Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

55 ЛЕТ ЖИЗНИ. ТЫСЯЧИ ИСПИСАННЫХ МЕЛКИМ ПОЧЕРКОМ ЛИСТОВ 10 ТОМОВ О ТОМ, КАК СТРАНА “ДОКАТИЛАСЬ” ДО РЕВОЛЮЦИ

Источник https://solzhenitsyn.tass.ru

Многие из нас читали в школе "Один день Ивана Денисовича" или "Матренин двор". Кто-то посмотрел телевизионную экранизацию "В круге первом". Некоторые, может быть, даже дочитали "Архипелаг ГУЛАГ". Но что до "Красного колеса", то большин-ство либо не осилило весь роман, либо даже не пыталось это сделать.

Между тем именно эту эпопею Солженицын считал главной книгой своей жизни. "Красное колесо" он задумал в 1936-м, будучи 18-летним студентом, а завершил в 1991 году, с заботой о читателе сократив эпопею в два раза — с изначально задуманных 20 до 10 томов. А за несколько лет до смерти писатель предпринял еще одну редакцию романа. "Красному колесу" Солженицын во многом подчинил свои жизнь и быт: в эмиграции он специально поселился в американском штате Вермонт — вдали от постоянных гостей и внимания прессы, чтобы больше времени уделять роману.

И даже прослыл из-за этого "вермонтским затворником".

При этом Солженицын и сам признавал, что "Красное колесо" — книга непростая.

"Я понимаю, что времени на чтение, на вдумчивое чтение, спокойное, сейчас у людей нет.

Но я писал — для самой широкой публики, поэтому наступит время, когда будут читать. Каждый, кто захочет прочесть, как мы влезли в это пекло, не сможет этого миновать. Может быть, да, многие читатели <…> придут уже после моей смерти, это я понимаю".

 

Год назад в Театре наций группа молодых режиссеров взялась за амбициозную задачу — поставить театральный роман по "Красному колесу", обратив внимание зрителей на главное произведение Солжени-цына. Идея этой лаборатории принадлежала худруку Театра наций Евгению Миронову и его заместителю Роману Должанскому.

Вдова писателя Наталия Дмитриевна с пониманием отнеслась к задумке постановщиков и предоставила им сокращенную до двух томов версию романа. И в декабре 2018-го, к 100-летию со дня рождения Александра Солженицына, зрители смогут увидеть современное прочтение главного труда его жизни.

 "Я не писатель — я проводник" — он сам себя так воспринимал. Он понимал, что у него есть задание сверху и он должен его осуществить, — говорит Евгений Миронов, лично несколько раз общавшийся с писателем. — Я давно хотел сделать что-то по Солженицыну.

А в 2017 году возникла идея взять "Красное колесо", потому что о нем меньше всего вспоминают. Роман как нельзя лучше подходит для того, чтобы подумать, что произошло, что изменилось за это время и куда мы идем. Это касается всех нас".     

 

ОЧЕЛОВЕЧЕНИЕ ОТ ПРЕСТОЛА

И отрицал обвинения, что в "Красном колесе" он принизил образ Николая II. "Фигуру царя я дал объемно — во всех его

и слабостях, и мыслях. Хотя я известный, как говорят, "друг царей Солженицын", я дал картину весьма объективную", — отвечал он на вопросы журналиста. А в другой беседе на реплику о том, что он сурово отнесся к последнему российскому императору, Солженицын ответил:

Создавая эпопею о Февральской революции, Солженицын не пренебрегал чувствами и судьбами отдельных персонажей.

"Я хотел просто напомнить, что личные чувства сотрясают людей никак не меньше, чем исторические события, хотя в конечном счете исторические события все это смывают, как мощной волной", — говорил писатель в 1984 году.

"Одно могу уверенно сказать, что я не сочиняю его портрет, а очищаю от всевозможных искажений.

<…> Я был вынужден проследить почти всю его жизнь, я сделал это исключительно бережно, ни одного резкого штриха, ни одного от меня резкого упрека, нельзя сравнить этот портрет с тем, как его изображала вся радикальная общественность России, которая поносила его последними словами. Я от этого всего его очистил, дал таким, каким он был, дал течение его жизни. Он был человек высоких духовных качеств, исключительно чистый человек. И был последовательный христианин.

Но — да, он не мог держать штурвал России в такие бурные времена, когда швыряет корабль".

 "2 марта 1917 года на станции Дно в императорском поезде Николай II принял решение отречься от престола" — мало кто пытался увидеть за этой фразой из учебника истории, как такое решение принималось с обычной человеческой точки зрения. Именно это вслед за Солженицыным пытается показать театральный режиссер Артем Терехин. События тех дней он объединил с горьковским высказыванием о дне жизни в названии спектакля — "На "Дне".

 "Я себя раньше ловил на такой мысли: все, что было до 1941 года, — для меня что-то нереальное.

Нет подключения к тем людям, просто не воспринимаешь их как живую плоть, — говорит Терехин. — Моя главная задача была — посмотреть на историю не в государ-ственном масштабе, а разобраться в людях, понять, как это было тяжело в принципе и непросто. Чтобы современный человек смог соотнести себя с человеком, живущим сто лет назад. Ведь у нас тоже так бывает, когда сваливается то, что мы просто в силу психологических и физических возможностей не можем вывезти".

На небольшой сцене Нового пространства Театра наци

перед нами предстает не тот канонизированный император утраченной Российской империи, к образу которого мы привыкли, а сомневающийся, нерешительный человек в момент своей слабости.

И хотя такой облик для императора приятным не назовешь, режиссер не считает, что показал его с негативной стороны. "Для меня образ Николая II достаточно масштабен, потому что у него огромный личный бэкграунд, — говорит Артем Терехин. — Его может отчитывать мама, он может чего-то не знать, бояться. Но это не отменяет масштаба человека".

             

 

КРАСНЫЙ ЖЕРНОВ

"Революция — огромнейшее космическое Колесо, подобное галактике, закрученной спиралью галактике, — объяснял Солженицын смысл названия своей эпопеи в одном из интервью. — Огромное Колесо, которое начинает разворачиваться, — и все люди, включая тех, которые начинали его крутить, становятся песчинками. Они там и гибнут во множестве".

Весь процесс создания "Красного колеса" Александр Солженицын фиксировал в "Дневнике романа о Революции Семнадцатого года" (так называемый "Дневник Р-17"), который вел больше 30 лет, с 1960-го по 1991-й. Как расска-зала ТАСС вдова писателя Наталия Солженицына, планируется, что дневник будет впервые опубликован в 2020 году в 30-томном собрании сочинений писателя.

В дневнике автор "Красного колеса" признается, что одной из самых сложных своих задач считал изображение народных масс. Чтобы справиться с масштабным описанием российской революции и ее последствий, за которое до него не брался ни один писатель, Солженицын избрал "метод узлов". Он описывал лишь небольшие отрезки времени, в которые происхо-дили самые яркие и важные события.

Перенести события узла "Март Семнадцатого" на сцену Театра наций доверили начинающему режиссеру Егору Матвееву, который и поставил спектакль "Ячейка".

Постановщик отметил, что, учитывая бешеный темп современной жизни, не ставил перед собой задачу, чтобы зрители его спектакля прочитали "Красное колесо". Он хотел напомнить о необходимости думать, осознавать и не принимать готовых ответов. 

"У нас есть некие паттерны: "это хорошо", "это плохо", которые мы не изучаем, принимая на веру, — говорит он. — На веру и события революции нельзя воспринимать. Как в книжках советских времен и учебниках — одни "хорошие", другие "плохие". А смотришь другим взглядом, и всех сразу жалко, и думаешь: зря люди перебили друг друга".

Режиссер уверен: его интерпретация не противоречит тому главному, что Солженицын выразил в своем многотомном труде: революция — это кровь и насилие, которое с какого-то момента уже нельзя остановить.

Это то, что катится вперед по непонятным законам и стечению ряда обстоятельств.

И это действительно очень похоже на то, как сам Солженицын после полувека изучения материалов о революции отвечал на вопрос о том, было ли что-то, что могло предотвратить крушение огромной империи:

"Эта революция могла произойти, а могла не произойти. И в ходе дальнейших событий, прежде всего в марте 1917-го, мы видим, что все шатается, но тогдашняя власть могла бы и удержать. Исторический момент, маленький довесок на одну сторону решил дело".

     

   

     

 

АНТИ-ЛЕНИН

К личности Ленина Александр Солженицын проявлял особый интерес. Несмотря на то, что он

не разделял его взглядов, в "Красном колесе" он даже наделил этого персонажа некоторыми чертами, которые замечал за собой. На это обращали внимание литературоведы, и это признавал сам Солженицын.

А в дневниках священника Александра Шмемана зафиксированы такие слова писателя:

"У нас с Лениным много общего, только принципы разные. В минуты гордыни я ощущаю себя действительно анти-Лениным.

Вот взорву его дело, чтобы камня на камне не осталось… Но для этого нужно и быть таким, каким он был: струна, стрела…

Разве не символично: он из Цюриха — в Москву, я из Москвы — в Цюрих…"

Солженицын с семьей вынужден был покинуть СССР в 1974 году. В Цюрихе он получил доступ к архивам и существенно расширил "ленинские" главы "Красного колеса".

Изучив огромное количество документов, отсидевший восемь лет в лагере автор "Архипелага ГУЛАГ" пришел к выводу, что выстроить эту античеловеческую систему мог лишь человек, полностью лишенный сочувствия, и этим человеком, по Солженицыну, был именно Ленин.

"Ленин еще в дореволюционный период мог, например, бросать такие фразы в Швейцарии: "Конечно, мы сразу же повесим 800 помещиков".

Как только революция началась, он дает телеграммы, до сих пор скрытые, даже в собраниях сочинений, сегодня их открывают. В первые месяцы революции: "Расстрелять. Расстрелять". Расстрелять как можно больше, ни с чем не считаться. Я утверждаю, что этических представлений у него не было вообще. У него была только убежденность, что, взяв власть, он может сделать что хочет. Он может строить так, как хочет.

Создатель ГУЛАГа — совсем не Сталин. Создатель ГУЛАГа — Ленин, и во многом Маркс".

"Впрочем, в спектакле "Вагон системы Полонсо" 30-летнего режиссера Талгата Баталова Ленин предстает в беспощадно ироничном образе. "Это все-таки взгляд не серьезного режиссера на историческую личность, а мысль-эмоция, которая промелькнула у режиссера после прочтения, — говорит Евгений Миронов, играющий Ленина в спектакле. — Это видениес позиции молодого человека. Достаточно легкомысленное.

Это "как бы Ленин".

Действие разворачивается в вагоне поезда, в котором Владимир Ленин едет вместе с Надеждой Крупской

и тещей Елизаветой Васильевной. Вот только вместо Цюриха прибывает он в современную Россию.

            

СТАНЦИЯ "СОВРЕМЕННАЯ"

Чем больше времени проходит с того момента, когда Александр Солженицын поставил точку, завершив "Красное колесо",

тем очевиднее становится, что эта книга не просто документальное исследование революции, но и предупреждение об опасности неусвоенных уроков и неосознанных ошибок.

"Я многие годы страдал: ну за что такая несчастная судьба у России! Ну почему Россия попала в руки бандитов, которые делают с ней что хотят? <…> Существует такой афоризм: "Тот, кто забывает свою историю, обречен ее повторить". Если мы не будем знать своей истории, мы снова понесем все те жертвы, те же ошибки, те же несуразности, снова и снова".

Именно в этом причина, из-за которой Солженицын посвятил 55 лет своей жизни осмыслению Февральской революции. По его мнению, не Октябрьский переворот, а именно забытая на фоне него Февральская революция была самым крупным событием, которое "перевернуло судьбу России, да и судьбы всего мира". 

"Вот именно потому, что я невылазно, много лет занимался Февралем 1917 года, я с ужасом предвидел, что ведь это может повториться, — признавался писатель в интервью Станиславу Говорухину в 1992 году. — <…> В тех же самых кабинетах буквально те же самые рожи сидят, только повесили другую табличку".

Но у человека, который прошел войну, лагеря, смертельно опасную болезнь и сумел при этом не ожесточиться и не сломиться, конечно же, все-таки был свой рецепт, как пережить сложные времена. Самые безнадежные периоды Солженицын воспринимал как временное испытание.

Когда я спросил Александра Исаевича, что поддерживало его, когда он понял все, что ему предстоит пережить, он ответил: чувство справедливости и вера в то, что она состоится", — вспоминает Евгений Миронов.

Впрочем, по Солженицыну, важно не только верить в справедливость как в нечто абстрактное, но и в первую очередь начинать с себя и воспитывать в себе чувство справедливости.

"В Наш Двадцатый век мы провалились в такие глубины бытия, в такие бездны, что дать это условие: "любовь все спасет" — это значит: вот сразу прыгай аж туда, сразу поднимись на весь уровень <…> Сегодняшнему человечеству сказать: "любите друг друга" — ничего не выйдет, не полюбят. Не спасутся любовью. Надо обратиться к каким-то промежуточным, более умеренным призывам. <…> хотя бы не действовать против справедливости. Вот как ты понимаешь справедливость, хотя бы ее не нарушай. Не то что — люби каждого, но хотя бы не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе. Не делай такого, что нарушает твою совесть".

    

      

Над проектом работали:

Автор: Дарья Бурлакова

Редактор: Александр Бычков

Бильд-редактор: Павел Куколев

Креативный продюсер: Владислав Важник

Дизайнеры: Екатерина Седогина, Ольга Ивакова

Разработчик: Андрей Горошевский

 

В материале использованы фотографии: Фотохроника ТАСС, Роман Канащук/ТАСС, личный архив Наталии Солженицыной.

ТАСС выражает благодарность Фонду Солженицына и лично Наталии Дмитриевне Солженицыной за помощь в подготовке проекта, а также за предоставление рукописей романа "Красное Колесо", которые публикуются впервые.

Источники:

1. Солженицын А.И. Публицистика: В 3 т. Т.3. — Ярославль. — Т.3: Статьи, письма, интервью, предисловия. — 1997. — 560 с.

2. Документальный фильм Александра Сокурова "Беседы с Солженицыным".

© ТАСС, 2018

 

Это интересно
+5

17.12.2018
Пожаловаться Просмотров: 1296  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены