Привет всем! Опять я вляпался с нашим кинематографом. Степень моего негодования зашкаливает. Поначалу, кроме нецензурных выражений по поводу последнего фильма Алексея Германа – старшего «Трудно быть богом», ничего в голову не лезло. Тогда я решил взять пример с Игоря Губермана и попросту промолчать.
Знаете эту историю?
1.Случай с Губерманом
Когда автор знаменитых «гариков» в последний раз приезжал в Россию на гастроли, во время концерта к нему пришла записка:
[aisq]«Игорь, что Вы скажете по поводу современного положения дел в России?»[/aisq]
Губерман посмотрел в зал, почесал затылок и сказал:
«Как мне стало известно, ваша государственная Дума недавно приняла закон о запрете ненормативной лексики. По этой причине на данный вопрос я ответить не могу!»
Но в моем случае подобный вариант не проходил. Тематика моего блога и беспокойство о здоровье читателей просто обязывали меня сказать несколько слов по поводу этого «киношедевра», типа:
«Ты туда не ходи-и-и! Ты сюда ходи-и. Фильм башка попадет, совсем больной будешь!»
(Для тех кто не в курсе, это перефразированная цитата из прекрасного фильма «Джентльмены удачи»)
2.Краткая история создания фильма
Съемки фильма по одноименному романы братьев Стругацких «Трудно быть богом» Алексей Герман планировал начать в 1968 году. Были подготовлены 2 варианта сценария. Но 21 августа 1968 года советские танки вошли в Чехословакию для подавления «Пражской весны».
На этом закончилась «хрущевская оттепель», а по поводу съемок режиссеру сказали четко :
«Алексей, забудьте думать про это кино. Мы вам советуем даже книгу куда-нибудь выкинуть, потому что — вы сами понимаете».
По удивительному стечению обстоятельств съемки фильма начались в Чехии 32 года спустя уже по третьему сценарию, который был написан режиссером вместе с женой Светланой Кармалитой. Символично, что познакомились они в тот же знаменательный день 21 августа 1968 года.
Съемки фильма были завершены в феврале 2013 года уже после смерти Алексея Германа – старшего его сыном - Алексеем Германом - младшим. Все ждали шедевра. Посыпались награды.
На Римском кинофестивале в конце 2013 года картина была удостоена премии «Золотая Капитолийская волчица». В 2014 картина вышла в российский кинопрокат. В 2015 ей было присуждено семь премий Ника!
3. Под гипнозом
Под гипнозом всей этой информации я давно мечтал посмотреть эту ленту, но что – то постоянно мешало. Прошлым летом коробку от этого фильма я видел у соседа по даче, но просить из принципа не стал. Решил, что такие легендарные картины надо иметь в собственной фильмотеке. Прошло еще полгода, и вот три недели назад на Горбушке я купил диск «Трудно быть богом» в комплекте со «Страной Оз». Это был на редкость «удачный» улов.
3.1 Первая попытка
Первую попытку посмотреть эту картину предпринял на прошлой неделе на даче. Сварил чашечку кофе, порезал лимон тонкими круглешками, грешным делом налил рюмочку армянского конька.
На экране появился средневековый пейзаж, засуетились люди в рубище, с гнилыми зубами и лицами законченных ублюдков. Они постоянно плевались, блевали, мазали друг другу морды нечистотами и бормотали что-то невнятное.
Я начал крутить ручки настройки звука. Бесполезно. Слов разобрать было невозможно.
На второй минуте в кадре появилась голая задница, из которой вываливалось дерьмо. Она белела в проеме сортира над головами двух нелюдей, продолжавших размазывать экскременты по рожам друг другу.
На этом моменте я просмотр закончил. К коньяку не притронулся.
3.2 Вторая попытка
Вторую попытку сделал позавчера уже вместе с женой. Ее я пригласил в качестве эксперта по произведениям искусства, предназначенным для художественно образованной элиты. Это когда музыка без мелодии, фильм без сюжета, а картина без изображения. Напитки и съестное мы предусмотрительно отложили на потом.
После упомянутой сцены с грязной задницей нам целую минуту крупным планом показывали немытую шевелюру спящего дона Руматы (актер Леонид Ярмольник). Герой картины проснулся, встал с пола и положил подбородок на край стола, уставленного какой-то дрянью.
Потом встал, выкинул таракана из стакана и выпил его содержимое. Умылся, вытерся кипельно белым полотенцем, взял дудку и начал играть. Услышав первые звуки, его раб заткнул себе уши грязными тряпками.
А вокруг суетились в броуновском движении лысые, грязные рабы с колодками на шеях, с грязными, прыщавыми рожами и в лохмотьях. Все поголовно, включая благородного дона, постоянно хлопали себя по голове, уничтожая насекомых кровопийц, сморкались, прижав одну ноздрю, плевались и выплевывали непотребную пищу.
Ребята, и так три часа! Сюжета никакого. Диалогов почти нет, а где есть, разобрать ничего невозможно.
4. Фон длинною в три часа
Все действие картины происходит на фоне непролазной грязи, сточных канав, проливных дождей, виселиц и вываленных кишок. И, если у Стругацких на этом фоне развиваются события, ведутся умные диалоги, то у Германа весь фильм это сплошной фон. Три часа апокалиптического фона без слов и внятного сюжета.
Как я уже готовил, текста очень мало и его не слышно. Такая неразборчивая словесная полифония режиссеру почему-то показалась уместной. Мне, например, этого ее понять. Слово должно нести какой-то смысл, а не быть просто невнятным звуком.
Среди этого жуткого пейзажа Румата постоянно куда-то едет. Его сопровождают рабы. Один с металлическим креслом на голове, другой с несуразным зонтом. Диалогов и монологов практически нет. Есть мерзкая, босховская картинка и больше ничего.
5. Авторские находки
Поразили меня еще несколько операторско-режиссерских находок:
- Уроды, проходящие мимо оператора, постоянно заглядывают в камеру.
- Когда проходит съемка отдельных эпизодов, прямо перед объективом обязательно появляется какая-то помеха в виде болтающейся веревки, тряпки или непонятных мельтешащих предметов.
- В картине преобладают крупные планы, которые не позволяют определить кому принадлежат отдельные части тела, детали одежды, кто где стоит и кто с кем разговаривает. Кто есть кто, наконец! От этого тебя не покидает постоянное ощущение тесноты, духоты и чисто физиологического дискомфорта.
Диалог бессильного «бога» Руматы и бессильного смертного Будаха в повести Стругатских является концептуальным и раскрывает основную мысль писателей. В картине этот эпизод представляет собой какое-то неразборчивое бормотание и никому ничего не говорит.
- Будах
Сцены с участием барона Пампы тоже невнятны. Эпизод, в котором он, отбиваясь от серых, вращает двуручный меч над головой, я воспринял, как развлечение самодура в окружении зевак.
Режиссер почему-то намеренно рвет визуальный ряд. Освобожденный из клетки барон Пампа лихо скачет верхом на лошади, а через секунду его труп, утыканный стрелами, показывают лежащим в помойной яме. Что случилось? При каких обстоятельствах погиб Пампа? Не понятно.
6. Финал
Финал ленты скомкан. Толпа серых врывается в жилище Руматы. Он беседует, а потом убивает их командира и выпускает ему наружу потроха. Без этого никуда! А в следующем кадре показывают двор, усеянный трупами, вываливающиеся кишки дона Ребе, которые уже никого не трогают, и Румату, сидящего в луже.
Что случилось? Как и кто поубивал серых? Все это осталось за кадром. Опять разрыв сюжетной линии. Опять какая-то недосказанность, где не надо.
Но до этой последней сцены надо было еще досидеть. По рассказам зрителей, которые ходили смотреть эту ленту в кинотеатр, от полного зала в начале сеанса к концу оставались единицы. После первых же сцен народ начинал уходить, а к середине фильма мало кто уже оставался. Смотреть на Ад в течение нескольких часов – удовольствие на любителя.
Сегодня я рассказал вам о своем впечатлении от просмотра последней ленты Алексея Германа-старшего. Действительно трудно быть гением.
Фильм не смотрите, а повесть братьев Стругацких обязательно прочтите.
С уважением, автор блога Алексей Фролов.
Взято из блога RUBLSOROK.RU
![]()
Это интересно
+16
|
||||
Как здорово! - я книгу читала!, а фильм не смотрела!.
Видимо, Бог уберёг.
Восхтщаюсь терпением автора. Меня хватило на 10 минут просмотра. Надо же умудриться так изгадить великолепную книгу!
Пыталась смотреть этот фильм в кинотеатре. Меня хватило ровно на 15 минут. Поняв, что ничего другого не будет, вырвалась на свежий воздух. Фильмы Тарковского переношу нормально, даже те, которые не люблю. Просто млею от счастья на "Солярисе" и "Сталкере", конечно же, на "Рублеве", а "Иваново детство", сколько ни смотри, причиняет боль. Кто знает, возьмись Герман за свой фильм тогда, когда он им горел, возможно, вышел бы шедевр. Все надо делать вовремя. Время и само меняется, и нас меняет. Фильм не ко времени, не к месту - несчастье прежде всего для автора.
Книгу надо обязательно читать, так как роман Стругацких бесподобен, а шедевр Германа не смотрела и смотреть, наверное, уже не соберусь никогда
Не смогла дочитать Вашу тему. Она - тема, вызвала у меня чувство гадливости.. удалила в Корзину... а потом вернула, для того... чтобы защитить режиссёра..и его фильм.
"Трудно быть режиссёром", не коммерческим, трудно... донести свою мысль до зрителя.. разжевав настолько, чтобы было доступно и понятно всем... Единственно, что можно Вам посоветовать - НЕ СМОТРИТЕ.. тем более под коньячок.. тем более с женой или друзьями...
Это фильм сложный и тяжёлый, его нужно пропускать через себя, через душу, совесть, мораль.. нравственные идеалы... Трудно понять гениального режиссёра, а вот оболгать и заклеймить легко.
Всего Вам хорошего!
Моя жена тоже была не так категорична, как я. Но повторю, она любитель музыки без мелодии и картин без предметов. Сейчас перечитываю повесть Стругацких. Это книга на все времена. Но главное в ней не фон, а сюжет, умные диалоги и рассуждения. В фильме только гипертрофированный фон. Зачем? Ведь фильм снимался для того, чтобы сделать этот мир лучше, но для этого людям надо дать вербальную информацию, имена действующим лицам, сделать последовательным и логичным развитие событий. Одной Адской картинки мало.
В чем гениальность режиссера - в том, что бы показать, как экстременты размазывают по лицу? И этим показать, что вся жизнь - экстременты . Не согласна. Ни с понятием Германа, ни с тем , как он хочет это свое понятие показать.
Поразительно! Я читал Стругацких, смотрел прежний фильм "Трудно быть Богом" и конечно, постарался бы посмотреть новый, но теперь не буду, ибо к элите я себя никак отнести не могу. Спасибо за предупреждение! Но ведь количество наград впечатляет! А, кажется я понимаю.... Их присуждает та самая "элита", которая восхищается "черным квадратом" Малевича и другими аналогичными "шедеврами".
Чушь. Анально-фекальный авангард.
Спасибо за предупреждение. Смотреть не буду. Философию произведения можно отразить и без натуральных подробностей.
Герман хотел уйти из жизни непонятым и ему это удалось. Браво. А ещё фильм о том, что людишки не любят смотреть на себя без грима.
Даже из ролика видно, что грима в фильме чересчур.
Ну люди не любят , что бы на них смотрели, когда они в туалет ходят.... Идею фильма можно донести до зрителя без рвотно-натуралистических подробностей. Ну а если режиссер по-другому не может - значит, что-то не то .....
Вы не поняли меня. Люди не любят смотреть на себя в туалете, а не на других или сами на других смотреть в туалете. Это накипевшая идея Германа, которую уже нельзя донести до нашего зрителя иначе, чем через натурализм. Европа пережила это полтысячелетия назад. Увы, но РФ не Европа, как бы нам этого не хотелось. РФ отсталое постсредневековое образование и главная причина в этом человеческий фактор, а именно, поголовная умственная отсталость, в плане социальных представлений о мире.
Россия - не отсталая. И нет в России поголовной умственной отсталости. Может некоторым и понравился фильм, потому что весь этот натурализм ассоциируют с Россией. Фильм Письма мертвого человека - предупреждение всему человечеству - более затрагивают, без всякого рвотного натурализма. Это европа - со своими антиценностями представляет из себя клоаку дерьма. Не Россия. Натурализм в фильме германа вызывает отталкивающее впечатление. Даже если представить, что этот фильм - предупреждение европе и сша.
Давайте по чесному. Приведите доказательства того, что РФ не отсталая?
Давайте по честному. Вам так хочется найти доказательства ,что Россия отсталая? Россия - не отсталая. По своим ценностям выше западников и сшанцев. Какие доказательства? А никаких. Россия - не отсталая , прекрасная страна. Без всяких доказательств.
И потом РФ далеко ещё не всё человечество. Я уже спорил тут с одним "нашистом"-пацриотом. Что-то он быстро сдулся. Любопытно на сколько вас хватит?
вот именно, что "Россия ещё не всё человечество", и "трудно быть Богом" не о россии вообще то. Тем более , что сама книга писалась во времена другого государства.
И даже если этот фильм про все человечество - неправильный фильм. Больное воображение автора.
По фильму - написала отзыв на Кинотеатр-ру.
Каков фильм , таков и отзыв. Название фильма должно быть - Большая дерьмовая клоака. Почему режиссер не назвал так свой фильм из дерьма - на него зрители не пошли бы. А Трудно быть богом , по Стругацким - это надо посмотреть. Тут режиссер поступил непорядочно - воспользовался Стругацкими , что бы показать ' боль и стон души'. Фильм этого режиссера - издевательство и насмешка над зрителем. Итак , в этом фильме над зрителем издевались: с первых кадров насрали,( да еще рукой голую задницу почесали или помогали таким образом прокакаться), наплевали,наблевали, насморкали длинными соплями, насцали. Ярмольник в роли собственной Ярмольника - хватал кого-то за нос , крутил. В фильме зрителю показывали голые задницы, хлопали по задницам(дети хлопали по одетым задницам), крутили голыми сиськами. Крутили это самое у Ярмольника. Ко всем - это не Стругацкие, это не Трудно быть богом, это обычный дерьмовый фильм - Большая клоака из дерьма. Но мое мнение - оскорбление кого-то вернется к тому, кто оскорбляет.
а гермен извлёк из себя столько чернухи, столько переживаний личных, что это фильм о нём самом. не хватило таланта на всех...
.Это даже не чернуха - это явное оскорбление тех, кто будет смотреть фильм. Режиссер проявил большую непорядочность. больщой минус ему.
Каков фильм , таков и отзыв. Название фильма должно быть - Большая дерьмовая клоака. Почему режиссер не назвал так свой фильм из дерьма - на него зрители не пошли бы. А Трудно быть богом , по Стругацким - это надо посмотреть. Тут режиссер поступил непорядочно - воспользовался Стругацкими , что бы показать ' боль и стон души'. Фильм этого режиссера - издевательство и насмешка над зрителем. Итак , в этом фильме над зрителем издевались: с первых кадров насрали,( да еще рукой голую задницу почесали или помогали таким образом прокакаться), наплевали,наблевали, насморкали длинными соплями, насцали. Ярмольник в роли собственной Ярмольника - хватал кого-то за нос , крутил. В фильме зрителю показывали голые задницы, хлопали по задницам(дети хлопали по одетым задницам), крутили голыми сиськами. Крутили это самое у Ярмольника. Ко всем - это не Стругацкие, это не Трудно быть богом, это обычный дерьмовый фильм - Большая клоака из дерьма. Но мое мнение - оскорбление кого-то вернется к тому, кто оскорбляет
Любопытно? Я родилась в СССР. И всегда была против выступления дессидентов по радио - Голос Америки и тому подобное. В америках тоже не все хорошо и не так свободно, как говорят западники. И нечего на СССр и Россию пенять, когда в европе ничуть не лучше. Так что я всегда за Россию и СССР. А про сша , их демократию кровавую - могу говорить долго.
По фильму - написала отзыв на Кинотеатр-ру.Каков фильм , таков и отзыв. Название фильма должно быть - Большая дерьмовая клоака. Почему режиссер не назвал так свой фильм из дерьма - на него зрители не пошли бы. А Трудно быть богом , по Стругацким - это надо посмотреть. Тут режиссер поступил непорядочно - воспользовался Стругацкими , что бы показать ' боль и стон души'. Фильм этого режиссера - издевательство и насмешка над зрителем. Итак , в этом фильме над зрителем издевались: с первых кадров насрали,( да еще рукой голую задницу почесали или помогали таким образом прокакаться), наплевали,наблевали, насморкали длинными соплями, насцали. Ярмольник в роли собственной Ярмольника - хватал кого-то за нос , крутил. В фильме зрителю показывали голые задницы, хлопали по задницам(дети хлопали по одетым задницам), крутили голыми сиськами. Крутили это самое у Ярмольника. Ко всем - это не Стругацкие, это не Трудно быть богом, это обычный дерьмовый фильм - Большая клоака из дерьма. Но мое мнение - оскорбление кого-то вернется к тому, кто оскорбляет.
Я в восторге. Ваши слова так гармоничны с натурализмом в фильме, что в восторге вдвойне.
Вы Герману не ассистировали на съёмочной площадке? Или может в массовке учавствовали?

Нет. Каков фильм, таков и отзыв. Посмотрев парочку таких фильмов, так называемого 'высокого искусства'. можно и не так заговорить.
Спасибо Алексей.
"Там где торжествует серость, к власти всегда приходят чёрные" Стругацкие.
Фильм смотреть надо, как бы тяжело это не было. Предварительно, перечесть роман. Герман пытался предупредить нас, разбудить. Это крик или стон...
После фильма я прослушал прекрасную аудиоверсию со Светланой Сорокиной. Предупредили нас Стругацкие. Задача Германа была усилить это предупреждение с помощью кино, а он взял и выкинул текст и сюжет. Я считаю,что с задачей он не справился.
Идею фильма и предупредить можно без рвотно-натуралистических подробностей.
Ни фига. Смотреть фильм не рекомендую. Только тем, кто хочет высказать свое мнение. Ни крик , ни стон - оскорбление зрителя, насмешка над зрителем. В чем крик - показать , как человек сцит? Как человек срет?
Каков фильм , таков и отзыв. Название фильма должно быть - Большая дерьмовая клоака. Почему режиссер не назвал так свой фильм из дерьма - на него зрители не пошли бы. А Трудно быть богом , по Стругацким - это надо посмотреть. Тут режиссер поступил непорядочно - воспользовался Стругацкими , что бы показать ' боль и стон души'. Фильм этого режиссера - издевательство и насмешка над зрителем. Итак , в этом фильме над зрителем издевались: с первых кадров насрали,( да еще рукой голую задницу почесали или помогали таким образом прокакаться), наплевали,наблевали, насморкали длинными соплями, насцали. Ярмольник в роли собственной Ярмольника - хватал кого-то за нос , крутил. В фильме зрителю показывали голые задницы, хлопали по задницам(дети хлопали по одетым задницам), крутили голыми сиськами. Крутили это самое у Ярмольника. Ко всем - это не Стругацкие, это не Трудно быть богом, это обычный дерьмовый фильм - Большая клоака из дерьма. Но мое мнение - оскорбление кого-то вернется к тому, кто оскорбляет.Это даже не чернуха - это явное оскорбление тех, кто будет смотреть фильм. Режиссер проявил большую непорядочность. больщой минус ему.
Режиссер умер. Не надо его "минусовать". В остальном : каждый видит то ,что хочет увидеть...
Царствие небесное Алексею Герману. Минусую не режиссера. Минусую фильм. В фильме конкретно показаны - не буду повторять. Как можно увидеть другое. С Германом не согласна.
Это не Земля, это другая планета. Это средневековье, где о гигиене не имели не малейшего представления. Авторы- Стругацкие и Герман, пытаются показать читателю и зрителю, что физическая грязь не должна испачкать душу.
Я уже высказала свое мнение насчет фильма Германа. Я понимаю - физическая грязь не должна испачкать душу. Но - на экране - простите, повторю - длинные сопли, задница над унитазом - и многое другое. И весь фильм - когда я стала рассказывать сестре содержание фильма , она сказала - тебе самой приятно про это рассказывать. И Герману приятно было это показывать. Не надо прикрывать длинными соплями на экране эту задумку - грязь не должна испачкать душу. Ну тогда нечего обвинять порнографические фильмы. И детские порнографические фильмы. Смотрите - но грязь вашу душу не испачкает.
может просто наложить диалоги на фон?
Пытался смотреть фильм, но через 15 мин. вырубил.
По всей видимости, я не прав.
По всей видимости я чего-то не догоняю.
Но это моё личное мнение
beremar