Открытая группа
56082 участника
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

О вкусах не спорят?!

 

 

 

1. Определение понятия эстетический вкус

 

К.Малевич. Отдых. Общество в цилиндрах


Эстетический вкус обычно рассматривают как способность человека к эстетической оценки явлений действительности и искусства.

Эта традиция определения заложена Кантом, который считал, что вкус – это «способность судить о красоте».

Вопрос, однако, издавна носит дискуссионный характер. Вопреки латинском пословице, которое было известно еще в Древнем Риме, а в ХVШ в. опять «поднята на щит» английским философом Давидом Юмом.

О вкусах спорили всегда и весьма оживленно.

 

К.Малевич. Аргентинская полька

 

В чем причина такого противоречия признания права личности на индивидуальный вкус, с одной стороны, и согласны принять чужую эстетическую оценку, с другой?

Сразу оговоримся: в жизни есть одно исключение, где о вкусах действительно не спорят и спорить было бы просто неразумно.

Но это из области чисто физиологического вкуса: что вкусно, а что невкусно. Здесь уже прямая зависимость от особенностей человека и отчасти его психологической своеобразия.

Это, скорее, не вкус, а преимущество, которое отдает личность соленом или сладком, холодном или горячем, громком или тихом (звука). Такие характеристики объектов не имеют общественного значения, не затрагивают интересов другого человека.

 

К.Малевич. Натюрморт

 

Совсем другое дело – эстетический вкус.

Он, конечно, также глубоко индивидуальный, но принадлежит совсем к другой сферы – сферы общественной, социальной.

Эстетический вкус не есть врожденное качество личности, и его нельзя сводить к психофизиологических инстинктов, к реакциям.

Это социальная способность человека, которая формируется, как и многие другие социальные способности, в процессе воспитания и образования человека.

 

К.Малевич. Автопортрет

 

Эстетический вкус является важнейшей характеристикой становления личности, отражающий уровень самоопределения человеческой индивидуальности.

То есть эстетический вкус не сводится к простой способности эстетической оценки, поскольку не останавливается на самой оценке, а завершается присвоением или отрицанием культурной, эстетической ценности.

Так что правильнее будет определить эстетический вкус как способность личности к индивидуального отбора эстетических ценностей, а тем самым и к саморазвитию и самоформирования.

 

 

К.Малевич. Торжество неба 

 

2. Формирование и развитие эстетического вкуса

Становление личности – процесс длительный, не завершается окончательно никогда.

Есть однако возрастной границе от 13 до 20 лет, когда формируются основные социальные характеристики личности, в том числе эстетический вкус.

В возрасте 18–25 лет, что соответствует возрастной психологии студентов высшей школы, эстетические вкусы уже должны быть сформированы, а преподавателям и кураторам необходимо лишь направить их в правильное русло.

Ценность каждой личности как раз и заключается в ее своеобразия, неповторимости.

В значительной степени это достигается тем, что в процессе формирования на личность влияет свой, неповторимый комплекс культурных ценностей и духовных ориентации.

Таким способом состоит уникальность формирования каждого человека.

И эстетический вкус становится не только инструментом формирования этой уникальности, но и способом ее объективации, общественного самоутверждения.

 

К.Малевич. Церковь

 

Если говорить об отсутствии эстетического вкуса, то идет прежде всего речь о проявлении всеядность, т.е. присвоении человеком любых общепризнанных эстетических и культурных ценностей.

Всеядность как раз характеризует недостаточность личностного отношения к миру, неспособность отобрать из богатства культуры те ценности, которые в

наибольшей мере развивают, дополняют, шлифуют природные задатки, способствуют профессиональному, гражданскому, нравственному совершенствованию личности.

 

 К.Малевич. Spring Garden in Blossom

 

Эстетический вкус является своеобразным чувством меры, умением находить необходимую достаточность в личностном отношении к миру культуры и ценностей.

Наличие эстетического вкуса проявляется как пропорциональность внутреннего и внешнего, гармония духа, социального поведения, социальной реализации личности.

 

 3. Особенности понятия художественный вкус

 

Эстетический вкус имеет также и особую модификацию – художественный вкус. Развивается он на базе эстетического и влияет в свою очередь на него.

Художественный вкус формируется только через общение с миром искусства и в значительной мере определяется художественным образованием, то есть знанием истории искусства, законов формообразования различных видов искусства, знакомством с литературно-художественной критикой.

Но поскольку содержанием искусства является все та же система общественных ценностей, только представленная в художественной форме, то, как и эстетический, художественный вкус становится предметом споров, по крайней мере с тех пор, как возникло само понятие вкуса.

 

The wedding

 

Этот спор не только возможно, но и необходимым именно потому, что касается ценностей, которые касаются самой духовной структуру человеческой личности,

то есть ценностей личностно значимых и определяющих не только характер личностного самосознания, но и характер индивидуальной жизнедеятельности, индивидуальной жизнестроительства.

Поэтому личность как общественное существо заинтересована в общественном признании тех, ценностей, которые определяют систему его духовности, ее ориентиры и жизненные потребности.

 

К.Малевич. Река в лесу

 

В такой же мере, как и по отношению к личности, эстетический и художественный вкус могут характеризовать страсти, симпатии и антипатии социальной группы или класса. Эстетический вкус обусловлен всем комплексом общественных условий, и в классовом обществе он всегда несет на себе отпечаток классовых предпочтений, целей и ценностей.

 

К.Малевич. Портрет Уны 

 

Все это делает оценку художественного произведения делом сложным и ответственным.

Правильная мысль часто производится лишь в ходе длительных художественно-критических дискуссий.

Вот почему следует не только полагаться на свой эстетический вкус, но и знакомиться с литературно-критическим обсуждением произведения, с мнением других зрителей и слушателей.

 

Заключение

 

 

 К.Малевич. Автопортрет

 

Эстетический и художественный вкусы не остаются неизменными на протяжении всей жизни человека.

Возраст, жизненный путь, богатство художественного опыта личности не только оттачивают и шлифуют его вкус, но и способны консервировать его преимущества или наоборот делать его терпимым и многогранным. 

 

 

К.Малевич. Внимательный рабочий 

 

Поскольку мнение эстетического вкуса – это оценка действительности в соответствии с эстетических чувств, потребностей, интересов и мировоззрения людей, то эстетический вкус является единство объективного и субъективного.

Мнение эстетического вкуса основана на особом интеллектуальном механизме – эстетической интуиции, включающая такой способ познания, как творческое воображение, охватывающий образ «целого», не предваряя его логическому расчленению, аналитической действия ума.

 

К.Малевич. Весенний пейзаж

 

«Специфическая роль силы воображения в акте познания, –отмечал Э.В. Ильенков, – заключается в том, что она позволяет соотносить формально усвоенные знания с единичными, еще никак не» формализованными» (не выраженными еще в общих формулах, в категориях) фактами, данными в живом созерцании.

Без нее одно с другим соотнести вообще нельзя. Это важно подчеркнуть по той причине, что под «силой воображения» часто понимают способность выдумывать то, чего в действительности нет.

Тем временем действие силы воображения обеспечивает прежде всего умение правильно видеть то, что есть, но еще не выражено в виде понятия».

 

К.Малевич. Черный квадрат

 

Все вышеизложенное позволяет понять объективные основы споры о вкусах, поскольку в нем сталкиваются не просто личные, групповые или классовые

страсти – здесь противостоят друг другу истинные и ложные ценности, отражающие сложность социальных процессов, своеобразие общественного

развития, а также ошибочных поисков, мнимых верований.

 

 

ИСТОЧНИК

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+24

11.01.2016
Пожаловаться Просмотров: 5221  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 46

Для того чтобы писать комментарии, необходимо

Спасибо!

О вкусах не спорят, Их клеймят! (Это как бы шутка)...

А вообще вопрос практически вечный и цепляющий. Есть о чём поразмышлять.

11.01.2016

Smile

Своевременная статья. Многие прикрывают свое невежество и лень именно выражением "О вкусах не спорят". Терпеть его (выражение) не могу.

11.01.2016

Возможно, эти некоторые просто не доросли до того, что нужно всегда учиться...))

Да и лень - это еще тот фрукт...))) Если я правильно помню, то у нее и физическое объяснение есть..))

12.01.2016

Шутка?!..)) Да, конечно...

Кто-то сказал типа...В каждом времени есть свои Средние века...Увы..

Охота на ведьм...Хоть на белых...Хоть на черных... И так везде, во всем мире!...

Размышлять, конечно, нужно...)) Вот только история учит тому, что ничему она не учит...

Как-то так...Увы..

Ладно, Ирина, будем жить и будем верить в лучшее..) А иначе и зачем все это? Я о пути цивилизации!...

blonda-dom@y*****.ru 12.01.2016

"Эстетический и художественный вкусы НЕ ОСТАЮТСЯ НЕИЗМЕННЫМИ на протяжении всей жизни человека. Возраст, жизненный путь, богатство художественного опыта личности не только оттачивают и шлифуют его вкус, но и способны консервировать его преимущества или наоборот делать его ТЕРПИМЫМ и МНОГОГРАННЫМ."

Благодарю, Ирина, порадовали..))) и за Малевича отдельное спасибо :)

12.01.2016

И Вам спасибо за комментарий!

  Спасибо за интереснейший пост!

12.01.2016

Лиана, рада, что Вам понравился пост!..) Знаю, что Вы, как и я любите учиться..))

Помню, как Вы заинтересовались Гончаровой при изначальном отрицании авангардистов..)) И не только Вы..))

Это была такая радость для меня!..)) Может быть, теперь Вы иначе посмотрите на работы и Малевича?!..))

Спасибо Вам, Лиана!..Smile

12.01.2016

Я не проверяла написанный текст с т.з. грамотности...))) Мне не это в нем было интересно..)))

Хотя, думаю, что вы правы - нужно было проверить...))

blonda-dom@y*****.ru 12.01.2016

А что, кто-то высказал претензии с т.з. грамотности?

К этому посту одни аплодисменты :)

12.01.2016

Свет, спасибо!..) Вспомнила снова, как мы с Вами Ротко защищали..)) Люблю его картины..)))

И еще Сашу Черного люблю..)))

СПОРЫ

Каждый прав и каждый виноват.
Все полны обидным снисхожденьем
И, мешая истину с глумленьем,
До конца обидеться спешат.

Эти споры - споры без исхода,
С правдой, с тьмой, с людьми, с самим собой,
Изнуряют тщетною борьбой
И пугают нищенством прихода.

По домам бессильно разбредаясь,
Мы нашли ли собственный ответ?
Что ж слепые наши "да" и "нет"
Разбрелись, убого спотыкаясь?

Или мысли наши - жернова?
Или спор - особое искусство,
Чтоб, калеча мысль и теша чувство,
Без конца низать случайные слова?

Если б были мы немного проще,
Если б мы учились понимать,
Мы могли бы в жизни не блуждать,
Словно дети в незнакомой роще.

Вновь забытый образ вырастает:
Притаилась Истина в углу,
И с тоской глядит в пустую мглу,
И лицо руками закрывает...

Вот не вариант - споры..)) Не вариант по определению..)))

blonda-dom@y*****.ru 12.01.2016

Споры опустошают, поэтому, в последеннее время больше хочется помолчать, а за что-то стоящее просто поблагодарить.

Благодарю за Сашу Черного))

12.01.2016

Спасибо за комментарий.

12.01.2016

Светлана, надеюсь, что и это стихотворение Вам будет приятно..

Ахматова об Александре Сергеевиче...

Пушкин
Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть?..

Думаю, что это об ИСТИНЕ..

Если у меня есть серьезные вопросы, то я бегом к Пушкину...))))

 

blonda-dom@y*****.ru 12.01.2016

:)!

Спорили и всегда будут спорить, не от вредности или невежества, просто все жаждут найти РАВНОчувствующих, не единомышленников, это не просто, но вполне реально, а вот единочувствующих - проблема, и от досады, что опять не случилось.собрав обрывки надежды, спорят, спорят - а вдруг!.... 

12.01.2016

Ирина, спасибо за очередной мозговой штурм)) И опять "Черный квадрат"!))  Вот уж, действительно, о вкусах не спорят)) Особенно это касается тех произведений человеческой мысли, когда сами авторы этой мысли не всегда понимали, что изобразили. Это же касается и "Черного квадрата". Сам Малевич писал

12.01.2016

Да, Марина, я знаю, что он долго шел к Черному квадрату...Много о нем читала и внимательно слушала Паолу...

12.01.2016

Я долгое время не мог ни есть, ни спать, и сам не понимал, что такое сделал." Мне бы хотелось еще привести здесь интересные мысли по поводу этой картины самого Малевича и его ценителей. Не знаю, как вставлять цитаты. Буду благодарна, если подскажете) Все это относится к теме "О вкусах...")

12.01.2016

Мариш, пошутили про цитату?..Smile

12.01.2016

 Нет, не пошутила.) Все пишу здесь вручную, и цитаты переписываю.)) Значок "вставить" здесь не активен. У меня по крайней мере.) Почему, не знаю. Не всегда есть время переписывать, а поделиться хочется)

12.01.2016

Думаю, что это к Виктору вопрос..) У меня, например, все значки работают..))

Тоже хочу поделиться..)) Читаю о первой выставке импрессионистов...))

На выставку пришло меньше посетителей, чем в прошлый раз, но пресса была в такой же ярости, как и прежде. Хотя и появились критики, пытавшиеся в своих обозрениях отдать должное художникам, всё же общее отношение отразилось в широко читаемой статье Альбера Вольфа: “Улице Лепелетье не повезло, -- писал он в “Figaro”. -- После пожара Оперы на этот квартал обрушилось новое бедствие. У Дюран-Рюэля только что открылась выставка так называемой живописи. Мирный прохожий, привлеченный украшающими фасад флагами, входит, и его испуганному взору предстает жуткое зрелище: пять или шесть сумасшедших -- среди них одна женщина -- группа несчастных, пораженных манией тщеславия, собралась там, чтобы выставить свои произведения.

Многие лопаются от смеха перед их картинами, я же подавлен. Эти так называемые художники присвоили себе титул непримиримых, импрессионистов; они берут холст, краски и кисть, наудачу набрасывают несколько случайных мазков и подписывают всю эту штуку... Это ужасающее зрелище человеческого тщеславия, дошедшего до подлинного безумия. Заставьте понять господина Писсарро, что деревья не фиолетовые, что небо не цвета свежего масла, что ни в одной стране мы не найдем того, что он пишет и что не существует разума, способного воспринять подобные заблуждения... В самом деле, попытайтесь вразумить господина Дега, скажите ему, что искусство обладает определенными качествами, которые называются -- рисунок, цвет, выполнение, контроль, и он рассмеется вам в лицо и будет считать вас реакционером. Или попытайтесь объяснить господину Ренуару, что женское тело это не кусок мяса в процессе гниения с зелеными и фиолетовыми пятнами, которые обозначают окончательное разложение трупа!..” Ревалд Д.История импрессионизма.-М.:Республика,2002,с.239

Вот как-то так..)))

12.01.2016

Вам везет)) (это про работающие значки) Первым импрессионистам не повезло)) ( это про критиков). Но, я не так давно была на выставке Луиз Буржуа в Москве, где были представлены ее работы под названием "Структуры бытия: клетки". Она признана одной из самых значительных фигур искусства 20 века. Однако, все ее работы стали следствием ее глубокой депрессии, приобретенной еще в детстве, и она даже проходила курс психотерапии. Выходила с этой выставки я подавленная. Это ее творчество - разбор полетов ее психики. Оно не совпало с моим умонастроением. Хотя замысел я ее поняла. Он интересен, фундаментален. Она своим искусством как-будто открыла ящик пандоры, представив нам двойственность существования человека, как она это понимает. За каждым образом закреплены ее личные переживания и фантазии. Но я не хочу больше видеть это искусство. Оно не мое. Я попадаю под категорию тех "балванов" с импрессионистской выставки? ))  Квадрат Малевича можно тоже понимать не как что-то черное на светлом,  "добро победит зло", или как видение в нем бесконечности и вечности.  Белый цвет может символизировать и мертвых, над которыми восходит черное солнце - знак гибели, своеобразный апокаллипсис. Здесь могли сыграть свою роль и традиции иудаизма.  Ну, это уже другая история. Возможно, Малевич из будущего) Но, если существуют прямопротивоположные взгляды на одно и то же творчество, мы можем лишь ознакомиться с ними, и остаться при своем понимании или непонимании. Но это не говорит о невежестве. Это говорит о несовпадении волн. И кто знает, может футуристы как раз те, кто на другой волне.))

12.01.2016

Точно: интересно все это читать...или уже и не интересно...Говорю вам тоже самое, но вы меня не слышите и все тут...Точно так же, когда мы с вами говорили о Сидуре...Я предлагаю вам свою точку зрения, а выбор за вами...Но чего я точно понять не могу, почему вы мне отказываете на право выбора?..Впрочем, как хотите...

12.01.2016

Ирина, я редко захожу в группу, может, не совсем понимаю ее кухню. Наверное, надо поменьше высказываться.)) Последнее посещение до этого "праздничного захода", пожалуй, и был Сидур.)) Там я Вас услышала)) И, как Вы позже признались, общение это для Вас было интересным.) Ваши темы интересные, живые, иногда тут же хочется узнать больше о предмете разговора, и, соответственно, поделиться и, может, высказать свою позицию на заданную тему. Это вовсе не ограничивает Ваше право выбора. Даже в мыслях ничего подобного не было.  Ох уж этот "Черный квадрат"))  Я просто хотела донести, что не всегда невежество и лень, как это было написано в предыдущих комментариях, являются причиной неприятия какого-либо произведения искусства. И просто познакомить с другими точками зрения на Черный квадрат, в том числе и самого Малевича. Простите ради Бога, если чем то обидела. Ну, честно, не хотела.)

12.01.2016

Мариш, ничем Вы меня не обидели!..)) Вы просто высказали свою точку зрения!..Мне и сейчас Ваше мнение интересно! Для чего же писать?! Если только все будут благодарить, то "глаз замылится", как говорил Шарапов...)))) Так что, Мариш, пишите ВСЕ, что считаете нужным сказать...))) А уж потом будем беседовать!.. LaughingKiss  

12.01.2016

:-)

12.01.2016

И смайлики не вставляются))

blonda-dom@y*****.ru 12.01.2016

Очень забавно теперь все это читать )))

12.01.2016

Рада за вас!

blonda-dom@y*****.ru 12.01.2016

На всякий случай уточняю, что забавно читать теперь первую реакцию публики на импрессионистов. Интересный материал. Мне еще в институте читали лекцию, что общество отстает от открытий художников минимум лет на сорок.

13.01.2016

Не знаю, точно что и как...)) Но ведь были и успешные художники среди новаторов...

Тот же Пикассо, например. Помню, что в начале пути ему помог наш меценат Сергей Иванович Щукин. Да и любимую мою Гончарову признали в России, хотя изначально критика ее просто изничтожала. Мунк тоже был признан при жизни, в отличие от Ван-Гога. Еще интереснее судьба Яна Вермеера. Признание при жизни, затем забвение на долгие годы и снова признание. Вермеер, конечно, не был революционером в живописи. Но свою лепту в живопись внес и она прекрасна! Наверное, это судьба?! Я о признании художника...Хотя, конечно, официальное признание еще не означает всеобщее признание. Это я о Малевиче, например...))) Да много таких художников...))

blonda-dom@y*****.ru 14.01.2016

По поводу успеха и финансового обеспечения я люблю шутить на тему гороскопа :) В конкретных пунктах судьбы (слава или багасьтво)) должна стоять галочка. Если ее нет, то ничего не светит, хоть из кожи вон лезь. Удача - капризная дама, не всем (даже очень достойным) она светит, но ее приятно словить разок другой)).

А по христианским понятиям на все необходимо получить Божье Благословение о котором не всегда все помнят и знают. В любом случае, тема человеческому уму до конца не доступна.

14.01.2016

Я никогда гороскопов не читаю. Гадание на кофейной гуще...)))

Вот вопрос о Создателе - это очень интересный и важный вопрос...

Уверена, что Создатель есть! Это все в чем уверена...

blonda-dom@y*****.ru 14.01.2016

Гороскопы читать не стоит. Их пишут копирайтеры и редакторы за гонорар :) Профессиональные астрологи или хироманты (это не гадалки) действительно видят судьбу (работают только индивидуально), но верующим людям к ним обращаться нельзя, т.к. это является грехом.

Поэтому я шучу на тему гороскопов, если что-то не лучшим образом складывается. Хотя себя считаю удачливым человеком ;) Но, меня просто жизнь  (как процесс) интересует больше чем слава, удача или финансовый успех (похоже, что не всех художников это интересовало). Поэтому я тоже надеюсь на Всевышнего и сама как могу учавствую в данной мне жизни)))

14.01.2016

Надеюсь, что у Вас все будет хорошо!

От души этого желаю Вам и Вашим близким людям!..))

blonda-dom@y*****.ru 14.01.2016

Спасибо! Всем нам мирного неба, все остальное порешаем :)

14.01.2016

Еще верю в нашу пословицу: на Бога надейся, а сам не плошай!

blonda-dom@y*****.ru 14.01.2016

Это народная мудрость на тему "вера без дел мертва". Согласна на 100%!

14.01.2016

Smile

blonda-dom@y*****.ru 12.01.2016

Я тоже не могу вставить цитаты и ссылки. Не удобно.

13.01.2016

Обожаю спорить и о вкусах особенно, так я познаю множество новых вкусов ;)

13.01.2016

Smile

14.01.2016

Тема интереснейшая и всеобъемлющая. И очень дикуссионная. Спасибо!

(но мой вкус к добротному русскому языку слегка "пострадал" от обилия грамматических и фразеологических ошибок в данном посте).

14.01.2016

Надежда, у Вас отличный вкус( я о добротном русском языке)! Не стоит ему изменять!..)))

Прав(а) galinaniko - нужно мне было текст проверить!!!