Открытая группа
56080 участников
Администратор Елена
Модератор ViktoR

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20210510211124

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Великолепие русского Версаля. Дворцы и фонтаны Нижнего парка Петергофа

    Нижний парк Петергофа - самая известная часть дворцово-паркового комплекса. Именно этот замечательный ансамбль с его архитектурными памятниками, фонтанами и скульптурным украшением принес музею-заповеднику мировую славу.

 


Нижний парк закладывались по образцу загородной резиденции французского короля Людовика XIV в Версале в модном тогда французском стиле, получившем название регулярного. Характерные черты этого стиля - строго геометрическая планировка аллей, фигурная стрижка деревьев и кустарников, изысканность рисунков больших цветников, богатство скульптурного украшения, изящные павильоны.

Автором, определившим основу всей композиции Петергофа и ее дальнейшего развития был сам Петр I. Наброски Петра I служили архитектору И. Браунштейну материалом для составления Генерального плана резиденции. Сохранились документы с его указаниями, какие породы деревьев высаживать, как прокладывать аллеи и устраивать дренажную систему. Каждую весну в саду у дворца Монплезир, самого любимого дворца Петра I, расцветают восхитительные тюльпаны в память об основателе Петергофа.

 


Архитектурно-планировочным центром комплекса является Большой дворец. Он высится на 16-метровом уступе, перед которым двухкилометровой узкой лентой вытянулся вдоль берега Финского залива Нижний парк.

Прямая линия Морского канала от Большого дворца к заливу рассекает парк на две почти равные части: восточную и западную. По обеим сторонам ковша канала раскинулись Большие цветники.

 

 

 

От них симметрично в обе части паркового массива веером отходят четыре аллеи. Западные аллеи ведут к павильону Эрмитаж, восточные - к дворцу Монплезир. Другая система аллей берет начало на западной окраине парка, у дворца Марли: три луча дорог пересекают парк с запада на восток.

 



В Нижнем парке расположены несколько художественно законченных архитектурно-парковых ансамблей, каждый из которых включает дворец, партеры, фонтаны и так называемые хозяйственные уголки:

-  Центральный ансамбль - Большой дворец с каскадом, каналом и цветниками,

 

 

- Парадная Большая оранжерея с плодовым садом и парниками.  

 

 

Парадная Большая оранжерея предназначалась для выращивания редких экзотических цветов и хранения в зимнее время заморских растений, которые летом расставлялись в горшках и кадках для украшения дворцов, партеров, Фонтанных бассейнов и гротов. Автор проекта Большой оранжереи вероятнее всего Н. Микетти, руководили его осуществлением И.-Ф. Браунштейн и М. Г. Земцов.

 

 

Полуциркульное в плане здание своим обликом ничем не напоминает о его хозяйственном назначении. По своим размерам и декору Оранжерея не уступала петровским приморским дворцам, а по отделке фасада даже выделялась среди них.

 

 

В XIX веке после постройки в Английском парке новых каменных оранжерей туда стали переносить оранжереи и теплицы из Нижнего сада. В Большой оранжерее сохранились лишь «разного звания заморские фигурные деревья и цветные кусты».

 

 

Сожженная в годы Великой Отечественной войны Большая оранжерея была восстановлена в 1954 году по чертежу первой четверти XVIII века архитектором В. М. Савковым; вазы воссозданы А. Ф. Гуржием по рисункам А. И. Алымова.

- дворец Монплезир с садом и теплицами "для поваренных трав". Монплезир – любимый дворец царя-преобразователя Петра I. Именно Петр I определил местоположение дворца, он располагается в нескольких шагах от беспокойных волн Финского залива, а также внутреннюю планировку и некоторые элементы декоративной отделки. Здание строили с 1714 по 1723 годы крупные архитекторы А. Шлютер, И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти и лучшие строители, мастера, живописцы, скульпторы, лепщики, резчики того времени.

 


Внутренняя планировка здания отличается рациональностью. С парадными помещениями соседствуют жилые комнаты и хозяйственно-бытовые помещения. В Монплезире, как ни в одном другом архитектурном сооружении, отразилось все то новое, что определило особенности культуры и искусства петровского времени.


В оформлении интерьеров использованы голландские изразцы, «китайские» лаковые панно, ткани, дубовые резные панели, паркеты, мрамор. Орнаментально-скульптурное оформление интерьеров – это шедевр декоративной лепки XVIII века.

- дворец Марли с огородами, садами и рыбными прудами.  Дворец «Марли», возведенный в 1720-1723 гг. по проекту архитектора И. Браунштейна, получил свое название от резиденции французского короля Людовика XIV «Марли-ле-Руа», которую Петр I посетил в 1717 году.
Петергофский «Марли» стоит на искусственной перемычке между большим Марлинским прудом и секторальными прудами. Искусственный пруд перед дворцом, словно огромное зеркало, создает впечатление пространства и простора.

 

 

Земля из котлована была использована для создания высокого вала, защищающего сад и цветник от северных ветров. В прудах разводили рыбу, которая была приучена по звону колокольчика подплывать на кормежку.

 

- Павильон Эрмитаж. Возведен на берегу Финского залива по проекту архитектора И. Браунштейна в 1721-1725 гг. Идея его создания была привезена Петром I из Восточной Пруссии, где он видел подобный павильон.
    Изящный двухэтажный «Эрмитаж» предназначался для обедов в узком кругу приближенных или гостей. Уединенность павильона подчеркивалась рвом с действовавшим до конца XVIII века подъемным мостом. Служебные помещения – небольшая кухня и буфетная – располагались на первом этаже, чтобы слуги не подслушивали разговоры господ. На второй этаж можно было попасть только на подъемном кресле. По легенде, после того, как в этом кресле между этажами застрял Павел I, оно было заменено лестницей.



Второй этаж занимает парадный зал, украшенный картинами западноевропейских мастеров XVII-XVIII века в «шпалерной» развеске. Именно в этом зале за особым столом проходили закрытые обеды императрицы и ее приближенных. Особенность стола на четырнадцать персон заключается в подъемном механизме, которым он снабжен. При помощи канатов и блоков опускалась и поднималась средняя часть стола и все тарелки.
Главная «затея» Эрмитажа – единственный в России подъемный стол - восстановлен для осмотра в июле 2009 года.

 

- Вольеры. В центре восточной части Нижнего парка стоят два изящных деревянных павильона – вольера, сооруженные по проекту архитектора Н. Микетти в 1721-1722 гг. Они являются, по словам известного искусствоведа И. Э. Грабаря, уникальными парковыми павильонами, подобных которым «нет больше ни у нас, ни в Европе». Их фасады облицованы туфом, изгарью и морскими раковинами. Плавные линии купольной кровли и завершающего ее фонарика придают силуэтам павильонов особую выразительность.


Вольеры – одно из немногих недворцовых строений петровского времени, на стенах которого можно увидеть подлинную живопись начала XVIII в., выполненную русскими мастерами под руководством французского художника Л. Каравакка. Огромные окна-двери наполняют вольеры светом и воздухом.
Предназначались они для содержания в специальных клетках птиц. В XVIII веке в медных клетках услаждали слух гостей соловьи, чечетки, дрозды, снегири. Было много заморских птиц, главным образом, попугаев и канареек.


Однако всемирную известность Нижнему парку Петергофа принесли его уникальные и многочисленные фонтаны.

 

Фонтан «Самсон»

Группа "Самсон, разрывающий пасть льва" должна была украшать самый мощный водомет Нижнего парка.

 

 

 

 Решение о сооружении фонтана было принято в 1734 году, когда отмечалось 25-летие разгрома шведских войск под Полтавой. Это важнейшее событие Северной войны произошло в день святого Самсония, что дало повод к аллегорическому изображению памятной битвы в виде борьбы ветхозаветного героя Самсона со львом. Скульптура должна была символизировать победу России над Швецией, герб которой содержит фигуру льва.

 

 

Для того, чтобы получить столб воды максимальной высоты, по требованию фонтанного мастера П. Суалема от Бабигонского пруда проложили специальный деревянный трубопровод длиной более четырех километров. В 1736 году все работы были завершены, и фонтан взметнулся на высоту 20 метров.

 

 


Уже через десять лет после установки появилась необходимость замены отлитой из свинца группе "Самсон, разрывающий пасть льва". Один из крупнейших русских скульпторов М. Козловский, использовав композицию XVIII века, создал новую модель в классицизированных формах, где героическая тема зазвучала с особой силой. В 1802 году "Самсон" Козловского, отлитый в бронзе, был установлен на сложенный из гранитных глыб пьедестал. У ног героя, как и прежде, резвились восемь дельфинов, а в нишах у подножия пьедестала разместились четыре полуфигуры львов, расположенные по сторонам света. К июлю 1806 года каскад предстал в обновленном виде.

 

 


В годы Второй мировой войны скульптура Самсона была похищена фашистами. По сохранившимся фотографиям скульптор В. Симонов воссоздал ее, и уже в сезоне 1947г. мощная фигура "Самсона, разрывающего пасть льва" вновь появилась на своем пьедестале в ковше Морского канала.

 

 

Фонтан «Чаши»

Парные фонтаны "Чаша" расположены посреди Больших цветников в партере у Большого дворца.

 

 

Трубы для фонтана в центре западного цветника и устройство бассейна сделали итальянцы, братья Баратини. Восточный фонтан был сооружен французом П. Суалемом. Поэтому эти парные фонтаны стали называть "Французским" (восточный) и "Итальянским" (западный).

 

 

По проекту И.-Ф. Браунштейна и по модели Н. Пино к ним изготовили деревянные чаши, которые в 1854 году по проекту А. Штакеншнейдера заменили на чаши из каррарского мрамора, изготовленные мастерами Петергофской гранильной фабрики. Фонтаны "Чаши" композиционно поддерживают огромный водяной столб "Самсона" и вместе с Большими цветниками организуют пространство партера.

 

 

Каскад «Шахматная гора»

Каскад в восточной части Нижнего парка в конце Монплезирской аллеи известен в архивных документах под различными названиями: "Малый грот", "Руинный каскад", "Драконов каскад". До наших дней он дошел под названием "Шахматная гора". В его проектировании и строительстве принимали участие знаменитые архитекторы: И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти, М. Земцов, Ю. Фельтен, Н. Бенуа.

 


Замысел строительства каскада принадлежит Петру I, который довольно обстоятельно описал всю его композицию. Сооружение должно было иметь сходство с Малым каскадом в резиденции французского короля в Марли. Уже в 1724 году из Италии прибыли мраморные скульптуры, предназначавшиеся для установки на склонах горы.
После смерти Петра первоначальный замысел был изменен, и законченный к 1739 году каскад был назван "Драконовой горой", т.к. вход в верхний грот каскада охраняли три дракона - основные водометы фонтана.

 

 

В середине XVIII века ступени каскада расписали "под шахматную доску" и стали называть "Шахматной горой".
В период Второй мировой войны "Шахматная гора" была уничтожена оккупантами. При восстановлении каскада реставраторы, использовав изображения на рисунках конца XVIII столетия, вернулись к тому его облику, который сформировался к середине XVIII века. Спасенная мраморная скульптура заняла свои прежние места.

Алея фонтанов

Аллея фонтанов расположена вдоль Морского канала - одного из старейших сооружений Петергофа, служившего некогда транспортной артерией и парадным въездом в Петергоф. По замыслу Петра I было решено соорудить 22 фонтана со скульптурным убранством на сюжеты басен Эзопа, остальные фонтаны император решил сделать в виде ваз с плоскими чашами. В 1854-1860 годах обветшавшие вазы убрали, и на их месте остались 14 фонтанных бассейнов, исполненных мастерами Петергофской гранильной фабрики из каррарского мрамора.

 

 

Сегодня только восемь расположенных ближе к шлюзу каменных бассейнов напоминают о прежних барочных фонтанах. Тем не менее мощные струи Аллеи фонтанов образуют великолепную хрустальную колоннаду, ведущую к Большому каскаду и вместе с Морским каналом составляют одну из главных достопримечательностей Петергофа.

 

 

Фонтан «Оранжерейный»

Золоченая группа: могучий тритон, разрывающий пасть морского чудовища, и четыре черепахи, обращенные по сторонам света, расположена в центре Оранжерейного сада в восточной части Нижнего парка. Оранжерейный фонтан, как и фонтан "Самсон", должен был напоминать о победе над шведами в Северной войне. Скульптуру отлили из свинца в 1726 году по проекту архитектора Т. Усова и по модели К.-Б. Растрелли, но в 1876 году вместо обветшавшей к этому времени свинцовой группы была выполнена композиция "Сатир с крокодилом". В послевоенные годы по рисунку из альбома XVIII века было воссоздано первоначальное пластическое убранство фонтана.

 

 

Фонтаны «Римские»

Парные двухступенчатые фонтаны, отделанные различными породами цветного мрамора и скульптурной пластикой в виде золотых гирлянд, венков и маскаронов, украшают площадь перед каскадом "Шахматная гора" и выход на Монплезирскую аллею.

 

 

Фонтаны построены в 1738-1739 годах по проекту архитекторов И. Бланка и И. Давыдова, взявших за образец каменный фонтан перед собором святого Петра в Риме (поэтому они и получили название "Римских").

 

 

Прокладку труб и подводку воды осуществил фонтанный мастер П. Суалем. В 1756 году Ф.-Б. Растрелли, сохранив основную идею фонтанов, разработал новый архитектурный проект, который был воплощен в дереве и только в 1800 году - в камне.
Фонтаны сильно пострадали в годы Великой отечественной войны (1941-1945 гг) и были восстановлены в 1949г. В 2007г. была проведена комплексная реставрация сооружений

 

 

Фонтаны-шутихи

      Фонтаны-шутихи до сих пор самая любимая «забава» посетителей Нижнего парка Петергофа. Самые ранние из них - две скромные белые скамьи с золотыми маскаронами тритонов на спинках находятся в Монплезирском саду.

Они были сооружены по рисункам Петра I и опробованные уже в 1723 году. Когда-то разгоряченные ассамблейным весельем дамы и кавалеры выходили в садик освежиться, но стоило им приблизиться к скамьям, как тонкие струи воды настигали незадачливых гостей Императора.

 


    В прошлом практически ни один регулярный парк не обходился без подобных шутих. Но такого их количества, как в Петергофе, не сохранилось нигде. Например, "Дубок" с пятью тюльпанами возле него и двумя скамейками. Гуляющий в разгар лета по парку гость, желая рассмотреть столь поздно цветущий тюльпан, наклонялся, и тут же его обдавала струя воды. В растерянности человек отступал под дерево, но "Дубок", сделанный из полых трубок, мгновенно оживал.

 

 

Ошеломленный посетитель устремлялся к спасительным скамейкам, но из них тоже поднимались фонтанные струи и накрывали беглеца. Подобные сценки можно наблюдать и сегодня. В 1735 году "Дубок" был установлен в одном из бассейнов Верхнего сада, а затем в 1802 году перенесен в Нижний парк.

 Рядом стоят еще три искусственных деревца-елочки, из веточек которых постоянно бьют серебристые струйки. Созданы они были в 1784 году.

Почти напротив "Дубка" на противоположной стороне Монплезирской аллеи стоит круглая скамейка. Столб, возвышающийся над ней, увенчан сложной крышей, напоминающей зонт. Стоит только присесть на скамью, как фонтан начинает работать. Выйти отсюда сухим невозможно. Фонтан "Зонтик", или как его называли - "Китайский зонтик", установлен в парке в 1796 году.

Фонтаны «Сноп» и «Колокола»

    Дворец Монплезир в восточной части Нижнего парка - любимое детище Петра I. Он сам выбрал для него место на берегу залива, он же распланировал примыкающий к зданию Монплезирский сад и дал точные указания, каким образом устроить фонтанную систему. Согласно подробным описаниям и наброскам царя в 1721 году проект составил архитектор Н. Микетти. Главное место в композиции отведено фонтану "Сноп". По сторонам от "Снопа" располагаются четыре фонтана-колокола. Остроумное устройство насадок фонтана приводят к тому, что вода стекает в бассейн тонкой пеленой, создающей иллюзию стеклянного колокола.

 

 

Фонтаны украшают золоченые скульптуры – копии с античных скульптур "Аполлино" и "Психея", а также работы Дж. Россо - "Фавн" и Я. Сансовино - "Вакх".

 

 

Фонтаны «Адам» и «Ева»

    По сторонам Морского канала пересекающиеся аллеи образуют своеобразные площади, от которых расходятся восемь лучей. Эти две большие "звезды" являются важными элементами изначальной планировки Нижнего парка, и поэтому именно здесь находятся старейшие фонтаны Петергофа: "Адам" - в восточной части парка, "Ева" - в западной. Скульптура "Адам" и парная к ней "Ева" – вольные копии с известных произведений А. Рицци, украшающих и поныне лестницу Дворца дожей в Венеции – были заказаны по распоряжению Петра I скульптору Д. Бонацца в 1717 году и установлены в восьмигранных бассейнах в окружении 16-ти бьющих ввысь струй.

 

 

     "Адамова фонтана" была полностью завершена была к октябрю 1722 года, а фонтан "Ева" был закончен и "опробован водою" к осени 1726 года.


       Более чем за 250 лет композиции фонтанов "Адам" и "Ева" не менялись, и сегодня они сохраняют подлинное архитектурное и скульптурное убранство петровской эпохи.

 


Уже к 1721 году площадки у фонтанов были украшены четырьмя трельяжными беседками – по две у каждого фонтана. Разрушенные в годы оккупации Петергофа, две из четырех, у фонтана "Адам", были воссозданы в 1970-х годах, две другие, у "Евы", - в 2000 году.

 

Каскад «Львиный»

В планировке Нижнего парка каждому дворцу соответствовал свой каскад. "Эрмитажный каскад", соответствующий павильону Эрмитаж, был задуман уже в 1720 году, но построили его лишь в конце XVIII столетия по проекту архитектора А. Воронихина.
В 1854-1855 годах по проекту А. Штакеншнейдера началось строительство нового каскада. Сохраненные от старого сооружения скульптуры сторожевых львов дали каскаду новое название - "Львиный".

 

 

Таким он просуществовал до 1941 года.
Во время Второй мировой войны каскад был разрушен, и только в августе 2000 года вновь взметнулись ввысь струи этого замечательного фонтанного сооружения XIX столетия.

 

 

 

Фонтаны «Менажерные»

Автором партерных фонтанов у каскада "Золотая гора" был сам Петр I. По его рисунку были отлиты специальные насадки к фонтанным трубам. В результате, огромные 15-метровые столбы фонтанов, производящие впечатление невероятной многоводности, оказывались полые внутри. Поэтому к середине XIX столетия за ними закрепилось название "Менажерные", что в переводе с французского означает "бережливый", "экономный".

 

 

Конструкция фонтанов сохранилась до настоящего времени. Во второй половине XVIII века мощные столбы воды фонтанов поднимали наверх медные пустотелые шары, которые при выключении струй падали в корзину.

Послевоенное восстановление фонтанов было сильно затруднено тем, что не сохранились чертежи выходных насадок фонтанов. Однако путем упорных экспериментов удалось добиться прежней формы струй. "Менажерные" фонтаны возрождены в 1949г.

Фонтаны «Клоши»

В 1724 году возле дворца "Марли" в западной части Нижнего парка, на аллее вдоль водоема предполагалось соорудить четыре фонтана на сюжеты басен Эзопа. Однако замысел не был осуществлен, и на подготовленные места из арок грота Большого каскада перенесли фигуры четырех "Тритонов", выполненных в 1721 году из бронзы по рисунку архитектора И.-Ф. Браунштейна. Деревянные чаши с трубочками, из которых била вода над головами "Тритонов", в конце XVIII века заменили плоскими дисками с выходом водовода в центре. Вытекающая под малым напором вода образовывает подобие колокола. "Тритоны", окруженные прозрачной пеленой, словно находятся в родной стихии подводного царства. С тех пор фонтаны стали называться "Клошами", что в переводе с французского означает "колокола".

 


Уничтоженные во время Великой Отечественной войны, "Клоши" были воссозданы в 1955г.

Каскад «Золотая гора»

Необычайно эффектный каскад "Золотая гора" расположен в западной части парка у дворца "Марли". 14-метровой каскад со статуей Нептуна на верхней стене был разработан архитектором Н. Микетти по подробнейшим указаниям Петра I.

 

 

Завершил строительство каскада архитектор М. Земцов в 1732 году, который добавил скульптуру на аттике и в бассейне, а под ступенями навесил медные золоченые листы, создававшие интересную игру света сквозь зеркало падающей воды. С этого времени каскад стал именоваться "Золотым".



В годы войны каскад сильно пострадал, однако почти вся скульптура была спасена. Послевоенная реставрация вернула каскаду его исторически сложившийся облик.

 

 

Петергоф находится на берегу Финского залива и после осмотра его многочисленных достропримечательностей всегда приятно расположится на самом берегу и полюбоваться великолепными закатами

 

 

 

 

 

 

 

 

Кое-что интересное можно посмотреть и здесь:

Псково-Печерский монастырь. Сказочное царство русского искусства. http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/1435429/ 

Псково-Печерский монастырь. Самая необычная крепость Российской Империи.  http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/1422477/ 

Великолепие русского Версаля. Дворцы и фонтаны Нижнего парка Петергофа http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/1289145/ 

    Великолепие русского Версаля. Верхний сад и Большой Дворец Петергофа http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/1268872/ 

Сказка под названием «Санторини». Прогулка по улочкам городков Санторини http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/1247282/

Фотопутешествие по парку миниатюр Мини-Миам. Зона Сиам http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/1232829/

Памятники архитектуры в парке Мини-Сиам. Зона Европы  http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/1216322/

Город Телч – моравская жемчужина ЮНЕСКО  http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/1182843/

  История, легенды и скульптуры Карлова моста (Прага) http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/1149637/

Сказка под названием «Санторини». Удивительная архитектура острова  http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/1142878/

Знаменитый индонезийский батик  http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/1136699/

Самым знаменитым часам исполнилось 600 лет  http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/1134638/

«Танцующий» дом в Праге – образец деструктивной архитектуры  http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/1132706/

Красота закатов Санторини http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/1131318/

Это интересно
+30

17.11.2014
Пожаловаться Просмотров: 19269  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 9

Для того чтобы писать комментарии, необходимо
01.12.2011

Замечательная тема - большое спасибо!

По Петергофу можно гулять бесконечно и бесконечно. Статуи, фонтаны, колонны, водопады, каскады,бесконечные струи - это завораживает и притягивает к себе.

Есть такое мнение, что человек может только использовать окружающий мир. Но на самом деле, сколько восхитительных творений вышло из рук человека! И фонтаны Петергофа - наглядный пример  удивительной гармонии между человеческой фантазией и природой.

Красиво сказано. И добавить то нечего

merci! charmant!

Спасибо вам

Спасибо Вам! Вы тоже создали великолепное произведение!
17.02.2012

!Wink

26.03.2014

О красоте Петергофа трудно спорить и вообще что-то говорить! Её надо видеть! Спасибо за возвращение в эту красоту! Очень давно там была. И за ссылки спасибо! Есть места, где ещё НЕ была! Посмотрю, сидя у компа, помечтаю!

Огромное удовольствие доставляет прогулка по Петергофу, когда видишь своими глазами всю эту красоту и величие. Спасибо.!

Спасибо за замечательный пост! Как давно не была в Петергофе! Какое чудо это творение рук человеческих!