«Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке… нет! У неё есть своя душа, своя жизнь…»
– М.Ю. Лермонтов, «Панорама Москвы»
Эта жизнь с ее уютными двориками, золотом куполов, бурлящей торговлей, трактирами, стройками, усадьбами, бульварами и улочками (кто-нибудь, остановите меня) и стала центральным образом выставки в Третьяковской галерее. Сколько художников ставили на ее мостовых свои мольберты? И как выглядели эти самые мостовые в их времена? Достаточно взглянуть на картину Поленова «Московский дворик», чтобы понять: совсем иначе. А ведь даже и не Садовое кольцо, а переулок Арбата!
Поленов, Московский дворик
Это небольшой тизер, а теперь поговорим обо всем по порядку и не спеша: от иконописи к современному искусству.
Сначала я подумала, что ошиблась залом, издалека завидев на стенах иконы. И откуда там взяться образам столицы? Оказывается, есть откуда. Миниатюрные изображения Кремля и церквей в нижней части древнерусских картин сразу давали понять, что перед нами – первопрестольная.
Похвала иконе Богоматерь Владимирская
Так архитектурный пейзаж впервые занял свою нишу в русской живописи. С тех о городской архитектуре больше не забывали, и Москва начала появляться на первых ведутах. В XVIII веке она смотрит на нас с картин Алексеева из окон церквей и из запряженных повозок, а мы – на нее. Щепетильно изображенную во всех деталях, нарядную, златоглавую, похожую на старинную почтовую открытку.
Алексеев, Соборная площадь в Московском Кремле
Годы идут, а небо над столицей становится только голубее – как на картинах «Московский дворик» Поленова (см. выше) и «Голубятник» Перова. Столица, кажется, всё так же набожна, как век назад: что ни картина – то непременно церковь с золотящимися или заснеженными колоколами.
Перов, Голубятник
Гриценко, Вид на Москву с Колокольни Ивана Великого
И губа у Москвы не дура, она никогда не прочь полакомиться кренделем или ароматной пышкой. Картина Машкова дразнит аппетит, и вот истинный москвич (по крайней мере, в душé) сам не замечает, как уже идет на кухню за баранкой… Весь раздел выставки – ожившая иллюстрация к Гоголю:
«Москва ночью вся спит, и на другой день, перекрестившись и поклонившись на все четыре стороны, выезжает с калачами на рынок».
– Н.В. Гоголь, «Петербургские записки 1836 года»
Машков, Снедь московская: хлебы
…Но проходит пара-тройка десятилетий, и всё меняется до неузнаваемости. В триптихе Вуколова «Москва» место Иисуса занимают строители – создателинового мира 80-х годов прошлого века. Они точно так же парят над Кремлем, как Богоматерь в первом зале выставки. Совпадение? Сильно сомневаюсь.
Вуколов, Москва
Неумолимо приближается эпоха постмодернизма, художники всё чаще поднимают со дна истории искусств какое-нибудь сокровище, рассматривают под микроскопом и пускают в свободное плавание. Например, московские улочки Николаева (40-е годы) как две капли воды похожи на итальянские сюрреалистические архитектурные пейзажи Джорджо де Кирико. Гуревич тем временем заигрывает с французскими импрессионистами. Лентулов и Экстер разбивают город на осколки и собирает как кубистическую мозаику, в которой часть элементов утеряна, а часть перепутана. И весь этот винегрет подается под традиционным московским соусом – пальчики оближешь!
Лентулов, Василий Блаженный
Успейте посмотреть на любимый город сквозь века, до окончания экспозиции осталось всего три дня.
Источник: https://paintingrussia.wordpress.com
Это интересно
+10
|
|||
Последние откомментированные темы: