Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
4590 участников
Администратор Adm-X
Администратор vladmiza

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Модератор группы пишет:

«Буря» за голову хана: как возник скандал вокруг «Бурана» и можно ли спасти корабль

ч. назад Василий Парфенов  

Гендиректор «Роскомоса» и казахский владелец последнего летного экземпляра «Бурана» поругались в интернете из-за того, кому может принадлежать советское наследие на Байконуре. После недавней новости о том, что российская сторона провела оценку состояния челнока для подготовки к его транспортировке, бизнесмен Даурен Муса высказал негодование. Он заявил, что передача «Бури» невозможна. Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин не замедлил ответить.

Космонавтика # Байконур # Буран # Казахстан # Рогозин # Роскосмос Выбор редакции       «Буря» за голову хана: как возник скандал вокруг «Бурана» и можно ли спасти корабль©Подъём, Telegram

История сохранившихся экземпляров «Бурана», как это часто бывает с советским наследием, трудна, некрасива и полна самых разных споров. Второй летный экземпляр корабля-ракетоплана многоразовой космической системы сейчас хранится на Байконуре и принадлежит казахской частной фирме.

 

Очередной виток «скандалов, интриг и расследований», связанных с сохранившимися на Байконуре реликтами советской программы «Энергия — Буран», запустило 6 сентября НПО «Молния». Пресс-служба предприятия опрометчиво опубликовала новость о том, что его представители побывали на космодроме и осмотрели оба хранящихся там экземпляра челнока — второй летный и технологический макет. Сообщение вызвало неподдельный интерес не только у энтузиастов от космонавтики, но и у широкой публики.

«Буря» в монтажно-заправочном комплексе, фото опубликовано в 2015 году, но точная дата, когда сделан снимок неизвестна (предположительно, за пару лет до этого) / ©Ralph Mirebs, LiveJournal «Буря» в монтажно-заправочном комплексе, фото опубликовано в 2015 году, но точная дата, когда сделан снимок неизвестна (предположительно, за пару лет до этого) / ©Ralph Mirebs, LiveJournal

В тексте на сайте НПО «Молния» упоминалось о целой делегации, состоящей из представителей самого предприятия, вышестоящего «Роскосмоса», неназванной транспортной компании, а также сотрудников Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ). Последняя организация, как сообщалось, вовсе сыграла роль инициатора всего мероприятия. Попытки по горячим следам получить разъяснения в пресс-службах «Роскосмоса» и ЦЭНКИ претерпели неудачу: все доступные представители госкорпорации и ее дочерних структур честно отвечали, что комментариев дать не могут.

  •    

Иными словами, сотрудники НПО «Молния», то ли из благих намерений (обрадовать фанатов отечественной космонавтики, что «Бураны» не забыты), то ли из корыстных побуждений (привлечь внимание прессы к предприятию и повысить свою значимость в глазах начальства), выпустили новость, не согласовав с вышестоящими инстанциями. При наличии опыта активной работы с общественностью и желания заниматься формированием общественного мнения никакой проблемы в этом бы не было. Но в российской ракетно-космической отрасли так не принято поступать, поэтому сейчас новость удалена (но интернет, естественно, все помнит).

Очень тонкий лед

На первый взгляд, сообщение на сайте «Молнии» не выглядело чем-то предосудительным, подозрительным или угрожающим международным отношениям. Но это если забыть правовой статус всего, что находится на Байконуре. Россия гордится эксплуатацией первого в мире и самого крупного космодрома, но на деле ничем там не владеет. После того как все республики СССР начали самостоятельное существование, недвижимость и большая часть оборудования на космодроме перешла в собственность Казахстана банально из-за своего месторасположения. В какой тип имущества определять «Бураны» — вопрос риторический, но фактически они все стали казахскими.

После бурных девяностых, в относительно спокойные нулевые, на самом крупном в мире космодроме удалось навести некоторый порядок. В общих чертах это выглядит так: российская сторона арендует нужные для своей деятельности площадки и оплачивает большую часть средств, идущих на обеспечение всего Байконура, включая город рядом. Те объекты, что не использует «Роскосмос» или его дочерние структуры, — фактически гниют. Например, летавший в космос «Буран», изделие 1.01, полностью погиб под обвалившейся из-за отсутствия ухода крышей монтажно-испытательного корпуса.

А БТС-002 ОК-ГЛИ (Изделие 0.02) трудно даже назвать макетом, поскольку он представляет собой полноценный самолет-аналог «Бурана». По массе, развесовке и аэродинамическим характеристикам он полностью идентичен космическому кораблю, поскольку использовался для испытаний систем для атмосферного полета. Чтобы ОК-ГЛИ мог взлетать с аэродрома, в его хвостовой части установили четыре турбореактивных двигателя, а топливный бак разместили в грузовом отсеке. Сейчас находится в Музее техники города Шпайер (Германия) / ©Gandvik, Wikimedia А БТС-002 ОК-ГЛИ (Изделие 0.02) трудно даже назвать макетом, поскольку он представляет собой полноценный самолет-аналог «Бурана». По массе, развесовке и аэродинамическим характеристикам он полностью идентичен космическому кораблю, поскольку использовался для испытаний систем для атмосферного полета. Чтобы ОК-ГЛИ мог взлетать с аэродрома, в его хвостовой части установили четыре турбореактивных двигателя, а топливный бак разместили в грузовом отсеке. Сейчас находится в Музее техники города Шпайер (Германия) / ©Gandvik, Wikimedia

Второй летный экземпляр, 1.02 «Буря», который так и не поднялся в воздух, но был почти доделан (готовность — около 96%), хранится вместе со своим технологическим макетом (ОК-МТ, изделие 0.15, предназначался для отработки предстартовых испытаний) в монтажно-заправочном комплексе (МЗК). Кому принадлежит макет — не уточняется, а вот изделие 1,02 находится в собственности частной компании АО «Ракетно-космическая компания «Байконур». На ее баланс это имущество с богатой историей попало в результате серии трансформаций нескольких юридических лиц с государственным и частным управлением. Схема была не самой прозрачной, и правительство Казахстана несколько лет пытается оспорить принадлежность космического корабля.

Причем в этих взаимоотношениях были задействованы не только пара бизнесменов и казахстанские госструктуры, а еще входящая в структуру «Роскосмоса» легендарная РКК «Энергия» имени С. П. Королева. Дополнительно ситуацию обостряет недавнее напоминание российской стороны о музейной ценности «Бури». На эту тему разговоры вели давно, однако особое внимание она получила после того, как в начале года стало известно, что уличные художники пробрались в МЗК и нанесли на оба корабля граффити. В подобной обстановке любые действия, которые можно истолковать как намек на возможную экспроприацию спорного имущества, выглядят спичкой, брошенной в лужу бензина. Что, собственно говоря, и произошло.

Реакция

Нынешний владелец 80% акций РКК «Байконур», бизнесмен Даурен Муса, судя по всему, узнал о прошедшей инспекции подконтрольного ему имущества из прессы. Поскольку отреагировал на своей фейсбук-странице лишь спустя два дня. Его пост нельзя охарактеризовать иначе как негодование. Сообщение длинное и эмоциональное, так что приведем лишь основные тезисы.

©Даурен Муса, Instagram ©Даурен Муса, Instagram

В первую очередь споры о праве собственности на раритетные космические корабли — внутренний вопрос Казахстана. Муса подтверждает, что сейчас идут судебные тяжбы, но в них не фигурируют российские компании или организации. Более того, он отмечает, что суды первой и второй инстанций уже признали правоту РКК «Байконур» и отказались возвращать «Бурю» государству. Таким образом, любые обсуждения его транспортировки, тем более некое начало подготовки к этому процессу российской стороной, — прямое посягательство на частную собственность юридического лица другой страны.

Бизнесмен не обошел вниманием и публичность этого процесса, причем, как он сам считает, такой жест сделан намеренно. По словам Мусы, российской космонавтике нечем гордиться в год 60-летия полета Юрия Гагарина, вот и устраивают шоу. В ответ он предложил вспомнить о коррупционных скандалах в «Роскосмосе» и намекнул, что за «Бурю» казахстанским чиновникам тоже уже могли «занести». Закончил бизнесмен свой пост напоминанием согражданам о необходимости чтить интересы родной страны, а также о наличии международных судов. В последние он планирует обращаться, если по какой-то причине казахстанские инстанции все-таки отнимут у РКК «Байконур» космический корабль.

«Я готов был итак подарить эти Бураны России взамен на голову Кенесары хана! Но миролюбивость и добрососедство начинают принимать за слабость, и перестают соблюдать элементарные приличия», — написал Муса (орфография и пунктуация автора сохранены).

Кенесары Касымов — видный политик и военный, последний хан всех трех казахских жузов, правивший с 1841 по 1847 год. После того как в 1822-м император Александр I издал указ о ликвидации ханства на территориях современных Казахстана и Киргизии, там возникло освободительное движение. Кенесары был одним из лидеров восстания, и некоторое время ему удавалось поддерживать самобытную казахскую государственность. Но в результате междоусобицы 1847 года он потерял войско в бою и сначала попал в плен к киргизам, а затем его казнили.

  •    

Голову Кенесары они подарили генерал-губернатору Западной Сибири Горчакову, куда она делась впоследствии — неизвестно. В Казахстане бытует легенда, что голова хана хранится в Кунсткамере или Эрмитаже. Хотя сотрудники этих музеев и российские историки не раз пытались опровергнуть такую версию, в июне этого года Путин лично пообещал Назарбаеву помочь разыскать останки Кенесары Касымова и вернуть на родину. Для многих современных казахов его личность важна и представляет собой символ независимости (от России, конечно) в истории страны.

Ответ Рогозина и НПО «Молния»

Пройти мимо такого резкого заявления Дмитрий Олегович, очевидно, не мог, поэтому тоже высказался на своей странице на фейсбуке. Он обвинил бизнесмена в разжигании страстей из-за рядового технического аудита. По словам главы «Роскосмоса», такие оценки состояния монтажно-заправочного комплекса и обоих изделий в нем сотрудники государственной корпорации проводят регулярно. Также Рогозин заявил, что Муса ненадлежащим образом обращается с историческим наследием, и пожелал ему вложить хоть один тенге в их сохранение. Наконец, руководитель «Роскосмоса» и вовсе заявил, что из-за беспечности собственника оба корабля могут быть утрачены.

Стоит отметить, что такой ответ, который во многом выглядит разумным и обоснованным, игнорирует главную претензию Мусы. В сообщении НПО «Молния» четко видна подготовка к перевозке «Бури»: на выездном совещании (как официально называлось мероприятие) присутствовали представители транспортной компании, а одним из его выводов стало решение проводить разборку челнока, логистику и последующую сборку под надзором инженеров «Молнии» (предприятие разрабатывало корабль).

Еще один, четвертый из сохранившихся макетов «Бурана» — массогабаритный «примерочный» ОК-МЛ1 (изделие 0.04). Долгое время стоял бесхозным на открытой площадке для огневых испытаний, но в 2007 году его превратили в экспонат музея на космодроме Байконур. В грузовом отсеке организована экспозиция, в бытовом находится миниатюрный кинозал для демонстрации документальных фильмов, а в кабине посетители могут посидеть и потрогать своими руками органы управления (но не все они аутентичные) / ©Naked Science, Василий Парфенов Еще один, четвертый из сохранившихся макетов «Бурана» — массогабаритный «примерочный» ОК-МЛ1 (изделие 0.04). Долгое время стоял бесхозным на открытой площадке для огневых испытаний, но в 2007 году его превратили в экспонат музея на космодроме Байконур. В грузовом отсеке организована экспозиция, в бытовом находится миниатюрный кинозал для демонстрации документальных фильмов, а в кабине посетители могут посидеть и потрогать своими руками органы управления (но не все они аутентичные) / ©Naked Science, Василий Парфенов

Ну и вишенкой на торте стал комментарий пресс-службы НПО «Молния» изданию Aviation Explorer, опровергающий ранее удаленное сообщение на собственном сайте. Представители предприятия рассказали журналистам, что никаких планов по транспортировке летного образца «Бурана» у них нет. Почему тогда изначально сообщалось, что именно этот вопрос рассматривали на «выездном совещании», никто не объяснил.

Реалистичность самой идеи

Справедливости ради стоит отметить, что перевозка «Бури» в Россию выглядит крайне сомнительной затеей. Причем сразу по нескольким причинам. Логистика челнока — не просто головная боль, а невероятно дорогая задача, если выполнять ее с сохранением исходного состояния корабля. В целом виде или даже крупными фрагментами ни в один транспортный габарит «Бураны» не помещаются. Именно поэтому для них создавали Ан-225 «Мрия», способный перевезти челнок целиком буквально на своей спине по воздуху. Иным способом транспортировать их с Байконура невозможно: для железной дороги фюзеляж даже без крыльев слишком широкий, состояние автомобильных дорог там не позволит везти хрупкий груз, а судоходных рек нет и подавно.

  •    

В итоге летный экземпляр придется разбирать до относительно мелких узлов, для чего потребуется место, где это сделать, и специалисты, знакомые с производством челнока. Монтажно-испытательный корпус, где «Буря» находится сейчас, нельзя назвать безопасным для работы местом: он требует полноценной реконструкции. И рядом нет других ангаров, куда поместится челнок целиком.

Ну а инженеры, которые собирали эти космические корабли, либо уже ушли в мир иной, либо находятся в преклонном возрасте, и их трудоспособность под большим вопросом. Наконец, изделие 1.02 надо будет обратно собрать на месте экспозиции уже в России. Короче говоря, эвакуация наследия советской космической программы в музей займет несколько лет и будет стоить сотни миллионов рублей, если не миллиарды.

Естественно, всегда есть вариант распилить «Бурю» вдоль и поперек, как получится, затем спокойно перевезти железнодорожным транспортом и, сварив обратно поаккуратнее, поставить на постамент. Дешево, сердито, а в «потроха» корабля все равно туристов никто не пустит, так что какая разница, если их по пути просто выкинут?

Перевозка технологического макета «Бурана» — полноразмерного комплексного стенда ОК-КС (изделие 0.03) из подмосковного Королева в Сочи. Из корабля удалили практически все оборудование, а фюзеляж разобрали на множество частей / ©Дмитрий Струговец, ТАСС Перевозка технологического макета «Бурана» — полноразмерного комплексного стенда ОК-КС (изделие 0.03) из подмосковного Королева в Сочи. Из корабля удалили практически все оборудование, а фюзеляж разобрали на множество частей / ©Дмитрий Струговец, ТАСС

Вот только смысла «спасать» таким образом летный экземпляр — с точки зрения музейного дела — очень мало: от исторического корабля все равно почти ничего не останется. На ВДНХ, в Подмосковье и Сочи уже стоят подобные памятники — различные инженерные макеты «Бурана», которые превратили в экспонаты похожим методом. Если их недостаточно, можно собрать еще один внешне похожий фюзеляж и водрузить куда-нибудь. Курочить замечательную «Бурю» для этого и разводить международные скандалы никакой надобности нет, в сухой казахстанской степи корабль сохраннее будет.

https://naked-science.ru/article/cosmonautics/burya-vs-dead-khan

Это интересно
+1

Модератор группы 11.09.2021
Пожаловаться Просмотров: 324  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены