Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
56177 участников
Администратор Елена
Модератор ViktoR

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20240420035038

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Секционная Стихокамера Выпуск 1.

 

Скажи, дорогой читатель, в праве мы критиковать, вписанные в гранит истории строчки классиков поэзии? Я подозреваю, что некоторые скажут: ” Нет! Это же классик! Попробуйте сами написать подобное!”. Другие, которых в силу традиционности отношения к данному вопросу будет, наверное, намного меньше, скажут: “Классики тоже ошибались! Почему бы не разобрать  не совсем удачное по форме и содержанию стихотворение классика?!”.

 Каждый поэт, каким бы великим он ни был, имеет в своем активе великие, хорошие, средние и дежурные стихи, которые написаны скорее всего в отсутствие вдохновения.  У настоящего поэта всегда есть необходимость писать. Часто черновики, к которым автор не вернулся по разным причинам и не отредактировал,  стихи, написанные на заказ, под общественным и политическим давлением, просто неудачные,  после смерти классика стали по инерции считаться  гениальными. Новая рубрика “Секционная стихокамера” позволит взглянуть на некоторые произведения известных поэтов с реалистической точки зрения практикующего хирурга, без  послесмертной косметики  литературных танатокосметологов.

Сергей Михалков

 

“Секционная стихокамера” представляет стихотворение Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской , трёх Сталинских премий второй степени  и Государственной премии СССР , академика Российской Академии образования, кавалера ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Депутата Верховного Совета СССР  8—11 созывов (1970—1989). Члена КПСС с 1950 года Сергея Владимировича Михалкова  (1913 – 2009) “Песня о Павлике Морозове”

 

Песня о Павлике Морозове
Сергей  Михалков

Залегла тайга в тумане сером
От большого тракта в стороне.
Для ребят хорошим был примером
На деревне Паша-пионер.

Был с врагом в борьбе Морозов Павел
И других бороться с ним учил.
Перед всей деревней выступая,
Своего отца разоблачил!

За селом цвели густые травы,
Колосился хлеб в полях жнивья.
За отца жестокою расправой
Угрожала Павлику родня.

И однажды в тихий вечер летний,
В тихий час, когда не дрогнет лист,
Из тайги с братишкой малолетним
Не вернулся Паша-коммунист.

Собирала ночь седые тучи,
Расходился ливнем дождь прямой.
Пионер, один из самых лучших,
Не вернулся в эту ночь домой…

Поднимал рассвет зарницы знамя.
От большого тракта в стороне
Был убит Морозов кулаками,
Был в тайге зарезан пионер.

И к убийцам ненависть утроив,
Потеряв бойца в своих рядах,
Про дела погибшего героем
Не забыть ребятам никогда!

____________________________________

Остап Лаврентьевич Прутков -Крастовоздвиженский,

бродячий поэт и критик . Бывший трамвайный кондуктор. Член ВЛКСМ с  1974 года. Финалист фестиваля скоростного художественного чтения “Быстрая муза” в Торжке. Честный, добрый и суровый романтик. Без определенного места жительства:

Никогда не встречал это произведение.

Наверное, это и к лучшему, хотя и в детстве у меня было ощущение, что с правдивым освещением того или иного события отечественной, да и мировой, истории у нас не всё честно. Поэтому изучение истории для меня шло тяжело – не хватало больших кусков, информированность учителей оставляла желать большего, а их интерес к своему предмету далеко не всегда соответствовал статусу.

Вот и приходилось компенсировать пробелы в официальном образовании отрывочными знаниями, добытыми от уважаемых мной авторитетных взрослых – так и сформировался во мне пытливый ум, не доверяющий печатному слову и делящий любую жареную новость на восемь.

Павлик Морозов, чьим именем было названо немалое количество пионерских отрядов и дружин, всегда был фигурой неоднозначной. С одной стороны, конечно, «всем ребятам пример», разоблачитель врага советской власти; с другой – отца родного предал. Большой вопрос: каков был его отец, но информация по этому вопросу всегда умещалась в короткий термин «кулак».

Сегодня можно найти достаточно беспристрастное описание жития пионера-героя, которое мне кажется вполне бытовым. Суть его в том, что Павлик на суде, где разбиралось дело его отца, подтвердил показания своей матери. Кстати, судили Морозова старшего за то, что в сговоре с несколькими председателями сельсоветов стряпал липовые справки для переселенцев, таких же кулаков, каким был сам; его моральный облик вполне характерен для подобных людей – пил, избивал жену и детей, потом бросил жену с детьми которых уже было четверо; им приходилось достаточно тяжко, а тут суд – понятное дело, показания на него придумывать не пришлось.

В скорости, дед и два других его сына зверски убили Павлика и его младшего братика.

Криминальная история. Таких историй было немало и до этого, и после. Сейчас тоже отМорозки встречаются (извините за каламбур).

Тут я и предлагаю перейти к самому вкусному.

Советский партийный трибун, главный гимнописец прошлого и нынешнего, Сергей Михалков не смог остаться в стороне от основной линии и написал данное стихотворение.

Теперь я абстрагируюсь от описываемых событий и постараюсь быть максимально объективным (если это, вообще, возможно) к конкретному стихотворению.

_________________________________________

Залегла тайга в тумане сером

От большого тракта в стороне.

Для ребят хорошим был примером

На деревне Паша-пионер.

Был с врагом в борьбе Морозов Павел

И других бороться с ним учил.

Перед всей деревней выступая,

Своего отца разоблачил!

Первые два четверостишия повод для отдельной дискуссии, но с точки зрения стихосложения обращают на себя два момента – статичная пафосность, как будто стихи написаны о памятнике, а не о живом человеке, и стилизация под некую народность в строке «На деревне Паша-пионер». Речевой оборот «Был с врагом в борьбе» далеко не самый удачный по стилистике.

—————–

За селом цвели густые травы,

Колосился хлеб в полях жнивья.

За отца жестокою расправой

Угрожала Павлику родня.

Начиная с третьего катрена появляются откровенные ляпы и ошибки в семантике.

Строка «Колосился хлеб в полях жнивья» явно не рассчитана на читателя хоть что-то понимающего в земледелии. Жнивьё – это поле после жатвы, на нём ни чего колоситься не может. Фраза «в полях жнивья» в буквальном смысле означает «в полях сжатых полей».

В следующей строке существительное «расправой» напрямую связано со своим определением «жестокою»; и всё было бы нормально, если бы не было нарушено одно из незыблемых правил русского языка – они должны находиться в одной форме. То есть имеет право на существование одна из словоформ: либо «жестокою расправою», либо «жестокой расправой».

——————

И однажды в тихий вечер летний,

В тихий час, когда не дрогнет лист,

Из тайги с братишкой малолетним

Не вернулся Паша-коммунист.

Не самая грубая ошибка, но наличие соединительного союза «И» подразумевает, чаще всего соединение отдельных членов предложения. Здесь и вначале последнего четверостишия эта «И», скорее является ритмической затычкой, как, впрочем, и в случае с удлиняющим окончанием в слове «жестокою».

Обращает на себя внимание, что пионер вдруг превращается в коммуниста, а следующей строфе обратно в пионера. Напомню, что путь от октябрёнка через членство в пионерской организации, а затем и в комсомольской, не обязательно оканчивался членством в коммунистической партии. Тем более членом Партии мог стать только человек, достигший 18-летнего возраста, а Павел Трофимович Морозов был убит в сентябре 1932 года в возрасте 14 лет.

Так что, по-видимому, Сергей Владимирович над этим произведением не особенно утруждался.

——————–

Собирала ночь седые тучи,

Расходился ливнем дождь прямой.

Пионер, один из самых лучших,

Не вернулся в эту ночь домой…

Инверсии разной степени удобоваримости встречаются здесь неоднократно, но словоформа «дождь прямой» обращает на себя внимание ещё и тем, что она практически не употребима. Видимо она появилась по двум причинам, первой из которых была довольно неплохая рифма «прямой-домой», вторая сомнительнее – если есть косой дождь, значит должен существовать и прямой; и здесь промашка – такой дождь, обычно, называют ливневым, отвесным, но «прямым»… сути не противоречит, но не является устойчивым словосочетанием.

Вторая часть катрена меня раздражает элементом цинизма и кощунства – можно предположить, что если бы не вернулся не «один из самых лучших», то было бы не так жалко…

Тут у меня появляются две упрямые мысли, мешающие друг другу:

– а ведь так и было бы, и было не однажды с теми, кого не удосужились героизировать – убили, ну и ладно;

и вторая мысль – а был ли Павлик уже на тот момент самым лучшим, или его потом сделали таким, ведь стоит только вдуматься, вариантов его поведения и речи на суде насчитывается более десятка.

Понятно, что Михалков не имел права сомневаться в том, что он лучший, иначе это не было бы песней о пионере-герое.

——————

Поднимал рассвет зарницы знамя.

От большого тракта в стороне

Был убит Морозов кулаками,

Был в тайге зарезан пионер.

Строка «Поднимал рассвет зарницы знамя» самая крутая инверсия в этом произведении. Хорошо ещё не дошло до прямой двусмысленности, но она здесь есть в слове «зарницы». Дело в том, что зарницы – это всполохи далёкой грозы в ночном небе, когда не слышно грома. Ничего общего слово зарница» не имеет с рассветной зарёй, которая здесь описывается в контексте.

Во второй части строфы есть двусмысленность, появившаяся из-за переносного употребления слова «кулак» (зажиточный крестьянин, использующий труд батраков в своём хозяйстве), отсюда появляется диссонанс – так всё же не понятно, «убит… кулаками» или «зарезан»?

——————-

И к убийцам ненависть утроив,

Потеряв бойца в своих рядах,

Про дела погибшего героем

Не забыть ребятам никогда!

Последний катрен – развёрнутая инверсия. Начинается всё с неправедного соединительного союза, а потом приходится несколько раз перечитывать всё, чтобы понять строку «Про дела погибшего героем»; чтобы понять – он героем не только БЫЛ, но и ГЕРОЕМ погиб, правда, какие ДЕЛА при этом имеются в виду, не вполне понятно. Павлик Морозов успел сделать только одно дело – дал на суде показания на своего отца, который был обычным подлецом. Тот факт, что он был из кулацкой семьи, был далеко не основным и не существенным на тот момент.

В общем, стихотворение сегодня производит впечатление написанного, что называется, левой ногой. Скорее всего, так и было, хотя поэзия Сергея Михалкова выдающейся техникой и филигранностью не отличалась и позже.

Уважаемые читатели, авторы, приглашаем Вас принять участие в обсуждении, присылайте для разбора любые стихи. Пишите критику сами. Размещайте на блоге свои произведения.

Это интересно
+6

18.04.2018
Пожаловаться Просмотров: 1095  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены