Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Золя и импрессионисты

Как выглядит бартер в среде художников? Нестеров пишет портрет Васнецова, а Васнецов – Нестерова. Репин – Поленова, а Поленов – Репина. Справедливо, удобно и бесплатно. Ну а художник, который завел себе друзей других профессий, находится в менее выгодном положении. Хотя с писателями и скульпторами дело тоже выгорит, и дружба Золя с художниками-импрессионистами – тому подтверждение.

 

Золя и Мане

Они начали общаться в парижском богемном кафе Гербуа на Манмартре – в гнездовье искусства, где вылуплялись новые таланты.

В первую очередь их объединяют несколько портретов (самый известный из них Вы видите на обложке статьи) и «Творчество». И появление кавычек и заглавной буквы здесь не случайно. «Творчество» – это роман. Роман Эмиля Золя о неком художнике, который: А) был на ножах с Академией, B) находил утешение в Салоне отверженных, C) писал неожиданно голых людей в парке и D) вызывал приступы тошноты у публики. Чем не Мане? Если этого еще недостаточно для установления личности, следующая цитата расставит на свои места:

«– Смотрите-ка, даме чересчур жарко, а господин боится простудиться, вот и напялил бархатную куртку!

– Да нет, она уже посинела, господин вытащил ее из болота и, заткнув нос, отдыхает в сторонке.

– Не очень-то вежливый кавалер! Мог бы повернуться к нам лицом! <…>

Какой-то человечек педантично искал в каталоге название картины, чтобы объяснить ее барышне, которую он сопровождал; он прочитал вслух: «Пленэр». Туг поднялся невообразимый шум, выкрики, улюлюканье. Слово подхватили, повторяли, комментировали: пленэр – на свежем воздухе, пузом в воздух, все в воздух, тра-та-та в воздух!»

А вот и живописный прообраз:

Мане. Завтрак на траве Мане. Завтрак на траве

С другой стороны, все названные пункты (кроме C) подходят под описание любого французского импрессиониста. Кажется, взять бы наугад любого, назвать Клодом Лантье (имя главного героя романа) – и откликнется.

Всех, кто не читал, отсылаю к первоисточнику. Для художника это лучшее чтение после утомительного трудового дня за мольбертом, хотя иногда немного удручающее. 

 

Золя и Сезанн

Сезанн, Портрет Эмиля Золя Сезанн, Портрет Эмиля Золя

Многие искусствоведы всё же считают именно Мане прототипом персонажа, и доказательства такой позиции на лицо. Однако некоторые видели в образе загадочного художника другого приятеля Золя, Поля Сезанна. К несчастью для обоих, такого мнения был и Сезанн. «Я хочу поразить Париж с помощью яблока!» – говорит однажды художник. «Одна-единственная свежо написанная морковь произведет переворот в живописи» – вторит ему литературный двойник. Это и многие другие совпадения не на шутку встревожили Сезанна, который долгие годы считал Золя своим лучшим другом.

Прочитав «Творчество», он в пух и прах рассорился с писателем, написав ему прощальное письмо в 1886 году. Вспыльчивость Сезанна легко можно понять, ведь «его» персонаж был представлен не в самом выгодном свете. Клод Лантье – художник-неудачник, который морально изводит свою жену Кристину, терпит провал за провалом на творческом фронте и в итоге, законсервированный в собственном творчестве и эгоизме, выпадает из реальной жизни и в конце концов сам отказывается от нее. Тут любой бы обиделся. Мораль-спойлер: не убивайте своих друзей даже на страницах романа.

 

Золя и другие импрессионисты

Многие художники-импрессионисты были до предела недовольны поворотом судьбы главного героя, поэтому роман означал для писателя камень в огород завсегдатаев кафе Гербуа (в романе – кафе Бодекен) и разрыв с Салоном отверженных. Возможно, имя персонажа появилось тоже не случайно, а было позаимствовано у другого импрессиониста Клода Моне. После выхода романа он писал Золя:

«Я очень долго сражался и боюсь, что в момент успеха критики могут использовать Вашу книгу, чтобы нанести нам решительный удар».

При жизни импрессионисты и без того не видели ничего, кроме ударов, но боялись финального, нокаутирующего.

На мой взгляд искусствоведа-любителя и филолога-профессионала, образ главного героя «Творчества» совмещает в себе черты обоих художников с примесью чего-то «общеимпрессионистского». Но процент «манешного» преобладает благодаря именно живописной составляющей.

Такой монетой отплатил Золя своим приятелям, которые не раз «по дружбе» писали его портреты. Но победителей и гениев не судят.

 

ИСТОЧНИК: https://paintingrussia.com/2018/02/01/zolya_manet/

Это интересно
+8

14.05.2018
Пожаловаться Просмотров: 2689  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены