Блестяще одаренный, амбициозный, самоуверенный Ян Ливенс был одним из наиболее значительных художников своего времени.
Ян Ливенс родился где в 1607 году в Лейдене. Город был известен не только как центр текстильного производства, но и первым в стране университетом.
В 12 лет Ян уехал учиться, теперь уже в Утрехт, известный центр голландской "итальянской" живописной традиции.
Его работы высоко ценились, несмотря на юный возраст,он был восходящей звездой, вундеркиндом, поражающим современников своей одаренностью.
Автопортрет,ок.1629-1630 В отличие от Рембрандта Ян Ливенс был еще и красив.
В его таланте были уверены не только меценаты, но и он сам – это видно по выбору сюжетов.
Он с одинаковым энтузиазмом писал портреты, исторические сцены, пейзажи, бытовые сцены и, как апофеоз – большие аллегории и картины на библейские сюжеты.
С 1624 года 17-летний художник начинает независимую карьеру.
В этом же году в Лейден после обучения в Амстердаме возвращается Рембрандт.
Пир Эсфири, 1625 г. Художнику было всего 18 лет, поэтому здесь сильное влияние Питера Ластмана, как и ранних работах Рембрандта.
Он устраивает мастерскую на чердаке в доме своего отца-мельника, и приглашает Ливенса туда работать.
Ливенс, имевший в активе 6 лет обучения живописи, был далеко впереди, а потому уверен в себе.
Он привнес в мастерскую сочетание харлемской и антверпенской виртуозности.
Ян свободен, общителен, склонен к авантюрам.
Мальчик в мастерской художника,ок.1630
Рембрандт замкнут, он боится потерять идеал величия, который взлелеял.
Ян нарушает правила искусства своими многофигурными композициями, но он использует то, чем владеет, а не тратит время, как Рембрандт, на то, что ему не дается.
Ян ведет себя как вундеркинд, желающий возвыситься до уровня старших.
Пилат, умывающий руки.Очевидно,1620-е
Художники часто позируют друг для друга, пишут картины на одни и те же сюжеты.
Их дружба сыграла очень своеобразную роль для Ливенса.
Они работали в схожей манере, часто повторяя сюжеты, или писали картины вместе.
Самсон и Далила,ок.1630-1635
Позднее все эти работы были приписаны одному Рембрандту. Более того, сам Ливенс был определен в ученики Рембрандта на том простом основании, что был младше его на год.
Но к тому времени, когда Рембрандт начал свое обучение, Ливенс был уже вполне сложившимся и весьма известным художником, так что вопрос о влиянии Рембрандта на творчество Ливенса представляется как минимум спорным.
Значительно уступая Рембрандту в отношении богатства фантазии, силы и блеска красок, Ливенс был ровнее в исполнении, больше, чем Рембрандт обращал внимание на выработку форм.
Натюрморт с книгами ок.1630
Ливенс был холоднее Рембрандта в светотени, впадающей у него в зеленовато-серый тон.
Особенно искусным мастером он был в портретах, особенно в этюдах голов стариков.
Иов
Константин Хайгенс – секретарь принца Оранского, поэт, писатель и интеллектуал - был одним из наиболее известных знатоков и ценителей живописи. После посещения студии Ливенса в 1628 году он писал, что Ливенс чудесным образом передает выражение человеческого лица.
Молодой человек в берете,1629
Хайгенс останется покровителем Ливенса все его жизнь.
Константин Хайгенс, который покровительствовал не только Ливенсу, но и Рембрандту, даже заказывал им картины на одну и ту же тему, сознательно вызывая художников на творческое состязание.
Девушка и старая служанка,1629.
Оба художника почти одновременно написали «Распятие», «Воскрешение Лазаря», «Самсон и Далила».
Они оба любили писать портреты стариков, на лицах которых время и жизненный опыт оставили свои отпечатки, или портреты людей в экзотических нарядах.
Девушка в профиль
В то время очень модным был турецкий костюм – связи между Европой и Азией только налаживались, и основная торговля велась через Турцию.
Султан Сулейман,1625.очень напоминает Славянина Рембрандта.
Ливенс и Ребрандт написали несколько мужских портретов в подобных костюмах, настолько похожих друг на друга, что эти картины позже опять таки приписали кисти Рембрандта, как наиболее известного в настоящее время художника.
Рембрандт очень высоко ценил талант Ливенса, одну из его картин даже повесив у себя дома над камином, неоднократно копировал его произведения.
St. Anthony /Святой Антоний
Оба они работали как графики, Ливенс вообще пробовал себя, и весьма успешно, во всех видах изобразительного искусства. Его портреты, в отличие от работ Рембрандта, более светлые, на лицах изображенных им людей скорее печать мудрости, чем страданий, как у Рембрандта
The Second Oriental Head
Молодая девушка с длинными волосами
Bearded Man Facing Left/Бюст бородатого старика ок.1630
Бородатый человек в тюрбане
Бюст мужчины
Jean Boot (Jan Both) Ян Бот
Пути художников разошлись в 1631 году, когда Рембрандт уехал из Лейдена в Амстердам, а Ливенс – в Лондон.
В 1640 году в Антверпене Ливенс женился на девушке католического вероисповедания.
Обилие заказов позволяло не только жить безбедно, но и помогать другим, талантивым но менее успешным художникам.
В 1644 году финансовые трудности заставили Ливенса вернуться в Нидерланды.
Он поселился в Амстердаме и быстро завоевал там популярность как одаренный живописец.
Большинство работ этого периода – лучшие за всю его карьеру.
Портрет Рембрандта, 1629
Несмотря на обилие хорошо оплачиваемых заказов, финансовое положение художника пошатнулось, с 1666 года оплата заказов уже не покрывала расходов.
Постепенно разоряясь, Ливенс умер 4 июня 1674 года практически нищим, оставив детям настолько многочисленные доги, что они отказались от наследства.
Десятилетия спустя известность его постепенно тускнеет в тени его друга и коллеги Рембрандта.
Мать Рембрандта в профиль,ок.1630
За более чем 60 лет своей карьеры Ливенс работал для королевских дворов Англии и Голландии, получал заказы от муниципалитетов. Его картины, гравюры и рисунки собирали меценаты и копировали другие живописцы.
Портрет старика, ок.1625-1626
Десятилетия спустя после его смерти творчество художника ценилось очень высоко.
Апостол Павел, ок. 1627-1629
Но в последующие века имя Ливенса поблекло.
Большинство его работ, выполненное для публичных зданий до сих пор находятся там, редко выставляются, а слабое освещение и недостаток информации не позволяют оценить их по достоинству.
Голова старика, 1630-е
За 4 столетия многие картины были утрачены или приписаны другим художникам (особенно много – Рембрандту).
Портрет Карла Людвига Пфальцского с наставником, 1631
Голова старика
Портрет юноши, 1628
Святой Павел, пишущий послание фессалоникийцам, 1629
Голова старика
Скрипач, ок. 1625. Моделью, вероятно, послужил юный Рембрандт
Портрет девушки,ок. 1630-1635
Роберт Карр,1-й граф Анкрам, до 1654
Читающая старая женщина 1626
Конный портрет Дирка Декера Амстердамского.1671
Источник текста http://unknownpainters.narod.ru/lievens.html
Это интересно
+29
|
|||
Последние откомментированные темы: