Открытая группа
56026 участников
Администратор Елена
Модератор ViktoR

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20191122085027

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

"Страшная Мари": невероятная судьба скандальной музы Ренуара

Никто не знал, когда она говорит правду, а когда лжет. Никто не догадывался, где она пропадала по несколько дней. Никто не спрашивал, кем был отец ее ребенка. Ее называли «страшной Мари» и обвиняли в расчетливости, эксцентричности и бездушии. Сюзанна Валадон была одной из самых популярных натурщиц Монмартра, она позировала Ренуару и Тулуз-Лотреку. Никто не догадывался о том, что она тоже пишет картины и сможет стать успешной художницей.

 

 



Сюзанна Валадон, фото 1885 и 1890 гг.

Мари-Клементина Валадон была дочерью прачки, а об отце она ничего не знала. С 11 лет ей пришлось работать: она нянчила детей, подавала напитки в бистро, торговала овощами на рынке. В 15 лет она поступила на службу в любительский цирк и стала акробаткой. Ее цирковая карьера закончилась после того, как она сорвалась с трапеции и упала на арену. Из-за полученной травмы девушка больше не могла выполнять акробатические трюки.

 



Слева – Т.-А. Стейнлейн. Портрет Сюзанны Валадон. Справа – С. Валадон, фото 1887 г.

Ее мать открыла прачечную, и Мари-Клементина помогала ей разносить белье заказчикам. Среди них были художники, и один из них – Пюви де Шаванн – обратил внимание на привлекательную девушку, предложив ей работу натурщицы. В каждом персонаже картины «Священная роща» угадываются черты Мари-Клементины.

 



П. де Шаванн. Священная роща, 1889

 



Ф. Зандоменеги. Беседа

Позже девушка стала натурщицей также для Ф. Зандоменеги и О. Ренуара. В 1883 г. Валадон родила сына, отцом которого называли каждого из художников, с которыми она работала. Девушка не отличалась пуританскими взглядами и вела свободный образ жизни. В том же году натурщица позировала для двух картин из танцевальной серии Ренуара. «Страшная Мари» в его исполнении – само очарование, мягкость и женственность.

 



С. Валадон с сыном, 1890 и 1894 гг.

 



О. Ренуар. Слева – Сюзанна Валадон, 1885. Справа – портрет Сюзанны Валадон, 1885

 



Для этих картин Ренуару позировала С. Валадон: *Танец в Буживале*, 1883, *Танец в городе*, 1883, *Зонтики*, 1886

Совсем по-другому видит ее Тулуз-Лотрек. В своих работах художник не льстит девушке, заостряя внимание на тех чертах, которые выдают в ней вздорный характер. Исследователь жизни и творчества Тулуз-Лотрека А. Перрюшо писал: «В портретах Лотрека у Мари резкие, жесткие черты лица, такие, какими они станут, когда она утратит прелесть своих двадцати лет. У нее не по возрасту печальное лицо, сжатые губы, мрачный, устремленный в пространство отсутствующий взгляд».

 



А. де Тулуз-Лотрек. Девушка за столом, 1887. Фрагмент

 



А. де Тулуз-Лотрек. Портреты Сюзанны Валадон 1885 и 1887 гг.

По совету Тулуз-Лотрека Мари-Клементин взяла псевдоним Сюзанна, и именно под этим именем позже ее узнал весь мир. В ту пору у натурщицы с художником начался бурный роман, в котором А. Перрюшо видит не только страстное увлечение друг другом, но и творческий союз двух талантливых людей: «Мари нравилась любовь. Она занимала в ее жизни большое место. Вид Лотрека, его уродливая внешность, его страстная натура не отпугнули ее, а скорее наоборот – привлекли. Она стала любовницей Лотрека. Оба они, казалось, были созданы друг для друга. И эта плебейка и потомок графов де Тулуз были абсолютно свободны от каких-либо предрассудков. И он и она трезво смотрели на действительность. Пользуясь любым случаем, чтобы поучиться у художников их ремеслу, Валадон ценила талант Лотрека, его острый глаз психолога, трезвость его взглядов, его неумение писать «красиво», его зачастую бичующие карандаш и кисть».

 



А. де Тулуз-Лотрек. Похмелье, 1889

Сюзанне Валадон нравилось рассказывать о себе небылицы, что подтверждал Тулуз-Лотрек: «Воображения у нее предостаточно, ей ничего не стоит солгать». Но об одном она никогда не говорила – о своем серьезном увлечении живописью. Тулуз-Лотрек однажды случайно увидел ее работы и был поражен незаурядным талантом художницы. Он показал ее картины Эдгару Дега, и тот воскликнул: «Вы – наша!».

 



С. Валадон. Обнаженная, 1926

 



С. Валадон. Слева – автопортрет, 1917. Справа – Адам и Ева, 1901

«Страшная Мари» заставляла Тулуз-Лотрека выполнять все ее капризы, изводила его истериками, надолго исчезала без объяснений, постоянно врала. После того, как она разыграла спектакль с самоубийством, терпению художника пришел конец, и больше они не встречались. Позже она вышла замуж, а в 44 года ушла от мужа к 23-летнему любовнику, с которым прожила почти 30 лет.

 



С. Валадон. Голубая комната, 1923

К своим произведениям Валадон относилась куда более серьезно, чем к мужчинам: над одной картиной она могла работать более 10 лет. В 1894 г. Валадон стала первой художницей, принятой в Национальное общество изящных искусств, и одной из немногих, кто добился признания и финансового благополучия при жизни. Своему сыну Морису Утрилло Сюзанна Валадон не дала ни материнской заботы, ни любви, но зато передала любовь к живописи – он также стал художником. Их называли последними наследниками импрессионизма.

 



С. Валадон, М. Утрилло и А. Уттер

 



С. Валадон в студии.

 

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+46

08.11.2019
Пожаловаться Просмотров: 4362  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 6

Для того чтобы писать комментарии, необходимо

Сознаюсь, я не присутствовал при разговоре, но по одной из историй, когда кто то из импрессионистов (кто конкретно - временно забыл) в поисках модели на роль купальщицы обратился на улице к "женщине нелегкой судьбы" - та с негодованием отвергла предложение: Я не такая!"

Почти всегда, историки и биографы художников золотой строкой пишут .... между Х и моделью Y вспыхнул бурный роман, Y от Х родила не то сына - не то дочь ... На мой взгляд, художник и модель - сотворцы. Не понятен некий оттенок неопределенности

А как наши зрители думают, эти "эпизоды - вехи" в биографиях художников и моделей - положительные или отрицательные моменты?

Спасибо Павел Алексеевич! Замечательная тема!

12.11.2016

есть  хорошая  монография  про  Утрилло....и  хороший  худ.фильм  Лотрек....там  под  интересным  углом  рассматривается фигура  Сюзанны  Валадон...кстати  по  моему  мнению  художница  она  никудышная

Как художницу ... Валадон практически не видел, а то что видел ... да, не вкусно - пока воздержусь от оценок. Кроме того ... возможно ее роль на этой планете - не роль художника.

Мне нравится одно из определений слова "модель" - направление движения.

Важно то, что видели импрессионисты в ней, именно направление движения ... (даже собственному сыну - Морису Утрилло)

По прошествии лет, я иногда задумывался - по каким критериям выбирал кого то как модель. Эти критерии не всегда удается выразить словами - все на уровне импульсов, ассоциаций ... и горел на шее бледной, золотистый завиток. Где то за окном...

Потому забавно читать о бурных романах. На мой взгляд. это уже отрывок из другой оперы, где исчезает импульс. Тот самый, что ловят и держат до окончания работы.

Спасибо что напомнили о фильме, есть пара свободных часов - посмотрю.

Интересно. На данный момент 845 просмотров на 3 комментария.

Во французском фильме  "Художник и натурщица" ... старый скульптор говорит модели приблизительно так ...

Есть два доказательства существования Бога. Первое и самое главное -это женское тело.

Ты можешь представить себе Бога создающего мужчину? не стоит делать Бога похожим на дурака.

Так что такое красота и почему ее обожествляют люди?

Спасибо! Мне было интересно узнать и о Валадон и о её романе с Лотреком.Фильм о нем видела....

Спасибо!Всегда с интересом узнаю новое для себя....