятельным заказчикам изготавливали его сыновья и мастерская (по некоторым данным из мастерской вышло около полутора тысяч копий).

Неудивительно, что картины Брейгеля редко покидают те залы, в которых они «прописаны» уже не один век, и любая сборная выставка — подарок для зрителей.

Питер Брейгель Старший. «Две обезьяны на цепи» 1562 г. Дерево, масло, 20 х 23 см. Берлин, Государственный музей 

Цитирую по книге:

В.Клеваев. «Лекции по истории искусства.Северное Возрождение.Питер Брейгель Старший». К.,2007,с.588-589

"...Брейгель пишет небольшую картину «Две обезьяны на цепи». На переднем плане изображены две обезьяны, сидящие на цепи в проёме низкого сводчатого окна. Обезьяна — это символ греха, низменных инстинктов: бесстыдства, похоти. Здесь представлены и другие символы греха, которые легко угадывались современниками Брейгеля. Я имею в виду ореховую скорлупу – известный для нас мотив плотского греха, греха похоти, сладострастия. Таким образом, грех посажен на цепь, грех укрощен. По этому поводу можно размышлять, укрощен ли этот грех в себе самим человеком или некие внешние силы сковали его.

Пейзаж в глубине, открывающийся с этой массивной каменной стены, достаточно точно воспроизводит побережье Антверпена, вдали угадываются церкви города. Он очень тонко написан - виртуозно и неприхотливо. Есть что-то почти импрессионистическое в легких мазках брейгелевской кисти. Может быть, эта картина связана с идеями Брейгеля о женитьбе, с его намерениями обзавестись семьей.

Я упоминал, что старые рассказы о художнике повествовали, что у него была какая-то связь со служанкой и он, женившись, был вынужден оставить Антверпен по настоянию тещи. Может быть, в связи с этим в творчестве Брейгеля возникает мотив укрощенного греха и любимого им города, в который ему уже не суждено было вернуться. Вероятно, в этой работе зашифрованы какие-то автобиографические моменты из жизни художника. И в то же время, ведь нельзя видеть в этих двух зверьках только символы греха.

Брейгель идет дальше, обогащая образную структуру. Он мысленно заставляет нас почти пожалеть этих несчастных животных, которых привезли куда-то на Север Европы из южных, жарких стран. Как они жмутся, как им неуютно, как холодно, сколько почти человеческой грусти в глазах этих мартышек, которые уставились на нас. Возникает ощущение их затерянности в мире, ощущение тоскливого одиночества; пусть их двое, но они совершенно разобщены..." тут

Pieter Bruegel the Elder «The Suicide of Saul» 1562 Kunsthistorisches Museum Vienna, Picture Gallery © KHM-Museumsverband

Габсбурги были одними из главных собирателей Брейгеля Старшего.

Благодаря их интересу в венском Музее истории искусств хранится самое крупное собрание его живописи — двенадцать крупных работ, примерно треть его наследия.  Среди них такие шедевры, как «Битва Масленицы и Поста», «Несение креста», «Крестьянский танец» и «Крестьянская свадьба», «Охотники на снегу».

На выставке к ним присоединились «Безумная Грета» из Музея Майера ван ден Берга в Антверпене и «Триумф Смерти» из Прадо, прошедшие реставрацию перед показом.

Из Праги приехала «Жатва», из римской галереи Дориа-Памфили — редкий морской пейзаж «Вид Неаполитанской гавани», из Берлина — «Две обезьянки».

Pieter Bruegel the Elder «The Adoration of the Magi in the Snow» 1563 Swiss Confederation, Federal Office for Culture, Collection
Oskar Reinhart ‘Am Römerholz’, Winterthur © Collection Oskar Reinhart ʻAm Römerholzʼ, Winterthur

В экспозиции можно сравнить два варианта знаменитой «Вавилонской башни» из венского музея и Музея Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме, а также два по-разному построенных «Поклонения волхвов» из швейцарской Коллекции Оскара Рейнхарта и Лондонской национальной галереи.

Pieter Bruegel the Elder «The Tower of Babel» after 1563 Rotterdam, Museum Boijmans Van Beuningen
© Museum Boijmans Van Beuningen, Photograph: Studio Tromp, Rotterdam

Всего на выставке представлено более девяноста работ художника — около тридцати картин и шестидесяти рисунков и гравюр, дополненных рассказом о мастерской, художественном методе и сюжетах, которые легко читались фламандцами XVI века, но не всегда понятны современному любителю искусства.

Pieter Bruegel the Elder «View of the Bay of Naples» c. 1563 Rome, Galleria Doria Pamphilj © Rome, Galleria Doria Pamphilj

В 2019 году празднование юбилея переместилось в Бельгию, на родину художника.

В Королевских музеях изящных искусств в Брюсселе хранится вторая по значимости коллекция живописи Брейгеля (в Вену эти работы не дали).

Одной из наиболее любопытных обещает стать выставка «Мир Брейгеля в черно-белом цвете» в Королевской библиотеке (откроется в октябре 2019 года), которая представит ранние рисунки и гравюры.

Pieter Bruegel the Elder «Dulle Griet» 1563 Antwerp, Museum Mayer van den Bergh © Museum Mayer van den Bergh

Pieter Bruegel the Elder «Christ Carrying the Cross» 1564 Kunsthistorisches Museum Vienna, Picture Gallery © KHM-Museumsverband

Pieter Bruegel the Elder «The Adoration of the Kings» 1564 National Gallery, London, U.K. © The National Gallery, London 2018

Pieter Bruegel the Elder «Hunters in the Snow» 1565 Kunsthistorisches Museum Vienna, Picture Gallery© KHM-Museumsverband

Pieter Bruegel the Elde «The Gloomy Day»1565 Kunsthistorisches Museum Vienna, Picture Gallery © KHM-Museumsverband

Pieter Bruegel the Elder «The Return of the Herd» 1565 Kunsthistorisches Museum Vienna, Picture Gallery © KHM-Museumsverband

Pieter Bruegel the Elder «The Haymaking» 1565 Prague, The Lobkowicz Collections, Lobkowicz Palace, Prague Castle © The Lobkowicz Collections

Pieter Bruegel the Elder «The Peasant Wedding» c. 1567 Kunsthistorisches Museum Vienna, Picture Gallery © KHM-Museumsverband

Pieter Bruegel the Elder «The Birdnester» 1568 Kunsthistorisches Museum Vienna, Picture Gallery © KHM-Museumsverband

© KHM-Museumsverband

Pieter Bruegel the Elder «Peasant Dance» c. 1568 Kunsthistorisches Museum Vienna, Picture Gallery © KHM-Museumsverband

Pieter Bruegel the Elder «View of the Ripa Grande in Rome» c. 1555-1556 © Devonshire Collection, Chatsworth Reproduced by permission of Chatsworth Settlement Trustees

Pieter Bruegel the Elder «The Temptation of Saint Anthony» c. 1556 Oxford, The Ashmolean Museum, Bequeathed by Frances Douce, 1834 © Ashmolean Museum, University of Oxford

Pieter van der Heyden after Pieter Bruegel the Elder «Big Fish Eat Little Fish» 1557 Vienna, Albertina © Albertina, Wien

Pieter Bruegel the Elder Рисунок «Художник и знаток», ок. 1565—1568 гг Vienna, Albertina © The Albertina Museum Vienna

© KHM-Museumsverband

© KHM-Museumsverband

© KHM-Museumsverband

© KHM-Museumsverband

© KHM-Museumsverband

Проходила с 02.10.2018 по 13.01.2019 в Музей истории искусств в Вене

источник

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+3

Администратор 11.02.2021 , обновлено  11.02.2021
Пожаловаться Просмотров: 271  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены