Открытая группа
26456 участников
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Жил-был Учитель и пришли к нему двое...

poslushanieПослушание – неподъемный для меня камень преткновения. В церковной среде  числюсь по разряду несмиренных и строптивых. Внешне делаешь все, как положено, а внутри - нет согласия.

Меня не убеждает, что  должна делать то или иное за послушание или просто потому что  переступила порог храма (не монастыря!),

делать  по внешнему приказу, словно  бессмысленный ребенок, а не взрослый человек. Тем более страшно вручать свою душу кому-то только потому, что он ходит в священническом облачении.

Не понимаю сердцем и умом, почему  должна быть послушной тому, кого  не выбирала в духовники, кого не принимаю сердцем, с кем никогда не беседовала откровенно и не открывала своих помыслов.

Я не принимала монашеский постриг, не давала монашеских обетов и привыкла, прежде чем делать что-то, думать и нести ответственность за свои действия сама.

Священники об этом молчат, предпочитая
диктовать свою волю всем и каждому, кто входит в число прихожан, превращая послушание в исполнение приказов и возводя свои слова в истину последней инстанции. Преподобный Иоанн Лествичник предупреждает в связи с этим:

«Когда мы, в намерении и разуме смиренномудрия, желаем …без сомнения вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину…».

А Иисус Христос взывает к своим ученикам: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос» (Мф., 23; 8-10).

Расскажу суфийскую притчу, но без  концовки. Попробуйте дать свой ответ о выборе Мастера.

 притчи

 

Жил был Учитель, к которому пришли двое и просили стать его учениками. Он согласился, сказав, что взял их с трёхмесячным испытательным сроком. В течение девяноста дней Мастер не давал им заданий, не проводил с ними бесед и не приглашал на собрания.

Когда испытательный срок истекал, он позвал их во двор и сказал: « Я хочу, чтобы вы вышли за ворота; там стоят верблюды. Пусть каждый из вас возьмёт одного верблюда за уздечку и, перебравшись через стену, перетащит через неё верблюда».

Первый ученик сказал: « Мастер, я слышал, что сказано: используй ум. Мой ум говорит мне, что это невозможно, а моя интуиция говорит мне, что ты дал мне это задание, чтобы проверить, есть ли у меня здравый смысл или нет».

«Итак, ты не станешь пытаться перетащить верблюда через стену?». «Я не стану, Учитель, и пусть это не выглядит как непослушание». Тогда Мастер повернулся ко второму ученику: « А что ты ответишь?»

Не сказав ни слова, ученик вышел за ворота, и направился к верблюдам. Он взял уздечку и, подведя верблюда к стене, попытался взобраться на неё, но у него ничего не вышло, так как он держал уздечку в руке. «Достаточно, — сказал Мастер, — верни животное на место и возвращайся».

Кто стал послушником мастера? А вот христианская притча о послушании:

poslushanie1

«Однажды некий брат пришёл к авве Иосифу. В его монастыре было великолепное древо — смоковница. При наступлении утра авва сказал брату: «Поди, покушай плодов смоковницы».

Тогда была пятница, и тот не исполнил сказанного старцем, чтобы не нарушить церковного постановления о посте. После этого брат умолял авву, говоря: « Бога ради объясни мне твой поступок! Ты повелел мне с утра употребить пищу, а я по причине поста не сделал этого. И стыдно мне тебя! Недоумеваю — в каком разуме дал ты мне, старец, приказание употребить пищу и что хотел выразить этим?»

Авва ответил: « Отцы сначала говорят братьям слово по большей части в виде испытания, а не прямо. Когда же увидят, что они выполняют даже извращённое приказание, то уже не испытывают их неправильными приказаниями, а наставляют истине, убедившись в их послушании».

poslushanie2

Я согласна и с первой, и со второй,и с множеством других притч о послушании, но здесь изначально есть одно условие, которое делает послушание возможным и отличает его от исполнения команд хорошо дрессиванной собаки: ученики приходят сами, свободно и добровольно. К Учителю, к Мастеру, в монастырь к духовнику, приходят, чтобы слушать Наставника. Послушание начинается с желания слушать, с любви, а не с приказов. Об этой ответственности за личный выбор человека  говорит митрополит Антоний (Сурожский).

«Когда я говорю о послушании, я именно говорю не о том, чтобы раболепно исполнять те или другие правила жизни, а о том, чтобы вслушиваться. Слово «послушание» от слова «слушать».

Отношения наставника и ученика именно в том заключаются, что ученик вслушивается в своего наставника — не только просто и формально в его слова, а старается проникнуть в мысли, в опыт, в понимание, в знание, в чувство, которыми продиктованы те или другие его слова. И благодаря этому человек может постепенно перерасти свой опыт и приобщиться опыту своего наставника».

А если нет таких отношений, то  все разговоры о послушании и преслушании – есть ложь и манипуляция, стремление закабалить человека,  сделать его  послушным орудием в своих руках, что в немалой степени многим и удается.

Тина Гай

Это интересно
+15

22.07.2014
Пожаловаться Просмотров: 1851  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 16

Для того чтобы писать комментарии, необходимо
22.07.2014

Выразили мои мысли. Мне тоже не по душе смирение. непонятно перед кем и ради чего... 

23.07.2014

Спасибо, очень рада, что мои мысли выражают не только мое мнение. Думаю, что и некоторые священники не жаждут такого послушания. Но большинство все-таки рассматривают прихожан именно как слепое орудие послушания. А жаль. Те времена ушли в прошлое, а они все по старинке. Но кому-то из прихожан именно это и нужно. Так у них повышается градус фарисейства, хотя об этом не принято говорить.

22.07.2014

О послушании - очень глубоко и точно!

Спасибо.

23.07.2014

Спасибо!!!

23.07.2014

Очень   полезная,  смелая,   актуальная статья!Smile

23.07.2014

Да, тоже так считаю, хотя размещала с сомнением. Есть, конечно, и не согласающиеся со мной. Но это как обычно. Спасибо за поддержку и понимание

Для Русского человека  правильный путь - родная вера предков. А не всякие христианства, суфизмы, буддизмы (очень полезно изучить). Не для него они. Каждому народу - своё учение.("...Я послан только к погибшим овцам дома израилева".  Мф гл15 ст 24)

23.07.2014

Вера - дело личное, и думается, каждый  вправе выбирать ту, которая ему ближе. Вера не знает национальности: есть православыне в неправославных страгах, в Америке так вообще секта на секте и сектой погоняет. Но они считают это нормальным. В России кроме православия есть католики, потому что они были крещены в католичество. Не вижу в этом проблему. Это вопрос скорее семейной традиции, а не национальности. Православие не равно русскому. 

Православие - и есть исконная, дохристианская вера Руси. Христианство восточного обряда (ортодоксия) нетак давно присвоило себе это"название" . И вообще эти ребята много присвоили и ****  - переделали под себя славянские праздники (и сдвинули даты), навязали чужие имена, традиции, язык исказили, историю и т п. Для возрождения Руси нужно возрождение своих корней. Иудо - христианство "научило главному" - плюют (с***т) в глаза - то божья роса. Политтехнология для рабов и гоев.

23.07.2014

Простите,Вы взяли НИК в память о фотографе Борисе Смелове?

О,это необыкновенный мастер был...И очень индивидуальный, свободный!

Я видела выставку у "Митьков",храню статью о нём - один раз увидев, его не забудешь.

 

Если так..,то я удивлена вашей настойчивостью в изложении своих убеждений,как истины в последней инстанции.

(В данной теме речь идёт совсем не о том - и не для спора с Вами)

 

25.07.2014

Согласна с Вами!!!

Мои "убеждения" - не истина в последней инстанции. Знания, учения и т.н.религии - это разные по сути вещи. Где-то так: Учителя дают знания "для осознания своей божественности" человеком, а религиозные деятели - эксплуатируют (не все, конечно) в определённых целях.  Б Смелов - часть многообразной и интересной Питерской культуры  своего времени, корнями уходящей в великое прошлое...

25.07.2014

А это разве не утверждение как истины в последней инстанции: "Православие - и есть исконная, дохристианская вера Руси"? И далее все обвинения в адрес  ортоксального учения: "Иудо - христианство "научило главному" - плюют (с***т) в глаза - то божья роса. Политтехнология для рабов и гоев". В таком безаппеляционном тоне человек, стремящийся к диалогу, не будет разговаривать. Хотя Ваша точка зрения очень и очень спорная.

НЕТ. Если Вы Русская  - познакомтесь с историей - культурой дохристианской Руси, её верованиями , традициями, культурой... Обвинения в адрес... А гонения, физическое преследование людей за веру предков христианами - это нормально?

05.08.2014

Тина, тема, которую Вы затронули, настолько трудная для дискуссии, на мой взгляд, т.к. у КАЖДОГО человека свое представление  о духовности и то, КАКИМ образом он соотносит себя с этими представлениями, как действует, живет в рамках этих представлений. Многие, увы, могут лишь прикрываться некими словесными штампами, клише, которые считаются «рамками приличия» в определенном обществе, где «обитает» человек, или хотел бы, чтобы его таковым считали.

О чести и совести, об уровне нравственности и духовности многие, увы, способны лишь рассуждать, чтобы прикрывать полное отсутствие у себя этих понятий или то, что они хотели бы из себя представлять, т.к. хотели бы быть «принятыми» в тот круг общения. (Это хорошо видно на примере наших политиков – эти стояния с зажженными свечами в храмах по праздникам с «одухотворёнными выражениями лиц» под объективами видеокамер, и то, что они творят на самом деле, выходя из этих храмов в действительности… Между этим - непреодолимая пропасть, бездна).  

Существуют разные уровни общения между людьми со сходными представлениями о духовности и готовности поступать согласно им. И чаще всего нет необходимости «влезать в дебри» того, КАК они дошли до этих «уровней» .  Я разделяю Вашу точку зрения, Тина,  – мне тоже чуждо безвольное смирение и послушание. Есть разные типы поведения людей в той или иной жизненной ситуации. И это их право. Однако, уверена, что «непротивление злу», «смирение», и прочие «правильные слова» - порождают еще большее зло вокруг, дают «карт бланш» тем, кто творит зло безнаказанно. Это дает им возможность, если можно так выразиться, «совершенствоваться в своей подлости и агрессии» по отношению к другим. Но больше всего, как показывает жизненный опыт, эти люди боятся гласности, того, что их деяния становятся достоянием обсуждения и осуждения. Но со злом надо бороться.  А прикрываться именем Бога, некими «христианскими ценностями», о которых у многих, кстати, весьма смутные и поверхностные представления  - это желание себя оправдать за ничегонеделание.

Извините за длинный пост. Но навязываемая дискуссия участника под ником  Памяти Б Смелова,  также уводит от сути того, что Вы написали в своей статье.  Он призывает обратиться к «русской духовности  дохристианского периода»? А насколько глубоко он «готов копать»?

21.08.2014

спасибо за тему, за притчи, для меня в унисон моим мыслям. Думаю, что эта тема действительно "недискутабельна". Потому что поверяется своё собственное отношение к понятию смирения, а не обсуждаются абстрактные понятия о вере, истории и её трактовке (и что кто кому должен в том числе). А любители полемизировать никогда не переводились, с этим фактом уж придется смириться))))