Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
4590 участников
Администратор Adm-X
Администратор vladmiza

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Привилегированный участник пишет:

Творец кинетической теории (фрагменты)

 Его идеи не были поняты и оценены надлежащим образом при его жизни, что трагически сказалось на его судьбе. Но они оценены следующими поколениями, и нельзя мыслить себе современной физики без статистических методов, основоположником и ревностным пропагандистом которых был Людвиг Больцман

 Творец кинетической теории

Людвиг Больцман — австрийский физик-теоретик, основатель статистической механики и молекулярно-кинетической теории

 

Родился Больцман 20 февраля 1844 года в Вене. С детства он отличался большими способностями и трудолюбием, в школьные годы был одним из лучших учеников в классе. Причем не только в естественных науках. Известный композитор Антон Брукнер обучал его игре на фортепиано, мало-помалу Людвиг стал устраивать собственные домашние концерты, приглашая в гости друзей и приятелей. Любовь к музыке Больцман сохранил на всю жизнь. Впоследствии он напишет, что в часы отдыха проигрывает на пианино, восстанавливая по памяти, оперы и переложения оркестровых произведений.

 

Работы Больцмана внесли важнейший вклад в объяснения наблюдаемых явлений на базе представлений о молекулярном строении тел. Но росло не только число сторонников этих представлений, но и ожесточение их оппонентов.

В числе последних нужно прежде всего назвать Вильгельма Оствальда и Эрнста Маха, яростных научных противников как Больцмана, так и вообще самого представления о существовании молекул  (Больцман, однако, считал их своими личными друзьями)

Возражения, которые Мах и Оствальд выдвигали, в первую очередь против молекулярной теории строения вещества, отстаиваемой Больцманом, основывались на разработанной ими философской доктрине «энергетизма», согласно которой вся реальность (либо первооснова всех явлений в мире) есть энергия, понимаемая как неуничтожимая субстанция, а не свойство материальных объектов, и все процессы, физические и психические, есть изменения энергии. Гносеологической основой «энергетизма» является стремление мыслить движение без материи, поэтому это учение направлено на замену понятия материи, отождествляющейся с веществом, понятием комплекса известных энергий, подчиненного пространству.

 «Битва между Больцманом и Оствальдом была как внешне, так и внутренне похожа на бой быка против гибкого фехтовальщика. Но на этот раз бык победил, несмотря на все боевое мастерство тореро»

Убежденный идеалист, Мах отрицал объективное существование материи, считая, что материя — это комплекс ощущений, а задачей науки является только их описание. Основываясь на этом, он считал  гипотезу существования атомов неверной, а на все доводы в пользу их существования обычно отвечал: «А вы видели хотя бы один атом?» Отвечая своим критикам, Больцман разработал свою собственную систему философских взглядов, которую он называл реализмом, а к концу жизни — материализмом. Он писал: «Идеализм утверждает лишь существование своего “я”, существование различных представлений и исходя из этого пытается объяснить материю. Материализм исходит из предположения о существовании материи и отсюда пытается объяснить ощущения».

Арнольд Зоммерфельд, тогда еще молодой физик, так описывал атмосферу дискуссии между Больцманом и Оствальдом на конференции немецких натуралистов в Любеке в 1895 году: «Битва между Больцманом и Оствальдом была как внешне, так и внутренне похожа на бой быка против гибкого фехтовальщика. Но на этот раз бык победил, несмотря на все боевое мастерство тореро. Доводы Больцмана восторжествовали. Все мы, молодые математики, были на стороне Больцмана».

Окрыленный победой в этой дискуссии с Оствальдом, Больцман выступил с двумя блестящими статьями против философского феноменализма Маха и отрицания им атомной теории и существования атомов («О неизбежности атомистики в естественных науках» и «Еще раз об атомистике»).

Сегодня это кажется странным, но вплоть до 1910 года само существование  атомистики, казалось, оставалось под угрозой. Больцман боялся, что дело всей его жизни окажется в забвении. В 1898 году в предисловии ко второй части своих лекций по теории газов он писал: «По моему мнению, большой трагедией для науки будет, если (подобно тому, как это случилось с волновой теорией света из-за авторитета Ньютона) хотя бы на время теория газов окажется позабытой из-за того враждебного отношения к ней, которое воцарилось в данный момент. Я сознаю, что сейчас являюсь единственным, кто, хотя и слабо, пытается плыть против течения. И тем не менее я могу способствовать тому, чтобы, когда теория газов снова будет возвращена к жизни, не пришлось делать слишком много повторных открытий».

Остается заметить, что и Мах, и Оствальд к концу жизни отошли от своих прежних агрессивно отстаиваемых позиций и признали правоту Больцмана, но, к сожалению, сам Больцман этого узнать уже не мог.

БОЛЬЦ ОСТВАЛЬД.png

Вильгельм Оствальд

  ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ

В 1900 году Больцман переезжает в Лейпциг, где занимает кафедру теоретической физики, однако через два года снова возвращается в Вену. Последние годы его жизни прошли в Вене, где он читал лекции по физике и натуральной философии.

 Больцман покончил с собой 5 сентября 1906 года, так и не узнав, что еще в 1828 году английский ботаник Роберт Броун открыл явление, которое можно назвать первым экспериментальным подтверждением реалистичности молекулярно-кинетических представлений

В это время Больцман приближался к концу своего жизненного пути. Его нервная система истощалась и от постоянных дискуссий с научными оппонентами. Его зрение ухудшалось в такой степени, что он боялся читать. Он вынужден был нанять женщину, которая читала ему научные статьи, а жена записывала его собственные статьи. Большая педагогическая нагрузка вместе с научной работой превосходила то, что могло выдержать его слабое здоровье.

Последние годы жизни Больцмана были, возможно, самыми продуктивными, но в то же время самыми тяжелыми для него. Он признавался, что последние, самые серьезные работы, как ему кажется, вообще никем не поняты. Угнетаемый напором врагов атомистики (а их доводы вроде «а кто-нибудь эти атомы видел?» представляются теперь в лучшем случае убогими и смешными), Людвиг все чаще впадал в депрессию. Пятого сентября 1906 года он покончил с собой, так и не узнав, что еще в 1828 году английский ботаник Роберт Броун открыл явление, которое можно назвать первым экспериментальным подтверждением реалистичности молекулярно-кинетических представлений.

 

Источник  https://stimul.online/articles/science-and-technology/tvorets-kineticheskoy-teorii/

 

Это интересно
+1

Привилегированный участник 19.01.2022
Пожаловаться Просмотров: 585  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены