Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
1596 участников
Администратор Пчёлка Майя

Важные темы:

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Администратор пишет:

Песнопения службы 12 Евангелий

 

 «Разделиша ризы Моя себе» — текст:

 Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий.

Перевод: Разделили ризы Мои между собой и за Мою одежду бросали жребий

 

Андреа Мантенья. Распятие

 

ГРУППА ЛАРГО

 

 

Смысл и история песнопения «Разделиша ризы Моя себе»

«Разделиши ризы моя себе» — песнопение службы «12 Евангелий» (утреня Великой пятницы с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа, совершается вечером в Великий четверг).

Основу этого богослужения составляют двенадцать отрывков Нового Завета, раскрывающих всю последовательность событий Тайной Вечери, Крестного Пути и смерти Спасителя.

Между этими текстами звучат различные песнопения — они передают духовное значение происходящего, направляют мысли и чувства в молитвенное русло.

Таков и прокимен «Разделиша ризы Моя себе» — слова пророчества о Крестных страданиях Спасителя, взятые из 21-го псалма Давида. Псалмопевец пишет о страшном наваждении врагов, о своей неизбежной гибели, прося у Бога помощи:

 

«Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий».

Одежду Давида — хитон, который ткался цельным из особо тонкого материала, именно за неё воины кидали жребий. Страдания и унижение, описанные пророком, особенно эти строки, исполнились во всей точности на Христе, о чем пишут все евангелисты:

«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины» (Ин. 19, 23-24)

Между поющимися несколько раз словами прокимна читается стих из того же псалма:

 

«Боже мой, Боже мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси?»

 

Эти же слова повторяет Христос, находясь на Кресте:

 

«Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил Меня?» (Мф, 27:46; Мк, 15:34).

 

Обращение Господа — знак Его полного принятия страданий от человеческого естества, как пишет блаженный Феодорит Критский: «Ибо присуще было Божество и страждущему зраку раба, и попустило пострадать, устрояя спасение всему естеству, впрочем само не потерпело оттого страдания. Ибо возможно ли было пострадать естеству безстрастному? Изрекает же сие Владыка Христос, как человек».

 

Таким образом, слова прокимна и стиха — подтверждение предсказанного в Ветхом Завете страшного события, соединившего всю человеческую историю. Прокимен часто исполняется особенно громко и выразительно, знаменуя свершившееся пророчество.

 

«Разделиша ризы Моя себе». Хор Троице-Сергиевой лавры

 

 

Александр Фёдорович Львов (1798 — 1870) — композитор, скрипач, руководитель придворной певческой капеллы в 1837-1861 годах. Так же известен как автор гимна «Боже, Царя храни».

В годы работы в капелле — старейшем хоровом коллективе Санкт-Петербурга, Александр Фёдорович гармонизовал полный круг песнопений знаменного распева, написал много духовных сочинений («Вечери Твоея тайныя», «Херувимская песнь»).

 

«Разделиша ризы Моя себе» А. Ф. Львова

 

 Исполняет мужской хор Московского Новоспасского монастыря, регент Станислав Попов

 

ноты  Великий прокимен. А. Ф. Львов

 источник

“Днесь висит на древе” - текст:

Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый; венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь; в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки; заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама; гвоздьми пригвоздися Жених Церковный; копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение.

 

Нестеров Михаил Васильевич (1862 — 1942) «Распятие» 1908 Пермская государственная художественная галерея

 

"Днесь Висит На Древе" антифон, муз. Трубачева. группа Ларго

 

Днесь - ныне, сегодня;

иже - тот;

заушение - удар;

прият - принял;

прободеся - пронзается;

Страстем - страданиям.

 

“Днесь висит на древе” - перевод:

В сей день висит на кресте Христос, повесивший на водах землю; терновым венцом венчается Царь ангелов; в ложную багряницу облачается одевающий небо облаками; принимает удары Тот, кто освободил Адама в Иордане; пригвождают гвоздями Жениха Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся Твоим Страданиям, Христе. Поклоняемся Твоим Страданиям, Христе. Поклоняемся Твоим Страданиям, Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение.

 

“Днесь висит на древе” - смысл и история песнопения

Это песнопение службы “Двенадцати Евангелий” - богослужения, которое совершается на Страстной неделе вечером в Великий четверг. Песнопение поется с особым благоговением и с тремя земным поклонами на словах «Поклоняемся Страстем Твоим, Христе».

 

В заключительную неделю перед Пасхой - Страстную Седмицу - церковь вспоминает крестный путь Спасителя, его искупительную Жертву.

День Его страданий и смерти отмечен трагичной и скорбной службой «Двенадцати Евангелий».

Это богослужение - Утреня Великой пятницы - совершалось с древних времен в ночь с четверга на пятницу. Ближе к современности службу перенесли на вечер четверга, сохранив порядок и структуру Утрени.

 

«Двенадцать Евангелий» - двенадцать фрагментов из Нового Завета, повествующих о Тайной Вечере, предательстве Иуды и Распятия Иисуса Христа. Между отрывками находятся основные песнопения Утрени, в том числе антифоны (песнопения, получившие названия от традции “антифонного”, т.е. попеременного пения двумя хорами). В их основе традиционно лежат тексты псалмов, здесь же они заменяются песнопениями на основе текста Нового завета, раскрывающими богословское значение читаемых евангельских отрывков.

 

Песнопение «Днесь висит на древе» (тропарь 15 антифона) - драматический центр богослужения:

«Господь распят на древе, чтобы разрешить грех, происшедший через древо: через древо изгнал Адама из рая сатана; через древо же и Господь разбойника сделал обитателем рая» (свт. Иоанн Златоуст, 54, 912).

 

История антифонов Великой Пятницы восходит к раннему христианству. Их прообразом и источником является поэма святителя Мелитона Сардийского «О Пасхе», жившего во II веке:

 

«Повесивший землю — повешен. Распростерший небеса — распростерт. Утвердивший все — утвержден на древе. Владыка — оскорблен. Бог — убит. Царь Израилев — взят десницей израильской» (О Пасхе, 96).

 

Раннехристианский текст в дальнейшем дополнился и адаптировался к более современному поэтическому стилю, но сохранил своё смысловое зерно - Бог принял на себя страшное унижение, которое невозможно осмыслить:

 

«...в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки...» - Одевающего небо облаками Творца глумящиеся римские воины облачают в багряницу.

«...заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама...» - побои и надругательства принял Христос в доме первосвященника, Тот, Кто в реке Иордан своим крещением освободил Адама и весь человеческий род.

«...гвоздьми пригвоздися Жених Церковный..» - Христос назван Женихом Церкви по евангельской притче о 10 девах, ожидающих пришествие жениха. Девы - это души христиан, ожидающие пришествие Христа, «предобручившего Церковь».

«...копием прободеся Сын Девы...» - пронзили копьем умершего Христа, Сына Девы, которой предсказывал старец Симеон «и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк, 2,35).

 

В разных гранях отображает антифон события Голгофы, показывая страшное сопоставление Божьего милосердия и человеческой жестокости, он все сильнее побуждает нас сопереживать и сострадать Христу. Потому, осознав и прочувствовав каждое слово, остаётся лишь восклицать: «Покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение».

 

Днесь висит на древе. Хор Троице-Сергиевой лавры

 

ноты:  Знаменный распев и его гармонизация дьякона Сергея Трубачева

https://foma.ru/dnes-visit-na-dreve.html

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+2

Администратор 29.04.2021 , обновлено  07.05.2021
Пожаловаться Просмотров: 635  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены