Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
1596 участников
Администратор Пчёлка Майя

Важные темы:

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Администратор пишет:

Значение Обрезания Господня и история возникновения праздника

Обрезание Христа – христианское празднество, отмечаемое католиками 1 января в соответствии с григорианским календарем, а православными – 14 января по юлианскому календарю.

Это значимый церковный праздник, но не относящийся к 12 великим датам, не подразумевающий предпраздничные мероприятия и события на следующий день.

В России над Обрезанием Господним превалирует светский праздник – Старый Новый год, хотя в храмах проходят торжественные службы.

 

 

История возникновения праздника

У Обрезания Господня древняя история. Впервые празднество упоминается в 4 веке, именно тогда христианские общины стали отмечать Рождество как отдельный праздник. Как все иудейские мальчики, Иисус из Назарета на 8-ой день от рождения подвергся болезненному обряду обрезания. Тогда же получил свое имя, которое архангел Гавриил указал Деве Марии, когда явился с благой вестью.

 

Иудеи переняли обряд у египтян. Он практикуется до сих пор в ортодоксальных иудейских общинах, все новорожденные мальчики должны его пройти как потомки Авраама, заключившего завет с Богом.

Восьмые сутки жизни младенца выбраны не случайно, цифра 8 символизирует наполненность, достижение совершенства. Кровь, выделяющаяся из раны, считается у иудеев священной.

Откладывание мероприятия на поздний срок было недопустимым, указывало на пренебрежительное и несерьезное отношение к Божьим законам. Процедуре подвергались только мальчики.

У иудеев муж и жена едины, должны иметь одну кровь и одну веру, то есть принадлежать одному народу, поэтому для благословения семьи достаточно, чтобы был обрезан мужчина.

Праздник Обрезания Христа оказал существенное влияние на направленность развития христианства.

В конце 1 века христиане впервые раскололись: появилось еретическое учение – докетизм, названное от греческого слова «докео» – «кажущийся».

Его приверженцы полагали, что Иисус не существовал в человеческом теле, а был бесплотным духом, сверхъестественным существом. Однако евангельский текст, прямо описывающий обрезание младенца Христа, стал ключевым аргументом против доводов еретиков.

Раз крайняя плоть Иисуса была настоящей, значит, сам Спаситель существовал, был смертным человеком.

Во времена жизни Христа процедура удаления крайней плоти сменилась обрядом Крещения.

Апостол Павел назвал новое таинство «Духовным обрезанием».

И Крещение, и Обрезание Господне – обряды избавления плоти от греховного начала.

Святитель Феофан Затворник назвал праздник «Обрезанием сердца», имея в виду отсечение пороков, страстей, похотливых желаний, губительных привычек.

Человек освобождается от всего, в чем раньше видел усладу, начинает жить только для служения Богу и спасения собственной души.

Решение отказаться от процедуры обрезания было принято на Иерусалимском соборе в 49 году.

После этого христиане начали практиковать только «Обрезание сердца», то есть Крещение.

Почитание праздника Обрезания Господнего в православии Процедура обрезания символизирует очищение от грехопадения. Новорожденный Иисус не был носителем греха, он лишь воплотился в человеческом теле.

Однако его все равно подвергли процедуре, установленной иудейским законом.

Тем самым было продемонстрировано единение Спасителя с человечеством.

Господь таким способом подал пример: как он спустился к человеческой сущности ради великой цели, так люди должны стремиться к сближению с Богом, к духовному совершенствованию.

Божий Сын явился к людям, чтобы установить Новый закон. Но прежде он должен был выказать почтение Старому закону.

Обрезание – первый обряд, проведенный после появления Спасителя на свет.

Он стал демонстрацией того, что Господь готов подчиняться закону Моисея.

Это указывает на его праведность, светлое происхождение.

 

Необрезанный иудей отвергался обществом.

Как сказал митрополит Вениамин, «кто намеревается установить новые законы, тот должен исполнить старые, это докажет, что он не своеволец».

Для празднования Обрезания Господня установлен единственный день – 14 января.

Значимость праздника в православии определяется подтверждением связи Господа со всеми людьми.

Также празднество обрело функцию духовного противовеса Старому Новому году, обычно справляемому разгульно, разнуздано. Празднование Обрезания Христа совпадает по дате с днем памяти архиепископа Василия Великого.

Поэтому праздничные церковные мероприятия в этот день дополняются литургией святому, которая включает чтение 2-х евангельских стихов-зачал и пение величания. А вечер, предшествующий празднику, по народной традиции, называют «Васильевым».

Всенощное бдение, проводимое в честь празднества, включает следующие мероприятия:

  • зачитывание притчи о беседе Авраама с Богом, который приказал сделать обряд обрезания подтверждением единения с Ним;
  • прочтение 2-х притч, прославляющих Бога-Отца и Бога-Сына, явившегося в человеческий мир ради спасения грешных душ;

 

 

Совершается Божественная Литургия Василия Великого с прочтением строк Апостола

  • хвалебное возвещение о воплощенном Спасителе, повествование о принятии им настоящего имени, об обряде «Духовного обрезания», именуемом Крещением;

Праздник Обрезания теряется между пышными рождественскими и крещенскими гуляниями, но значение его нельзя умалить.

После ночного предпраздничного бдения с утра верующие читают праздничные молитвы, восхваляя день, когда Иисус обрел настоящее имя, последовал Божьему закону.

 

Иконография

Во время празднования в православии принято класть на аналой в церкви икону архиепископа Василия Великого.

А иконы, изображающие обряд обрезания Христа, можно найти среди росписей внутри стен храмов.

 

Вариантов написания иконы немного.

 

Обычно сюжет подразумевает следующие образы:

  • действие происходит внутри храмового помещения, участвующие персонажи находятся на искусственном возвышении;
  • действующие лица – священнослужители, церковные помощники,
  • Богоматерь, младенец Иисус и старец Иосиф, бывший обручником (хранителем целомудрия) Марии;
  • Спасителя держит один из священнослужителей,
  • Мария и Иосиф стоят рядом, обычно слева,
  • а поблизости от них находится коленопреклоненный слуга с емкостью для обрядовых жертвоприношений в руках;
  • голову младенца Иисуса окружает нимб;
  • первосвященник в обрядовом облачении, склонившись над младенцем, приступает к процедуре удаления крайней плоти.

 

источник

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+1

Администратор 14.01.2022 , обновлено  14.01.2022
Пожаловаться Просмотров: 407  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены