Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
1596 участников
Администратор Пчёлка Майя

Важные темы:

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Администратор пишет:

Виктор Михайлович Васнецов. Роспись Владимирского собора в Киеве

23 июля 1926 года умер великий художник Виктор Михайлович Васнецов. Большинству он знаком как живописец сказочно-былинного жанра. Но только ли сказки писал Васнецов?

Людям церковным, во всяком случае киевлянам, хорошо известно, что Виктор Михайлович расписал 2840 м2 стен Владимирского собора в Киеве. Он сам разработал всю систему росписей, самостоятельно создал тридцать отдельных фигур и пятнадцать композиций, потратив на это десять лет жизни. Именно за этот труд Васнецов был удостоен почетного звания профессора живописи, о нем заговорили как о «религиозном гении», а еще до окончания работ его избрали действительным членом Императорской Академии художеств. Тогда в журнале «Мир искусства» появились такие слова:

«С Владимирским собором можно не соглашаться, но с ним надо считаться как со значительным художественным произведением и выдающимся памятником современного русского религиозного сознания».

Росписью Владимирского собора Виктор Михайлович не ограничился, но, несомненно, это главнейшее из всех его творений.

В. Васнецов. Автопортрет. 1873. Холст, масло. 71х58. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Конец XIX – начало ХХ веков, ознаменованы довольно явным омертвением духовной жизни народа в тогдашней Российской империи. Даже участие в таинствах нередко становились формальностью, необходимо выполняемой всяким госслужащим. Думаю, что именно поэтому Васнецов вполне осознанно отступает от иконописного канона, в поисках «живой веры в красках».

Где-то Васнецов точно следует византийскому канону, как, например, изображение Спасителя и апостолов в виде агнцев, которое он позаимствовал с мозаики VI века в базилике Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне; а где-то он создает свои собственные, оригинальные сюжеты.

Период храмовой росписи Виктора Михайловича Васнецова   

Васнецов любил и стремился создавать масштабные и монументальные  работы, поэтому спустя некоторое время написал письмо Прахову, предложив  свои услуги по росписи киевского храма Святого князя Владимира. Но  перед этим Виктор Михайлович отправился через Варшаву и Вену в Италию,  чтобы увидеть фрески мастеров эпохи Возрождения. 

Крещение Руси. 1885-1896

Крещение Руси. 1885-1896

К концу лета художник  вернулся в Киев и приступил к делу. К оформлению площади почти в три  тысячи квадратных метра были привлечены и другие художники (М.В.  Нестеров, М.А. Врубель, А.С. Мамонтов, братья Сведомские и другие), но  стиль Васнецова был определяющим.   Храм был украшен тематическими фресками: «Крещение Руси», «Крещение  князя Владимира», «Христос Вседержитель» (купол), «Единородный сын Слово  Божие», «Радость праведных о Господе». 

   

Крещение князя Владимира. 1885-1896 

Христос-Вседержитель (Пантократор), 1885-1896

Христос-Вседержитель (Пантократор), 1885-1896

Икона "Господь Вседержитель" - один из самых распространенных в России  иконографических типов Спасителя. Духовное и богословское содержание  иконы заключается в представлении Господа Иисуса Христа как Вершителя  судеб мира, Источника Истины и Жизни: одной рукой Господь благословляет,  во второй руке Он держит книгу как многогранный символ и Благой Вести, и  Книги Жизни, в которую вписаны имена спасенных, и Божественной  мудрости. 

Традиционно входящая в венчальную пару икон, икона "Господь  Вседержитель" обычно первой входит в дом молодой семьи, к ней обращаются  при чтении утренних и вечерних молитв и во всякой нужде и в радости.  Икона Господа Иисуса Христа, Спасителя и Искупителя всех грехов  человеческих, должна быть в каждом православном доме.

Взгляд Спасителя строгий и милующий одновременно, проникающий в глубины человеческой души. 

 

   

Единородный сын Слово Божие. 1885-1896  В барабане (основании) купола изображено Предверие Рая.

Роспись барабана (основания) главного купола Владимирского собора изображает предверие рая.

В настоящее время находится довольно в плачевном состоянии.

Центр  росписи - несомненно образы трех главных Архангелов небесной иерархии -  Архистратиг Михаил, Гавриил и Рафаил. Справа от них выделяется фигура  разбойника согбенного под тяжестью креста. Вера, которую он исповедал на  этом кресте, спасла его; обет Христа: ныне будешь со мною в раю -  исполнился.

Над разбойником - Адам, седой старик, его держит за  руку ангел, рядом Ева, руки сомкнуты в молитвенном жесте, на лице как  будто неверие своему счастью -  долгая трагедия человечества, начавшаяся  с ее грехопадения, теперь пришла к концу, потерянный рай возвращен. С  ними их сын, благочестивый Авель, в виде нежного женственного отрока с  восторженно простертыми руками.

Радость праведных о Господе. Преддверие Рая (1885-1996) Картон для росписи барабана главного купола Владимирского собора в Киеве. Триптих. Правая часть. Бумага на холсте, гуашь, акварель, тушь, белила, бронза, 295 × 482 см

Святая Екатерина. Преддверие рая. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. 1885-1896

(С. П. Бартенев восторженно отзывался об образе Святой Екатерины, лицо которой полно выражения неземного блаженства.«Нельзя оторваться от этого лица, – писал он. – И чем больше смотришь, тем сильнее входит в сердце этот неизъяснимый покой, предчувствие такого блаженства, слов коего нет у нас тут на земле. Кто слышал adagio Девятой симфонии Бетховена и сильно чувствует музыку, тот поймет это состояние души, охватывающее грудь несказанною истомою неведомого блаженства. И что земные муки в сравнении с тем, что нас ожидает, с этой бесконечной духовной радостью») -/Успенский А. И. Виктор Михайлович Васнецов. – М.: Университетская типография, 1906. С. 71/

Позади их Мария Магдалина в  темном покрывале на полуобнаженных плечах, с разметавшимися роскошными  волосами, которыми она некогда отерла ноги Спасителя, со взглядом,  исполненном веры. Возле этого молодого, прекрасного лица старое,  изборожденное морщинами лицо Марии Египетской и длинные космы седых  волос, которые 47 лет заменяли ей в пустыне одежду. Прижавшись  головой к Марии Магдалине, она не то ободряет ее, не то делится с ней какой-то  поразившей ее мыслью.

Еще дальше трогательная группа мученицы св.  Софии и ее трех дочерей - Веры, Надежды и Любви. Ангел указывает им на  рай. София, спокойная, с твердой и кроткой верой в лице, смотрит на  райские врата. Но дочери ее, как бы испуганные земными мучениями,  боязливо жмутся к ней. Прелестное личико прильнувшей к ее плечу  темноволосой девочки измучено и печально. Самая младшая с роскошными  белокурыми кудрями спрятала головку на груди у матери.

Радость праведных о Господе. Триптих, (левая часть) Картон для росписи барабана главного купола Владимирского собора в Киеве. Триптих. Левая часть. Бумага на холсте, гуашь, акварель, тушь, белила, бронза, 295 × 482 см.

фрагмент: Виктор Васнецов. Радость праведных о Господе. Преддверие рая, 1885—1896

На третьей  части росписи, - великомученица Варвара, прижимающая к себе тот меч,  которым ей отсекли голову. Ее поддерживает Ангел. Дальше дивной красоты  группа св. Екатерины и поддерживающих ее Ангелов (помните монастырь на  горе Синай в Египте?, по приданию ангелы вознесли тело Великомученицы  после казни на гору Синай, где в VI веке его обрели монахи и перенесли в  монастырь). Взгляд Святой тверд и спокоен, на руке ее блестит  обручальное кольцо, символ обручения ее с Небесным Женихом.

Далее  изображен равноапостольный Владимир с крестом и жена его Анна. Под ними  смуглые восточные лица пяти мудрых дев, у которых хватило елею, что бы  дождаться Жениха. Над Владимиром и Анной их сыновья мученики Борис и  Глеб, и св. Алексий.

Радость праведных о Господе. Триптих, (центральная часть)

Еще дальше, прямо против центральной группы  Ангелов торжественно шествуют в зеленоватых ассирийских одеждах три  отрока, чудесно спасшиеся в пещи огненной. За этими главными фигурами  целый сонм праведников и праведниц с радостными лицами, с пальмовыми  ветвями, сливающийся в один светлый венец. Таков сюжет этой знаменитой  картины, прославившейся как смелостью концепций, так и вдохновенным  исполнением.

По церковному преданию, основанному на словах  Христа, души праведников относятся ангелами в преддверие рая, где они  пребывают до Страшного Суда, ожидая вечного блаженства. Души грешников  попадают в руки демонов и находятся "в аду, в муках". Окончательное  разделение на спасенных и осужденных произойдет на Страшном Суде, когда  "многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной,  другие на вечное поругание и посрамление".

   

Успех храмовой росписи Васнецова был огромный. Образы и сюжеты обрели  популярность и их в дальнейшем стали использовать во многих строящихся  церквях России. 

Бог Отец (лат. Deus Pater) - в христианстве первая ипостась Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух).

Бог Отец (лат. Deus Pater) - в христианстве первая ипостась Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух).

Однако были и негативные отзывы о работах Виктора  Михайловича (особенно в XX веке, когда появились открытия и исследования древнерусской иконы).

   

Крестная смерть

Крестная смерть


(Распятие Христово - это казнь Иисуса Христа через распятие, эпизод, венчающий Страсти Христовы и предшествующий погребению и Воскресению Христову.)

   

   

Апостол и Евангелист Иоанн БогословСимвол Евангелиста Иоанна - Орел.

Апостол и Евангелист Иоанн БогословСимвол Евангелиста Иоанна - Орел.

Апостол и Евангелист Левий МатфейСимвол Евангелиста Матфея - Человек.  На свитке который подает ангел Матфею написаны завершающие слова Евангелия от Матфея в которых Иисус посылает своих учеников нести слово учения всем народам и обещает быть всегда рядом с ними:се Аз с вами есмь во вся дни... века (Мф. 28, 20) или в современном звучании "Я с вами во все дни до скончания века. Аминь".

Апостол и Евангелист Левий Матфей. Символ Евангелиста Матфея - Человек.

На свитке который подает ангел Матфею написаны завершающие слова Евангелия от Матфея в которых Иисус посылает своих учеников нести слово учения всем народам и обещает быть всегда рядом с ними:се Аз с вами есмь во вся дни... века (Мф. 28, 20) или в современном звучании "Я с вами во все дни до скончания века. Аминь".

Апостол и Евангелист МаркСимвол Евангелиста Марка - Лев.

Апостол и Евангелист МаркСимвол Евангелиста Марка - Лев.

Апостол и Евангелист ЛукаСимвол Евангелиста Луки - Телец.

Апостол и Евангелист Лука. Символ Евангелиста Луки - Телец.

Серафимы (орнамент) Серафим  - ангел, особо приближённый к престолу Бога и Его прославляющий. У него 6 крыльев. В христианской системе ангельской иерархии это первый ангельский чин.

Серафимы (орнамент) Серафим - ангел, особо приближённый к престолу Бога и Его прославляющий. У него 6 крыльев. В христианской системе ангельской иерархии это первый ангельский чин.

Святой Нестор-Летописец

Святой Нестор-Летописец

Святые отцы. Роспись алтарной части собора святого Владимира в Киеве. Конец 1880-х гг.

Святые отцы. Роспись алтарной части собора святого Владимира в Киеве. Конец 1880-х гг.

Страшный суд. 1885-1896Страшный суд, Судный день - последний суд, совершаемый над людьми с целью выявления праведников и грешников, и определения награды первым и наказания последним.

Страшный суд. 1885-1896  Страшный суд, Судный день - последний суд, совершаемый над людьми с целью выявления праведников и грешников, и определения награды первым и наказания последним.

Иисус и апостолы в образе агнцов Божиих. Роспись потолка центральной апсиды

Иисус и апостолы в образе агнцов Божиих. Роспись потолка центральной апсиды

(В основе изображения Христа в виде агнца (жертвенное животное) лежат  слова евангелиста Иоанна: "На другой день видит Иоанн идущего к нему  Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин  1, 29).

"…ось Агнець Божий, який бере на себе гріхи світу" Ін 1.29

Изображение  Христа в иносказательном символическом образе было распространено в  среде христиан в периоды гонений на христианскую веру римских властей.  Тогда они были понятны лишь посвященным.
Впоследствии, после  установления христианства в качестве официальной религии Римской империи  в 4 веке, церковный собор запретил изображать Христа в виде отличном от  канонического.
Однако такие символические, обращенные к традициям  первых веков христианства, изображения можно довольно часто встретить и в  наши дни.
)

Евхаристия

Евхаристия

(Данное изображение находится в закрытой для посещения части Храма -  алтаре. Увидеть его можно или частично во время службы через врата в  иконостасе или сверху, находясь на хорах Собора. Внутреннее убранство  алтаря можно осмотреть с помощью панорамы алтарь в разделе виртуальный  тур данного сайта.

Евхаристия (греч. благодарение), Святое  Причастие — главнейший, признаваемый всеми христианскими  вероисповеданиями обряд или — Таинство, при котором верующие христиане  вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа под видом хлеба и вина, и через этот  акт взаимной жертвенной любви соединяются непосредственно с самим Богом.

Согласно  Евангелию, евхаристия была установлена самим Иисусом Христом на Тайной  Вечери. Причащение необходимо каждому христианину для спасения:

«Иисус  же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти  Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.»  (Ин.6:53-58).)

   

«Я крепко верю в силу идей своего дела, я верю, что нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела – как украшение храма, – писал Васнецов в одном из своих писем – пусть мое исполнение будет несовершенно, даже плохо, но я знаю, что я прилагал все свои силы к делу плодотворному… В храме человек соприкасается с самой положительной стороной человеческого духа – с человеческим идеалом. Нужно заметить, что если человечество до сих пор сделало что-либо высокое в области искусства, то только на почве религиозных представлений».

 

Храмовую живопись Виктора Васнецова и Михаила Нестерова критиковали как за попытку приспособиться под вкусы официальных заказчиков, так и за ломку церковного канона, отчего фрески из посредников между миром людей и божественным превращаются в обыкновенные красивые картинки.

Историк искусства Сергей Хачатуров обнаруживает в этих росписях нечто иное: попытку отыскать искреннее, но современное переживание христианской веры и передать его способом, соответствующим своей эпохе.

Поиски эти понималась художниками в русле задач византийского искусства, чей дух они пытались возродить в грандиозном фресковом ансамбле Свято-Владимирского собора в Киеве.

В постсоветском искусствознании росписи Свято-Владимирского собора принято ругать. Как, впрочем, и другие опыты Нестерова и Васнецова в области религиозного искусства (отсюда)

Образ Богоматери у Виктора Васнецова

Образ Богоматери у Виктора Васнецова

(В 1885 году во время посещения собора вице-губернатором Баумгартеном и  Адрианом Праховым, им обоим на только что отштукатуренной запрестольной  стене открылось видение Богородицы с младенцем на руках. О чудесном  явлении лика Божьей Матери тут же пошли слухи, которые дошли до  митрополита. Тот попросил Прахова немедленно написать заметку в газету, и  объяснить публике, что никакого чуда совсем нет, что изображение-де  всего-навсего от пятен сырости на штукатурке.  Как повелели, так Прахов и  сделал.

Виктор Васнецов, уже отказавшись от работы во  Владимирском, весенним вечером на даче, был просто поражен образом своей  супруги с сыном младенцем на руках. Ребенок потянулся к открывшемуся  ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул руками. Вид женщины с  младенцем настолько поразил Васнецова, что ему вдруг пришла мысль, как  хорошо было бы написать Богородицу с младенцем, такими, как только что  представшие перед глазами дорогие ему люди. Он тут же принял решение  расписывать Собор и на другой день послал Прахову телеграмму о своем  согласии…

Впоследствии, когда Васнецов представил Прахову свои  эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику  сделаны когда то набросок проступившего на штукатурке изображения. Сам  Прахов рассказывал, как поразился Васнецов точному совпадению обоих  изображений образа Божьей Матери. На несколько минут утратив дар речи,  впоследствии он произнес сакраментальную фразу: Это был заказ Божий.

Около двух лет писал Васнецов этот образ. Когда леса были убраны, открылся совершенно потрясающий вид иконы Богоматери.

Вот  она легко и неторопливо идет навстречу зрителям. Царица небесная несет  грешному миру своего Сына… ее большие, полные печали и любви карие глаза  ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно ее бледное,  озаренное внутренним светом лицо. Образ наполнен любовью и человеческой  красотой.

Традиционный образ Богоматери получил под кистью  Васнецова необыкновенно оригинальную и свободную трактовку. Этот образ стали называть с тех пор Васнецовской Богоматерью.)

Дочь Прахова в образе Серафима

Дочь Прахова в образе Серафима

(Росписи Собора проходили под руководством профессора Адриана Прахова  более 10 лет. За это время художники сдружились, а дом Прахова стал  своеобразным клубом, средоточием их общения. Нестеров и Врубель были  влюблены в харизматичную, не отличавшуюся особенной красотой Эмилию  Прахову (ее портрет есть на страничке Врубеля). Михаил Врубель даже  избразил ее в образе Мадонны в Кирилловской церкви.
Чрезмерное  увлечение женой патрона стоило Врубелю участия в росписях Владимирского  Собора. Его эскизы были отвергнуты. Васнецов же, как видим, ограничился  прелестным детским портретом, изобразив дочь Прахова в образе серафима.
)

Ветхозаветные Пророки

Ветхозаветные Пророки

(Пророки - одна из первых работ Васнецова в соборе. ...

Пророки -  это две группы людей, лицами обращенных к запрестольной "Богоматери",  предмету их пророчеств. Это уже не портреты, каковы изображения  святителей, а фигуры в движении, со взглядами обращенными в определенную  точку, с лицами, воодушевленными определенными чувствами и определенной  мыслью... Двенадцать великолепных лиц, двенадцать своеобразных одеяний,  двенадцать вдохновенных оюразов. Давид, в причудливом роскошном царском  наряде, сосредоточенно играющий на лире; также пышно одетый безбородый  юноша Соломон, с прекрасным восточным лицом, с большими мудрыми черными  глазами, видящими будущее; богатырь и воин Гедеон; мальчик Даниил с  горящими глазами; седой, в рубище Исайя, ликующий в пляске; великий  Моисей с заповедями в руках.

Текст рядом с пророками гласит:  пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз - слова апостола  Павла следующие за словами Апостола Петра, которые нанесены напротив.  Полностью мы произносим эти слова перед причастием:

Верую,  Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго,  пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз?.

Заметьте,  что вначале мы произносим исповедание апостола Петра, а затем  произносим слова апостола Павла, который называет себя самым первым  грешником из всех людей. Таким образом, в одной молитве соединяются вера  Петра и смирение Павла, дерзновение и самоуничижение.)

Владимирский собор

Владимирский собор

Ярые споры возникли после выхода первого номера  журнала «Мир искусство» в 1898 году, где также было представлено  творчество Васнецова. 

История Васнецова в этом соборе хорошо известна. Он сделал там основную работу, расписал главный неф, купол, апсиду, среднюю часть хоров и столпы. Васнецов происходил из семьи священника и к работе относился с большим энтузиазмом, хотя никогда не полагал религиозную живопись главным своим достоинством — характер русского народа, который был его главной темой, он больше искал в сказках и былинах.

Работа сначала вызывала большой энтузиазм художественной общественности, но уже Александр Бенуа в 1902 году в своей "Истории русской живописи в XIX веке" однозначно приложил эти росписи:

"Религиозная живопись Васнецова не внесла ничего нового и истинно отрадного в наше искусство, а явилась только последним, очень остроумно замаскированным отголоском помпезного, поверхностного и эклектического академизма".

В истории искусства Васнецов куда больше остался "Тремя богатырями", "Аленушкой" и "Иваном-царевичем", чем своей Богоматерью из алтаря Владимирского собора, притом что этот образ по сю пору широко распространяется в открытках, продаваемых при храмах. Отчасти из-за этого иногда возникает ощущение, что православие в его время — это мирочувствование, близкое к "Трем богатырям".

«Никак я не мог одобрить и то, что в первом же  номере, имевшем как-никак значение известного credo наших идеалов и  стремлений, половина иллюстраций была посвящена тому художнику, к  которому у меня выработалось определенное отрицательное отношение, а  именно к Виктору Васнецову» – негодовал А.Н. Бенуа. 

Чуть позже Михаил  Нестеров писал: «Десятки русских выдающихся художников берут свое начало  из национального источника – таланта Виктора Васнецова».    

Владимирский собор. Начало XX века

Владимирский собор. Начало XX века



http://img-fotki.yandex.ru/get/6745/270501744.b/0_e33b7_4b5db64d_orig
Эскизы



http://img-fotki.yandex.ru/get/6829/270501744.0/0_e2ff4_8737ef2_orig
Андрей Боголюбский (эскиз)


http://img-fotki.yandex.ru/get/6837/240376229.4b/0_114e92_b0bf0185_orig
Княгиня Евдокия, 1885-1893

http://img-fotki.yandex.ru/get/6810/240376229.4b/0_114e98_84350eca_orig
Святой Нестор-летописец, 1885-1893

http://img-fotki.yandex.ru/get/6823/240376229.4b/0_114e8b_1ecf497a_orig
Богоматерь с Младенцем на престоле. 1885-1893 г.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6741/240376229.4b/0_114e87_728ddd91_orig
Святой Алипий Живописец, 1885-1893

http://img-fotki.yandex.ru/get/6737/240376229.4b/0_114e93_c542a308_orig
Святая княгиня Ольга, 1885-1893

http://img-fotki.yandex.ru/get/6837/240376229.4b/0_114e94_8dad2245_orig
Святой Александр Невский, 1885-1893

http://img-fotki.yandex.ru/get/6818/270501744.c/0_e33bc_80cf45c8_orig
Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора, 1885-1893

Росписи других художников (фото и эскизы)

Кроме Васнецова в росписи стен собора принимал участие и Н.В. Нестеров, который выполнил образы святых Кирилла и Мефодия, князей Бориса и Глеба, великой княгини Ольги, великомученицы Варвары, святых Константина и Елены, работал над такими композициями, как Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Христово, занимался написанием икон четырех иконостасов верхних и нижних приделов собора.

Среди других художников были: Михаил Врубель, Павел Сведомский, Вильгельм Котарбинский.

1.источник

2.источник

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+3

Администратор 26.04.2021 , обновлено  29.04.2021
Пожаловаться Просмотров: 1953  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены