Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
2программист пишет:

К первому закону диалектики

Мы все учились понемногу…

Когда-то и я изучал философию. Марксистско-ленинскую, другой тогда не было. Диамат называется, диалектический материализм. Основанный на материализме Фейербаха и диалектике Гегеля, являющихся одним из трех источников марксизма, коими, как известно, являются немецкая классическая философия, английская политическая экономия и французский утопический социализм. Так учил нас великий дедушка Ленин. Не знаю, но мне кажется, что в такой формулировке он смешал то, что смешивается с трудом по причине явной неравноценности компонентов. Явно не на месте в составе смеси – диалектика Гегеля, как действительно совокупность крупных научных трудов великого ученого, стоящего уровнем на две головы выше, чем авторы всех остальных составляющих. Философская компонента марксизма по мысли его классика также является комбинацией материалистической, но метафизической философии Фейербаха, и диалектической, но идеалистической теории Гегеля. Как говорила гоголевская Агафья Тихоновна, «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича…».

Ну да ладно, не будем ни с кем спорить. Речь пойдет далее о законах диалектики, открытых Гегелем, коих, как известно, ровно три:

  • Закон единства и борьбы противоположностей;
  • Закон перехода количественных изменений в качественные;
  • Закон отрицания отрицания.

Эти законы являются основными законами развития. К сожалению, в нашей стране в философии образовался длительный период догматизма, всячески препятствовавший развитию понимания этих законов. То, что в свое время сказал Гегель, после одобрения Лениным превратилось в догму, и любые попытки развития мысли автора объявлялись ревизионизмом и преследовались разными способами.

Я хочу немножко поговорить о первом законе. Мне кажется, что Георг Вильгельм Фридрих Гегель, сформулировавший его, сказал «А», и дальнейшее развитие философской науки должно было привести к «АБ», «АБВ», и так далее, но по указанным причинам это не состоялось.

Первый закон утверждает, что первопричиной, исходным пунктом, толчком в развитии любого процесса, является наличие в рассматриваемом объекте двух или более противоположностей, противоречий, свойственных данному объекту как единому целому. Взаимодействие этих противоположностей приводит к появлению некоего процесса, приводящего к появлению изменений в объекте, что и является процессом развития.

С этим трудно поспорить. В основе любого движения лежат, по крайней мере, две противоположности. Движение планеты по орбите, например, вызвано с одной стороны центростремительной силой тяготения, а с другой – силой инерции. Очень часто приводится в пример существование, жизнь в движении, атома, как единение и борьба его начал – ядра и электронной оболочки. Именно этот пример и навел меня на мысль о неполноте стандартной формулировки рассматриваемого закона. Дело в том, что взаимодействие противоположностей в этом случае порождает не только процесс, движение, но и приводит к рождению нового объекта – атома. Этот объект обладает уже совершенно иными свойствами, например, спектром.

Можно сказать, что атомное ядро является мужским началом, его активность направлена вовне. Электронная оболочка наоборот есть начало женское, его активность направлена вовнутрь. Тогда результат единства и взаимодействия этих начал, атом, можно назвать «сыном», новой самостоятельной сущностью. Аналогичные рассуждения можно провести и для других проявлений единства и борьбы исходных начал, и результатом такового является появление «сына» – следствия и продолжения этих начал, нового объекта, нового этапа развития, возводящего систему на новый, более высокий уровень, и имеющего уже иные, собственные свойства.

Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей точнее будет назвать «законом троицы». Рассматриваемая система оказывается не двуединой, а триединой сущностью, объектом, состоянием, этапом развития. Новый объект, «сын», или «сын/дочь», в свою очередь может быть родительской ипостасью новой троицы, базовым элементом нового этапа развития.

Конечно, в «раньшие времена» такой термин прижиться не мог, так как само понятие троицы считалось религиозным мракобесием. Употребление этого термина в философии непременно вызывало бы аллюзию на божественную троицу, и горе было бы незадачливому философу, неосторожно вздумавшему козырнуть этим словом. Кстати, если говорить о божественной Троице, то Даниил Андреев в «Розе мира» на основе аналогичных рассуждений утверждал, что ее ипостасями являются не Отец, Сын и Дух Святой, а Отец, Мать и Сын. Понятно, что такое утверждение было заклеймлено как еретическое уже со стороны церкви, вероучение которой основано на незыблемых догматах. В этом отношении марксизм-ленинизм и христианская теология похожи, поскольку считают ересью любое отступление от ранее утвержденных догм. Разница только в том, что теология не притворяется, и открыто признает догматами свои источники, в отличие от марксизма-ленинизма.

Таким образом, в основе зарождение любого процесса, любого этапа развития, лежит закон троицы. Процесс своим существованием обязан наличию в его основе двух противоположных начал – мужского и женского. При их взаимодействии рождается третья ипостась троицы – сын (дочь), которая может служить одним из родительских начал нового процесса, или следующего этапа развития. Все три ипостаси троицы являются неразрывным целым при рассмотрении указанного процесса.

Реальные родительские сущности объекта или процесса могут иметь какие-то свои особенности, или же могут иметь какие-то искажения. Это приведет к особенностям или искажениям сыновнего объекта, сыновнего процесса. Рассмотрим, например, частный случай начал троицы применительно к ближайшему к ней объекту, если судить по названиям – семье. Естественно, мужским началом здесь является мужчина, женским – женщина. Начало «сын» по-видимому точнее следует называть «семья/дети», далее я буду говорить просто «семья». На рис.1 показаны символические обозначения мужчины – рис.1а и женщины – рис.1б.

  

Рис.1. Символика семьи.

Символом мужчины является стрела, направленная вовне. Символ женщины – кольцо, расположенное горизонтально. Символ семьи есть соединение символов мужчины и женщины (рис.1в) таким образом, что женская часть находится в основании, мужская, соединяясь с ней, опирается на нее. Полученная конструкция выглядит устойчивой, и неспроста. В семье мужчина отвечает за «хлеб насущный», за общение с внешним миром, за защиту семьи. Именно он принимает решения. Вспомним замечательный фильм «Москва слезам не верит», герой которого Гоша утверждает, что решения в семье будет принимать он на том простом основании, что он – мужчина. Это ни в коем случае не попирает права женщины, ее роль не менее трудна и ответственна, она есть основание, основа семьи, важнейшая опора для мужчины. Там, где женщина осознает свою роль, в семье царит согласие, народная молва говорит, что в ней – умная женщина. Если же вдруг женщина хочет перехватить у мужчины его право (и обязанность!) принимать решение, то получается конструкция на рис. 1г. Обратите внимание на то, как такая схема иллюстрирует потерю устойчивости в этом случае.

Искажения родительских сущностей здесь может оказать самое разрушительное влияние на сыновнюю сущность. Диалектика мужского и женского начал здесь весьма строга. Например, семья теряет устойчивость тогда, когда какое-то из них отказывается выполнять свои прямые функции. Например, лодырь-муж или то же – ледащая жена. Не менее разрушительным оказывается присвоение себе функций другого начала. Народная мудрость прекрасно это знает. Всегда и везде осуждение вызывает жалующийся мужчина, люди – и мужчины, и женщины, всегда смотрят на такого с определенной долей презрения. Жалующийся мужчина и выглядит жалко, его жалобы следует обрывать. Так же в народе вызывает общественное осуждение перечащая женщина – это как раз то, что изображено на рис. 1г. Иначе говоря, искажения функций в исходных началах разрушительны для самой семьи.

Выводы:

  1. Диалектический закон единства и борьбы противоположностей по своей сути является законом троицы, имея в виду тот факт, что единые противоположности при своем взаимодействии порождают третью сущность, имеющую свои собственные свойства и свою самость.
  2. Участвующие в диалектическом взаимодействии противоположные начала можно считать мужским и женским, в зависимости от характера их воздействия в порождаемом процессе. Порожденный ими объект или процесс можно назвать сыновним. Формулу «Мать + Отец = Сын» можно считать формулой закона троицы.
  3. Искажения в женском или мужском начале могут оказать решающее, вплоть до деструктивного, воздействие на полученный результат – объект или процесс.
  4. Сыновний объект или процесс точнее можно назвать «сын/дочь», он может служить одним из родительских начал нового взаимодействия.

 

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
0

2программист 10.08.2020
Пожаловаться Просмотров: 324  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены