Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Великий комбинатор и великий художник. Часть третья

 

 

 

 

Ян Верме́ер (Верме́ер Де́льфтский). Предположительно...

 

Великий художник

 

Вот и настала очередь появиться великому художнику. Это Ян Вермеер или «Дельфтский сфинкс». Вот сфинкс и есть.

Практически ничего доподлинно про Вермеера  неизвестно. Когда родился неизвестно. Назвать уверенно можно только год, потому как крещение младенца мужеского рода из семьи Вермееров состоялось  в Новой церкви Делфта 31 октября 1632.

 

Кем  был папа тоже неизвестно. Одни считают  -  мелкий торговец, другие – булочник (с чего бы это), а третьи –  владелец гостиницы, который приторговывал  шёлком и картинами.

Третья версия ближе всего к истине, ибо подлинные документы на владение гостиницей  папашей Вермером нашел  искусствовед  Торе – Бюргер, который, кстати, и  назвал его сына «Дельфтский  сфинкс».  

 

Да и интерес юного Вермеера к искусству откуда-то должен был взяться. Так что версия номер три вполне кадруется. 

Об ученичестве сведений тоже нет. Предположительно "испытал влияние Фабрициуса" (был у Рембрандта такой талантливый ученик, но рано погиб в результате несчастного случая).

А может,  посещал мастерскую Леонарта  Бреймера. Родители Йоханниса (Яна на европейский манер) с ним дружны были.

 

И таких "может" столько , что замучаешься перечислять. Точно известно одно: стал Ян Вермеер Дельфтский гениальным художником. 

Доказательства?! Да легко!  Смотрите сами…

 

 

"Девушка с жемчужной сережкой" (1665г). Тут и говорить, собственно, нечего.

Само собой, до него так не писали, да и после мало кому удавалось.

 

Что блестит ярче глаза, губы или жемчуг каждый решает сам, ибо искусствоведы объяснить что-то здесь бессильны. Перед  тревожной красавицей  все равны.

 

Кто она такая и почему так одета (одежду такую в ту пору не носили) тоже не ясно.

Вот про "Мону Лизу" немножечко  знают, а про нее ни-че-го.  Ах, да. Кое-что есть: жемчуг на сережке, кажется, фальшивый. Не бывает де такой формы и размера жемчуга в природе.

Англичан правда такое ничтожное количества знаний о картине не смутило, и в 2003г на Божий свет явился фильм с аналогичным названием.

 

Сразу скажу: «Девушку с жемчужной сережкой» я не смотрела, потому как вариант «Может быть…» не мой. Даже такой печенькой, как Колин Фёрт в главной роли,  меня не заманишь.

Если у кого-то из читателей есть время и желания, то фильм, естественно, прилагаю:

 

 

Кадр из фильма. Скарлетт Йоханссон и Колин Ферт

 

Женщин  Вермеер писал часто. Они у него читают, музицируют, примеряют украшения и проч. прочее.

 

Ян Вермеер. Женщина с кувшином (Картина это украдена из музея в Бостоне)

 

Ян Вермеер. Офицер и смеющаяся девушка. 1657г

 

Ян Вермеер. Дама пишущая письмо со своей служанкой. 1660 -1661г 

 

Если вы, дорогие читатели, вдруг подумали: охочь был художник до женского пола, то должна сказать: не было этого.  


В 1653 году Ян Вермеер женился на девице Катарине Болнес.  Даже докумет на этот счет имеется. Сам факт, естественно, ни о чем: мало ли какие причины случились.

 

А вот рождение 15 детей (четверо умерли в младенчестве), - это, согласитесь, уже аргумент в пользу Катарины: столько детей в голландских семьях в ту пору не было.

Есть у Вермеера картина, названная «У сводни», датируется она примерно1656 годом.

 

Обычная такая для того времени бытовая сценка: девица, вся из себя кровь с молоком, принимает ухаживание двух кавалеров, а бабка в черном (сводня) следит, чтоб девушка не прогадала.  

 

Так вот, исследователи творчества Вермеера считают, что художник в этой картине спрятал семейный портрет.

Ядреная барышня – Катарина, а сам художник –  красавчик  с роскошным кружевным воротничком.  


У картины есть еще и библейский подтекст: очередная версия о блудном сыне, проматывающим отцовское состояние.

 

Ян Вермеер. У сводни. 1656г

 

Версии версиями, а заметили, какие краски на полотнах? Такими чистыми светящимися красками никто в то время не писал.

 

Как он это делал и по сей день неведомо. Краски Вермеер  изготавливал сам,  это все знают, но вот как он заставил их светиться, да еще  умудрился  изобразить (первым)  свет и воздух, - большой вопрос.

 

Ответ найти  пытались импрессионисты, потому и ездили в Голландию с завидной регулярностью.  Вермеер, говорили они, -  нам, что отец родной (читай: предтеча импрессионизма). 

 

Если жанровые картины художника кого-то из читателей в этом не убедили, то вот вам пейзажи.  Они у Вермеера  тоже имеются: две  штуки, больше пока не нашли.

 

Ян Вермеер. Вид Дельфта. 1660 - 1661г

 

 Ян Вермеер. Улочка Дельфта

 

По поводу пейзажей  имею сказать: Пейзаж «Улочка  Дельфта» Пруст сделал одним из главных действующих лиц  своего цикла «В поисках утраченного времени».  

 

Вот такой почет Яну Вермееру  снова случился  на рубеже 19 и 20 веков и продолжается до сего времени.  Внимательный читатель, ясное дело, спросит: Как это снова? И я отвечу: 

 

После смерти Вермеера о нем забыли на целых два века, а вот при жизни мастерство художника ценили не только обыватели Дельфта, но и коллеги по цеху.

 

Ян Вермеер. Астроном

 

В  год своей женитьбы, а точнее 29 декабря  1653г, Ян Вермеер стал мастером дельфтской гильдии Святого Луки.

 

В гильдию входили живописцы, ювелиры и мастера стекольных дел. Мастеровые люди "Святого Луки"  дважды выбирали Яна Вермеера деканом гильдии, чтобы он этой самой гильдией управлял. 

Деньги декану платили небольшие, но уважение и признание, само собой, было. 

 

Так что, ежели  вам, дорогие читатели, встретятся трогательные рассказы  о Вермеере типа: "...бедный-бедный непризнанный гений, который жил и умер в нищете, да еще и  жена с тещей у него были стервы", - не верьте.

 

Денежный вопрос у Йоханниса Вермеера большую часть  его жизни был закрыт. О чем и документы есть. Как по мне, то армия малолетних детей, лучшее тому доказательство.  Ибо кормить, поить, одевать все это войско надобно.

 

Ян Вермеер. Аллегория живописи

 

Вот и трудился Ян Вермеер, как дизель в Заполярье: имел дело по торговле картинами, управлял гостиницей  «Мехелен» (наследство родителей), оценивал картины, да и  жена у него была с кругленьким приданным.

 

Катарина Вермеер, урожденная Болнес, вышла из семьи фабриканта. Теща Вермеерская  с фабрикантом своим потом разошлась (бил он ее), денежки,  причитающиеся  при разводе забрала, да и жила всю жизнь с семьей дочери, во всем  ей помогая.

За что и назвал Ян Вермеер свою первую дочку в честь тещи Марией.  

 

А еще Ян Вермеер картины писал, - не забыли? Писал он их, к сожалению, мало:  около 50 картин за двадцать лет работы, то есть немногим более двух полотен в год.

 

Сохранилось и того меньше:  только за 34 полотна можно сказать, что они принадлежат Яну Вермееру. Да и среди них есть те, что под вопросом. 

 

Гениальный художник  манией величия не страдал, увидеть мир у своих ног, как некоторые фюреры (тьфу, прости Господи) в мыслях не держал, потому и картины свои подписывал редко.  

Да и чего их подписывать, ежели заказчики, что платили хорошие деньги, были у Вермеера постоянные.

 

Владелец типографской мастерской Якоб Диссиус (19 картин), пекарь Хендрик ван Бейтен и богатый бюргер Питер ван Рюйвен (21картина) с  упорством и рвением собирали полотна Яна Вермеера.

О чем и доказательства имеются: опись имущества бюргеров. А еще есть запись в дневнике французского  дворянина  Балтазара  де Монкони:

«В Делфте я видел живописца Вермера, который не имел ни одной своей работы. Зато одну из них мне показали у местного булочника, заплатившего за нее 600 гульденов

(оч.большие деньги по тем временам), хотя она изображала всего одну фигуру, - ценою, на мой взгляд, не более шести пистолей» («пистоль» соответствовал тогда десяти гульденам). И так бывает...)))

 

 

Ян Вермеер. Аллегория католической веры

 

 

Так что, как говорится, - все шло у Вермеера хорошо, но неизвестно куда. Оказалось потом, что к бедности.

 

В  1672 году началась Франко-голландская война,  и всем сразу стало не до искусства: продавать картины (и свои, и других художников) Ян Вермеер уже не мог.  

 

Тещин бизнес тоже умер:  французские войска стремительно продвинулись в северную часть  страны, а посему, чтобы их остановить,  голландцы открыли плотины, и северные провинции были затоплены, среди них были  земли близ Схонховена, которые Мария Тинс сдавала в аренду. Арендная плата поступать теще перестала.

 

Вермеер пытался изменить ситуацию и брал кредиты. Погасить их он не смог. Потому и осталась после его смерти куча долгов. 

Катарина, чтобы не наследовать долги, от наследства мужа отказалась. Эти факты, видимо, и поспособствовали версии о бедном-пребедном художнике и жене-стерве.  

 

Почему  скоропостижно умер Ян Вермеер в 1675 году неизвестно. Предположительно от сердечного приступа.

 

Душеприказчиком его был известный голландский учёный Антоний ван Левенгук, известный вам, дорогие читатели, еще из  школьную программы, как изобретатель микроскопа. Считается, именно  его Вермеер изобразил на картинах "Географ" и "Астроном».

 

Почему столь почитаемого при жизни художника забыли на два века, так и осталось загадкой.  Яна Вермеер был «переоткрыт» французским журналистом и революционером Теофилом Тор-Бюргером. Но это уже  другая история.

 

Какое отношение имеет Ян Вермеер к Меегерену  вы, дорогие читатели, узнаете в следующей части.  Пока скажу одно: копий с картин Вермеера великий комбинатор не писал.

 

Продолжение следует...

 

Часть первая здесь:

http://old.subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/10274440/

 

Часть вторая здесь:

http://old.subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/10295549/

mso-spacerun: yes;

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+24

11.11.2015
Пожаловаться Просмотров: 3796  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены