Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Гермес Трисмегист и отношение к нему отцов церкви

Гермес Трисмегист (Триждывеличайший) – великий древнеегипетский маг и философ, основатель магической «науки» Древнего Египта. К его легендарной фигуре восходит традиция европейского герметизма.

Под именем Гермеса Трисмегиста в эллинистическую и раннехристианскую эпоху возникла обширная литература оккультного, философского, астрологического и магического содержания на греческом языке. В частности, ему приписывались древние оккультные и магические трактаты: «Изумрудная скрижаль», «Асклепий» и 15 диалогов, составившие «Герметический корпус». Написание этих текстов, как указывает Фрэнсис Йейтс в книге «Джордано Бруно и Герметическая Традиция», относится, вероятно, к периоду II-IV вв. н.э. В них содержится популярная философия периода эллинизма – философия греческого происхождения в сочетании с еврейскими и, возможно, персидскими влияниями.original

Все эти трактаты, в действительности, достаточно разнородны и не образуют единой философской системы; их объединяет религия Космоса с культом без храмов и богослужений, совершаемым лишь в уме и включающим в себя, как главную составную часть, гносис.

Происхождение Трисмегиста; отношение к нему отцов Церкви; древность Гермеса

Гермес Трисмегист – мифологический персонаж, вобравший в себя черты египетского бога Тота и греческого бога Гермеса (а вместе с ним – римского Меркурия). Интересно, что одним из официальных титулов бога Тота в Египте был титул «Трижды величайший» («Трисмегист» в греческом переводе). Впрочем, для людей Возрождения Гермес Трисмегист был реальным лицом: египетским жрецом, который жил во времена глубокой древности и сам написал все эти произведения, из которых Платон, Пифагор и другие греческие философы почерпнули свои познания.

Цицерон в сочинении «О природе богов» сообщает, что существовало пять Меркуриев, последний из которых, убив Аргуса, удалился в изгнание в Египет, где дал египтянам письменность и законы. В Египте он был, якобы, известен под именем Тевт или Тот.

Убеждение в реальности Гермеса Трисмегиста разделяли отцы Церкви – Лактанций, Климент Александрийский и блаженный Августин. Естественно, никому не могло прийти в голову усомниться в правоте этих чтимых авторов. (Заметим в скобках, что внимание, уделенное Гермесу Трисмегисту в сочинениях Лактанция и Августина, живших в III и IV веках н.э., служит свидетельством известности и высокой значимости герметических текстов и легендарной фигуры их автора в указанный период.)

Лактанций с восторгом отзывался о египетском Гермесе как о человеке, сведущем в знании многих предметов и искусств, что и стяжало ему имя Трисмегист. Он написал многие книги, посвященные знанию божественного, где утверждал величие высочайшего и единого Бога и называл его теми же именами, которые используют и христиане, – Бог и Отец. Более того, Лактанций считал Трисмегиста одним из важнейших языческих провидцев и пророков, предсказавших приход христианства, поскольку тот говорил о Сыне Божьем и о Слове. В трех местах «Установлений» наряду со свидетельствами Сивилл о пришествии Христа Лактанций цитирует и Трисмегиста. Критики Гермеса Трисмегиста у Лактанция мы не находим нигде. При этом Лактанций утверждал, что Трисмегист гораздо древнее, чем Платон и Пифагор.

Неудивительно, что для мага и оккультиста эпохи Возрождения, желавшего остаться христианином, излюбленным отцом церкви стал именно Лактанций.

Камнем преткновения, однако ж, был Августин, поскольку в своем труде «Град Божий» он подверг суровой критике все то, что «Гермес Египтянин, именуемый Трисмегистом», написал об идолах, – то есть тот пассаж в «Асклепии», где рассказывается о том, как египтяне, приверженцы магической религии, одушевляли статуи богов, магическими средствами привлекая в них демонов. При этом Августин, в отличие от Лактанция, пользовался не греческим текстом «Асклепия», а его латинским переводом, приписываемым Апулею из Мадавры, который появился не позднее IV века. Чем и пользовались некоторые благочестивые поклонники герметизма, утверждая, будто идолопоклоннический пассаж вставил в латинский перевод «Асклепия» колдун Апулей, а в утраченном греческом оригинале Гермеса он отсутствовал. Другую линию поведения демонстрирует Марсилио Фичино, приводя августинову критику, а затем ее попросту игнорируя и практикуя, хотя и с осторожностью, магию.

Но, рассуждая о древности герметических трактатов, Августин оказал оккультистам Ренессанса большую услугу. Всем огромным весом своего непререкаемого авторитета Августин подтвердил глубочайшую древность Гермеса Трисмегиста, который жил «гораздо раньше греческих мудрецов или философов». Августин приписал Трисмегисту любопытную генеалогию, согласно которой он жил тремя поколениями позже, чем Моисей. Именно, Моисей жил одновременно с великим астрологом Атласом, братом Прометея, который был прапрадедом Гермеса (Меркурия) Трисмегиста.

Климент Александрийский в описании процессии египетских жрецов сообщает, что певец во главе процессии нес две книги с музыкой и гимнами Гермеса, а астролог нес четыре книги Гермеса о звездах. Далее Климент заявляет, что существует сорок две книги Гермеса, из которых тридцать шесть заключают в себе всю египетскую философию, а остальные шесть посвящены медицине. Впрочем, Климент не цитирует ни одной из этих книг, которых он, вероятно, и не читал.

Латинский перевод; популярность Трисмегиста в Европе

О том, насколько важной фигурой казался Гермес Трисмегист, свидетельствует тот факт, что Козимо Медичи, флорентийский купец, политический деятель и известный «охотник за рукописями», когда в его руки в 1460 году попали греческие тексты Трисмегиста, велел перевести их на латынь немедленно, отложив на время ожидавшее перевода собрание сочинений Платона!

15 диалогов, составившие «Герметический корпус», были переведены на латынь и увидели свет в 1463 году. Козимо успел прочесть их перед смертью (он скончался в 1464 году). Переводчиком и комментатором выступил Марсилио Фичино, итальянский философ-гуманист, астролог, основатель и глава флорентийской Платоновской академии, давший книге общее название «Поймандр» по имени первого из диалогов.

Египет в сознании европейцев ассоциировался с самой могущественной и загадочной магией. А теперь вдруг стали доступны сочинения египетского жреца и мага, свидетельствующие о его высоком благочестии и пророческом даре, подтвержденном свидетельством высочайших церковных авторитетов, которые отнесли его жизнь к глубокой древности!

Мозаики, изображающие Гермеса Трисмегиста и Сивилл, были сделаны в кафедральном соборе Сиены в 1480-е годы. Портрет Гермеса в христианском храме, да еще у самого входа, – это символ того, как к Трисмегисту относилось итальянское Возрождение, и предвестие его поразительного успеха во всей Европе в XVI и в начале XVII века.

И пусть древность Трисмегиста – всего лишь историческое заблуждение. Оно привело к замечательным результатам, и грандиозная мифологическая фигура Гермеса Трисмегиста сыграла ключевую роль в становлении и развитии оккультной и философской мысли, астрологии, алхимии, медицины и магии в Европе.

Гимн Гермесу Трисмегисту

В заключение статьи процитируем гимн Гермесу, восходящий к эпохе позднего эллинизма и связанный с профессиональной деятельностью предсказателей, в котором подчеркивается его божественная природа.

«Гермес, Всевышний Господин мира,
Ты, хранимый в сердце, круг Луны,
Ты, круглый и квадратный, архегет произнесенного слова,
Защитник причины справедливости,
Ты, носящий хламиду, Бог в крылатых сандалиях,
Ты, проделывающий свой быстрый путь от эфира
до глубин Тартара, Проводник Духа,
Око Солнца, Величайший, архегет слова, способного выразить всё,
Ты, радующий своими светилами тех, кто пребывает внизу,
Во глубинах Тартара, мертвых, закончивших свою жизнь;
Тебя называют «Тот, Кто предсказывает судьбы»
и «Божественный Сон»,
Ты, днем и ночью посылающий нам предсказания!
Излечи все страдания мертвых своими средствами.
Приди, Блаженный, превеликий Сын Памяти,
совершающий ее наброски.
Яви Себя в Своей форме, Благословенный,
будь благосклонен для людей набожных, объяви Свою
благосклонность мне, дабы я принял Тебя в предсказаниях,
в которых выражается Твоя могучая благодетель.
Я молю Тебя, Господи, будь благосклонен ко мне,
явись, не обманывая, и объяви предсказания».


Читайте на Алтаре Инитаксы Автор статьи: Алексей Рябов

Это интересно
0

03.04.2016
Пожаловаться Просмотров: 786  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены