Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Привилегированный пользователь пишет:

Страна противоречий: что не так с сознанием россиян

17 ноября 2017, 15:54 Картинки по запросу Страна противоречий: что не так с сознанием россиян

 

Социологи нашли в России неверующих православных и атеистов, которые время от времени вспоминают о Боге. "Левада-центр" опубликовал интересные данные опроса: 58% россиян верят в Бога, при этом 55% признают сглаз и порчу. Атеистов насчитали 18%, но среди них оказались те, кто верит в жизнь после смерти. Платон Беседин обращает внимание на то, что такое противоречие скрывается во всем, о чем мы говорим. 

Существует весомый процент людей, у которых в сознании милосердие Божье органично уживается с проклятием чёрных кошек. В одной руке – кадило, в другой – осиновый кол и чеснок. Собственно, покойный Задорнов больше других любил и раскрывал эту тему: Россия – страна контрастов. Как говаривал другой сатирик, у нас мебель делают из ДСП, а ящики – из дерева. 

И дело тут не только в дурашлёпстве, но и в исторической – архетипной даже – парадоксальности России. Эклектичная страна – и по составу, и по устройству, и по образу действия. В ней сочетаются не только разные конфессиональные, национальные, культурные элементы, которые в любой другой стране мира никогда бы не сосуществовали рядом, но и странный симбиоз комплекса неполноценности и мании величия. 

Последний скандал с Дмитрием Дюжевым это в том числе иллюстрирует. Актёр заявил, что российские зрители заслуживают ту "лабуду" и "туфту", которую они смотрят. Однако именно в ней снимается сам Дюжев. И никаких противоречий у него по данному поводу не возникает. При этом любопытно, что служит поводом для такого заявления: а проблема в том, что в аэропорту пассажиры эконом-класса не пропускали его к стойке регистрации бизнес-класса. "Да как же так? Я ведь звезда!" – раздухарился Дюжев. Интересно, в какой стране мира он ещё мог бы стать такой звездой?

То же, что на личностном, и на государственном уровне. Удивительным образом, например, мы заимствуем и копируем (чаще всего не слишком успешно) западные образцы, но при этом снова и снова доказываем, что Запад прогнил, он обречён, а у нас – свой особый путь. Где он? Если телевидение – бесконечный франчайзинг, а реформы, взятые с Запада, негативно отразились и на нашей медицине, и на образовании. 

Россия – страна без идеологии. Правильно это или нет – дискутировать можно. Однако страна не может существовать в состоянии бесконечной разорванности и эклектики.

Мы отметили 100 лет со дня Гражданской войны, но она продолжается в головах. И люди с хоругвями требуют вынести Ленина с Красной площади, убрать оттуда пятиконечные звёзды и славят царя. Однако ещё 100 лет назад многие из их предков этого царя ненавидели и радовались его смерти. 

Так было и в 1991 году, когда те, кто ещё недавно являл собой образец советского человека, решили приговорить Союз во имя лучшей жизни. И что вышло? Совсем другая реальность, но ведь люди в ней были одни и те же, хотя принимали абсолютно разные вещи и действовали по разным лекалам.

К слову, потому россияне столь остро реагируют на украинские события. В них они видят самих себя – тот путь, что Россия уже прошла, а Украина проходит только сейчас. Своего рода нырок в подсознание, выбраться откуда не просто. 

Отсутствие цельности у российского человека неизбежно порождает отсутствие цельности государственной. Обратное – тоже верно. Своего рода замкнутый круг, когда уроборос хватает себя за хвост и себя же пожирает. 

Мы говорим о воспитании подрастающего поколения (именно так – казёнными словами). Уделяем этому особое внимание. Вот министр образования Ольга Васильева, например, призывает бороться с косноязычием у школьников. Но господин Мутко вполне успешно демонстрирует его на всех уровнях (да и разве только он?), а на ТВ сыплют неологизмами, которые в приличном обществе и сказать грешно. 

Впрочем, телевидение – особая песня. Каким может быть воспитание и поколения, и народа в целом, если нас кормят картинкой, создающей прямо противоположный эффект? Телевидение создаёт героев вроде Славы Ковтуна, который переходит с канала на канал и вещает идиотию, мерзко при этом улыбаясь. Ковтуна сменяет очередная Шурыгина – девочка, занявшаяся сексом в ночном клубе. Её сняли на видео – и вот она на ТВ. 

В этом есть что-то неправильное, да? Особенно, когда параллельно происходят события, о которых говорить необходимо. Закончилась история "пьяного мальчика". Суд постановил выплатить семье ребенка 2,5 миллиона рублей компенсации. И отец, заявляет, что пожертвует их на лечение онкобольного ребёнка. Лёшу уже не спасти, но сына других можно. И это поступок, заслуживающий и уважения, и представления на телеканалах. Как и поступок сотрудника ГИБДД, спасшего четырёх людей из горящего дома. 

Но нет – медиа беспрерывно кормит нас условной Ольгой Бузовой. Вот и Михаил Швыдкой расстроился из-за популярности Бузовой, обогнавшей по частоте упоминаний даже премьер-министра России Дмитрия Медведева. Обсуждают ведь не конкретные достижения, а увеличение груди. Мир из театра абсурда превратился в кунсткамеру гиньоля. 

Можно сказать, что телевидение, медиа дают то, что интересно потребителям. Да, но не совсем так. Фокус в том, что интерес этот сперва надо создать. Едят в итоге то, чем, собственно, кормят. И телевидение намеренно выращивает Франкенштейнов, чтобы предъявить их в качестве примера для подражания. 

Что это – бессознательная глупость или сознательная диверсия? Почему общество пичкают Франкенштейнами как ролевыми моделями? И на что в таком случае можно надеяться в дальнейшем? О каких, простите, скрепах мы тут говорим?

Владимир Путин высказал важнейшую мысль о поиске образа будущего. Это краеугольный камень новой России. Однако образ этот закладывается не только на глобальном, но и на бытовом уровне. Он отображён не только в масштабных проектах, но и в локальных вещах. 

И сегодня этот образ для обычного человека, привыкшего жить в повседневности, заключён где-то между Славкой Ковтуном и Ольгой Бузовой. Сегодня в нём нет места настоящим героям, которые появляются на нашей земле каждый день. Но мало совершить настоящий поступок, даже подвиг, если угодно, - важно запечатлеть его и донести до как можно большего числа людей. Чтобы они увидели и прониклись. Необходимо конкретными примерами создавать образ будущего.

И ведь пора, не правда ли? Иначе мы рискуем получить страну Франкенштейнов, бузоковтунов, которые не смогут создать ничего, кроме фейка и хайпа.

 


Вера (250x188, 12Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Во что верят православные атеисты?

Уже давно никого не удивляет, что православных в стране больше, чем верующих. Это знают и дотошные социологи, которые в своих опросах очень аккуратны: сначала они спрашивают человека о вере в Бога, а уже потом о его конфессиональной принадлежности.

Если спрашивать просто о конфессии, не ставя вопрос о вере в Бога, тогда число православных у нас составит 80% населения, сообщила руководитель отдела социологии религии Института социально-политических исследований (ИСПИ) РАН Юлия Синелина на  круглом столе «Церковь и общество в России глазами социолога». Таким социологам  — респект за профессионализм.

Хотя, быть может, иным и в голову не придет, что в России надо осведомляться вообще о факте наличия веры перед вопросом о конфессии. Ведь слова «православный атеист», которые так удачно ввел в оборот белорусский лидер Лукашенко, уже давно воспринимаются не как оксюморон, а как суровая правда жизни.

Достоевский просто в воду глядел, описывая символ веры этих 80% православных атеистов. Это диалог Ставрогина с Шатовым в «Бесах»:

« —  Веруете вы сами в Бога или нет?

— Я верую в Россию, я верую в ее православие... Я верую в тело Христово... Я верую, что новое пришествие совершится в России... Я верую... — залепетал в исступлении Шатов.

— А в Бога? В Бога?

— Я... я буду веровать в Бога».

То есть в Бога еще можно успеть поверить, главное  —  будь православным и российским патриотом. Вот без этого никуда.

Проблемы никакой нет. Люди вольны верить или не верить, при этом считая себя хоть православными, хоть огнепоклонниками — имеют полное право. Вот назвали же себя эльфами в ходе переписи населения 2010 года аж 263 человека — и ничего, по шапке им никто не дал.              

Вопрос в том, как может предстоятель РПЦ всерьез утверждать, что у нас православная страна, опираясь именно на эти 80%, которые являются ничем иным, как фикцией со строго социологической точки зрения. Потому что именно основываясь на тезисе о православной стране в школу вводят изучение религии, а в законодательство — закон о защите прав верующих (ну, тут-то мы точно знаем, какие верующие имеются в виду).

Была ли православной Россия до революции? Нельзя сказать однозначно, потому что в стране не было реальной свободы вероисповеданий, и за переход в иную конфессию православных наказывали.  В середине ХIХ века историк Погодин написал, что если в России ввести свободу совести, то половина высшего класса перейдёт в католицизм, а половина крестьян и мещан — в старообрядчество. А уж его было сложно заподозрить в отсутствии лояльности режиму.

Я знаю, что православие в школах может быть и другим, не вызывающим отторжения у публики. В нашей школе в конце 80-х годов читал лекции отец Паисий из ближайшей церкви. Путался и говорил сбивчиво, на многие вопросы ответить не умел. Специально его не готовили, и это было видно. Он никого не поучал и пальцем не грозил, сам очень стеснялся старшеклассников. Но мы все уходили с уроков и факультативов, чтобы просто посмотреть на необычного человека в рясе и поговорить на нерядовые темы. Он не агитировал, не показывал иконы и не раздавал брошюр, но демонстрировал нам всем своим видом, что есть другое измерение у реальности — церковное. Удивительное дело —  православие с государством не ассоциировалось. Правовое сознание тогда тоже было сильно непродвинутым, потому что ни одному родителю не приходило с голову поднять хай из-за того, что ребенка без его согласия потчуют религиозной пропагандой. Как же наша жизнь изменилась.

И в церковь теперь заходить почему-то совсем не хочется. Даже если время года холодное и на голове есть спасительный головной убор или на шее — шарф, который может заменить его. Если раньше был риск нарваться самое большее на окрик не по разуму благочестивой старушки, то теперь у порога церкви просто нельзя, невозможно не думать про известный приговор и про оскорбления чувств. Обойти, пройти мимо.

80% — это сила. Против нее не попрешь. Кто и во что там верит — и правда, неважно, дорогие социологи.

Анастасия Матвеева

https://ruposters.ru/news/17-11-2017/natsiya-protivorechii

Это интересно
+3

Привилегированный пользователь 17.02.2018
Пожаловаться Просмотров: 832  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены