Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
56178 участников
Администратор Елена
Модератор ViktoR

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20240424212448

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Загадочный "Маскарад" М. Ю. Лермонтова

"Любил я часто, чаще ненавидел,
И более всего страдал!"

(Арбенин, "Маскарад")

 



Он родился в ненастную ночь со 2 на 3 октября (по старому стилю) 1814 года, какая "звезда" была в эту ночь, что определила такой краткий, одинокий жизненный путь на Земле...

Много загадок и мистики связанны с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым - чего только стоит загадка его последней дуэли. По смутным свидетельствам современников он предвосхитил "серебряный век", пытаясь уложить в одну кровосмесительную постель жизнь и искусство: разыгрывал ситуацию в реальности, а потом описывал ее в литературе или, наоборот, сначала описывал, а потом переводил через дорогу в реальность…
Сегодня поговорим об одной, связанной с пьесой "Маскарад", написанной когда ему было всего 21 год!
Глубоко неудовлетворенный казенно-патриотическим репертуаром театров, он задумал написать пьесу на тему из современной жизни. Пьеса должна была явиться сатирой на великосветское общество столицы и всей своей художественной системой противостоять благонамеренной официальной драматургии 30-х годов XIX. Замысел "Маскарада" возник у Лермонтова, по-видимому, в конце 1834 г. или в начале 1835 г. В эти годы Лермонтов-офицер непосредственно познакомился с великосветским обществом Петербурга, посещавшим светские маскарады в доме Энгельгардта. Хорошо знал Лермонтов и театральную жизнь Петербурга.

Лермонтову, как известно, не дали разрешение поставить "Маскарад". Видимо, запрещение пьесы для постановки на сцене вселило мысль о безнадежности увидеть ее и в печати. Если подлинный лермонтовский "Маскарад", хотя и с цензурными купюрами, через год после смерти поэта все же был напечатан, то для представления на официальной театральной сцене даже и в этом виде пьесу разрешили только в 1862г.

 



Николай Васильевич Кузьмин (1890-1987) - из иллюстраций к драме Михаила Юрьевича Лермонтова "Маскарад" (1949)

"Я хорошо отомстил за слезы, которые меня заставило проливать 5 лет тому назад кокетство M-lle S.!" — резюмировал он сам всю эту историю в письме к Верещагиной весной 1835 г. "О, мы еще не расквитались! — продолжает он там же. — Она мучила сердце ребенка, а я только подверг пытке самолюбие старой кокетки...".

Нищий

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
1830.

Это стихотворение 16-летнего! поэта было посвящено 18-летней Екатерине Сушковой, первой возлюбленной Лермонтова, которая просто посмеялась над чувствами юноши.
Спустя 5 лет, изобразив влюбленность в Екатерину Александровну, Лермонтов повел с нею расчетливую игру. Не понимая этого, Сушкова, по ее словам, действительно в него влюбилась...
В скандальной истории с Сушковой, кроме Лермонтова, замешан был друг его отрочества, Алексей Лопухин; почти уже объявленный женихом Сушковой, он в результате ухаживаний друга получает отказ.
Одновременно с осуществлением, наконец, желанной мести Лермонтов и задумывает свою трагедию мести - "Маскарад".

Кроме мести за старое, Лермонтовым руководила, действительно, и карьера модного тогда стендалевского героя (из "Красное и черное"), то за всей этой слишком жестокой выходкой могла крыться и какая-то третья, более благородная и поэтому умышленно утаенная Лермонтовым причина.

 



Он сам - Игрок.

При чтении пьесы "Маскарад" понимаешь, как точно Лермонтов обыгрывает тебя. Да ведь Арбенин игрок, профессиональный картежник, шулер. Все смутно для него в мире, кроме зеленого сукна и рук на нем. Эти руки на столе, отрезанные от человека, взятые крупным и сверхкрупным планом, суетящиеся, дрожащие, потирающие друг друга, раскрывающие и сдвигающие карточный веер...

 



Из игорного дома Арбенин и Звездич едут на Невский проспект, в дом барона Энгельгардта, где устраиваются аристократические костюмированные балы-маскарады и где постоянно бывает царь - Николай I.
Историческая справка: Энгельгардт Василий Васильевич (1785 - 1837) - полковник в отставке, широко известный в Петербурге богач, крупный игрок, весельчак и острослов. В молодости был дружен с А. С. Пушкиным. Энгельгардт получил от правительства привилегию на проведение в своем доме на Невском проспекте публичных концертов и костюмированных балов. Вечера у Энгельгардта были чрезвычайно популярны.
Название пьесы символично: вся жизнь персонажей - это "пестрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительный маскарад". С уст Арбенина звучит:

Под маской все чины равны,
У маски ни души, ни званья нет, - есть тело.
И если маскою черты ужасны,
То маску с чувств снимают смело.

 



Браслет из ”Маскарада”

Взяв сюжет "Отелло" для своего "Маскарада" (на маскараде, как в театре шекспировских времен; плоть дурачилась, выставлялась, скабрезничала). Конечно, Лермонтов должен был выбрать другой символ ревности - и вместо платка он берет браслет, который "двадцати пяти рублей, конечно, не дороже" (сумма, впрочем, для Арбенина не существенная и для браслета - более чем скромная). И поначалу кажется, что поступил Лермонтов совершенно опрометчиво: ни один мужчина, и самый ревнивый муж в том числе, не узнает недорогой браслет жены (таких у нее десятки) в руках постороннего. Но нет, Арбенин - игрок, который помнит до подробностей все руки, вырезанные, укрупненные, замещающие человека... , поэтому был им "сфотографирован" и случайный, невзрачный браслет Нины.

 



Развязка. Нина - образ, возможно, даже более романтизированный, чем образ Арбенина. В ее облике воплощен идеал прекрасной человеческой личности. У нее живой, светлый ум, способность глубоко чувствовать и переживать, душевный такт, сознание своего человеческого достоинства. Она проста и естественна. Встреча Арбенина с Ниной оказала на его душу целительное воздействие: "…черствая кора с моей души слетела, мир прекрасный моим глазам открылся не напрасно, и я воскрес для жизни и добра".
Но ревность позволила усомнится в светлом, скорее, ошибиться в масках "маскарада"...
Правила игры жестоки и неумолимы...
---------------------------
Что до мистики, то странным образом "играют" сами даты Лермонтова...
Когда Россия собиралась широко отметить 100-летие поэта, то в этот год (1914) началась Первая мировая война. Когда же к 100-летию гибели поэта сняли фильм "Маскарад", поставленный на Киностудии "Ленфильм" в 1941 году режиссером Сергеем Герасимовым, премьера которого состоялась 22 июня 1941г. Так же в театре им. Вахтангого состоялась премьера "Маскарада" тоже 21 июня 1941г... - а завтра была война.

Ну что же теперь - уж лучше вспомнить какую прекрасную музыку оставил нам Арам Хачатурян для этого спектакля. Позже, в сюиту вошли пять номеров: Вальс, Ноктюрн, Мазурка, Романс и Галоп.

Как новый вальс хорош! в каком-то упоенье
Кружилась я быстрей - и чудное стремленье
Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,
И сердце сжалося; не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость...

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+26

16.10.2016
Пожаловаться Просмотров: 2750  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены