Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
56177 участников
Администратор Елена
Модератор ViktoR

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Художник Филипп Малявин (1869 – 1940). Весь секрет живописи — в правде

 

художник Филипп Малявин картины – 01

Автопортрет

 

Русский и советский художник Филипп Малявин писал свои картины на стыке «модерна», «импрессионизма» и «экспрессионизма». Русский самородок из бедной крестьянской семьи, который отправился в Грецию на собранные земляками средства, чтобы учиться церковной живописи.

 

Художник Филипп Андреевич Малявин родился в октябре 1869 года в селе Казанка Бузулукского уезда Самарской губернии в многодетной бедной семье государственных крестьян. Рисовать начал в возрасте 4 – 5 лет. Много лет спустя Малявин вспоминал:

Я бегал собирал угли, и рисовал везде — на стенках, на колесах, на воротах и даже на золе.

А ещё маленький Филипп увлёкся лепкой и с большим удовольствием одаривал односельчан глиняными фигурками зверюшек и птиц.

Дед будущего художника был известным сельским мастером резьбы по дереву и с удовольствием занимался с талантливым внуком. И именно дедушка подарил Филиппу первые карандаши.

Соседи, видя безусловный талант мальчика, уговаривали Андрея Ивановича, отца Филиппа, отдать сына в обучение художествам, но бедный крестьянин только ворчал:

Из крестьян, да ещё из почти нищих, учёных не бывает.

Поддерживала отца и мать, Домна Климовна, которая не желала, чтобы сын уезжал из родительского дома:

Из дома отдают только сирот.

 

художник Филипп Малявин картины – 02

Россия-матушка

 

Маленький Филипп Малявин выделялся из среды крестьянских детей не только талантом художника, но и изрядным умом – он буквально за один год научился писать и читать. Поскольку в деревне из предметов искусства будущему художнику были доступны только образа святых в сельской церкви, то вполне естественно, что Филипп загорелся мечтой стать иконописцем, и изучать иконопись в мастерской на Святой горе, в Афоне.

Когда Малявину исполнилось 16 лет, в село, навестить родственников, приехал афонский монах, который и взялся доставить Филиппа до Святой горы – средства на поездку подростка в Грецию собирало всё село. Односельчане, как могли, поддержали подрастающий талант.

Так Малявин оказался в Греции, в монастыре Святого Пантелеймона, где прилежно учился и трудился в иконописной мастерской до 1892 года, когда на Святую гору заехал известный русский скульптор Беклемишев. Скульптор был настолько поражён работами молодого послушника, особенно морским этюдом, что убедил монастырскую братию дать талантливому иконописцу вольную, увёз Филиппа в Петербург, помог поступить в Академию и, на первое время, поселил афонского иконописца в своих апартаментах.

 

художник Филипп Малявин картины – 03

Портрет скульптора Беклемишева

 

Малявин резко выделялся среди студентов академии. Сокурсница Филиппа Андреевича Анна Остроумова-Лебедева вспоминала:

Я держала вместе с ним экзамен в академию. Во время работы мой внимание было зацеплено странной фигурой. Юноша в какой-то необычной одежде. Похоже на монашеский подрясник. На голове шапочка в виде скуфейки, низко надвинутая на глаза. Из-под неё висели длинные волосы до плеч. Лицо плоское, скуластое, корявое. Брови опущены к вискам. Светлые, небольшие глаза. Лицо монашка, книгоноши. Простецкое лицо.

 

художник Филипп Малявин картины – 04

Портрет художницы Анны Остроумовой-Лебедевой

 

Второй раз я увидела его в классах академии. Я рисовала недалеко от него.
Перед началом занятий он, ни с кем не здороваясь, с опущенными глазами, прошёл к своему месту и тихонько стал развёртывать свой рисунок. Потом, оглянувшись кругом, он торопливо перекрестился, что-то бормоча про себя, перекрестил рисунок и принялся за работу.

В первый же год, после лета, он привёз отличные этюды своей матери, сестры с книгой… и отца.

 

художник Филипп Малявин картины – 05

Портрет А.И. Малявина, отца художника

 

…Малявин страшно одарённой человек. Без образования, из крестьянской среды и выросший впоследствии среди беспутных монахов Афона. Он остался, несмотря на это, таким свежим, чистым, непосредственным. Как в нём сильны такт и врождённое чувство ко всему прекрасному! Здесь он проявляет себя тонким и глубоким наблюдателем и психологом.

В этот период в Академии была проведена реформа и было создано Высшее художественное училище. Вот в это училище и был определён Малявин, в мастерскую И. Репина, где в то время учились И.Э. Грабарь, К.А. Сомов, А.П. Остроумова, Е.М Мартынова, А.И. Тхоржевская.

Необходимо отметить, что Филипп Малявин поразил своих сокурсников и педагогов не только монашеской внешностью и кротким нравом, но и невероятной способностью к обучению – программу головного класса «монашик» освоил за два месяца, за следующие два месяца окончил фигурный класс. И писал свои картины с невероятной стремительностью. Художник Грабарь вспоминал, как Малявин писал его портрет на одном из уроков в мастерской Репина:

Однажды он принес свой ящик с красками и, подойдя ко мне, просил попозировать ему для портрета. Я только что укрепил на мольберте подрамник высокого и узкого формата с новым холстом, чтобы начать этюд натурщика. Малявин попросил у меня взаймы подрамник и в один сеанс нашвырял портрет, который произвел сенсацию в Академии. Портрет был закончен в один присест, и это так всех огорошило, что на следующий день сбежались все профессора смотреть его; пришел и Репин, долго восхищавшийся силой лепки и жизненностью портрета.

 

художник Филипп Малявин картины – 06

Портрет художника Игоря Эммануиловича Грабаря

 

Будучи учеником Репина Малявин пишет несколько работ, которые создают ему имя в мире живописи. Три ранние работы молодого художника выставляются в салоне Московского общества любителей художеств и два полотна приобретает Третьяков для своей знаменитой коллекции.

Филипп Андреевич начал получать заказы и написал несколько весьма эффектных картин: «Портрет баронессы Вольф», «Портрет госпожи Поповой», «Мальчик в матроске» и т.д.

Однако, именно в этот весьма благополучный период художник находит «свою тему» и постепенно удаляется от академических портретов в скандальным, взрывоопасным и монументальным полотнам о крестьянской жизни. И его дипломная работа «Смех» стала настолько скандальной, что только благодаря хлопотам Репина автор скандального полотна сумел получить заветный диплом. И не за «Смех», а за написанный на скорую руку портрет мальчика.

 

художник Филипп Малявин картины – 07

Смех

 

Впрочем, через год, в 1900 году, картина «Смех» получила золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. И Малявин стал уже европейской знаменитостью.

В 1901 году «Смех» выставили на Четвёртой международной выставке в Венеции, где полотно было приобретено итальянским правительством для Международной галереи современного искусства.

За следующие пять лет «кроткий монашик» сумел стать солидной величиной в мире живописи, обзавёлся солидной клиентурой и получал такие же солидные гонорары за своё творчество.

В 1906 году Филипп Андреевич Малявин получил звание академика и на три года уехал в заграничное турне. Современники вспоминали, что эта заграничная поездка сильно повлияла на «странного» художника.

Анна Остроумова-Лебедева встретилась с Малявиным в Париже и не узнала своего тихого богобоязненного сокурсника:

Однажды он пришел к нам и удивил своей внешностью „европейца“. Был он в пальмерстоне, на голове цилиндр, из-под которого висели длинные пряди неподстриженных волос, на руках ярко-рыжие перчатки, такие же башмаки. Все это висело на нем мешковато и нелепо. В своем желании приодеться он был наивен и трогателен. Возвращались мы в Россию вместе. Он нас смешил и конфузил своим поведением в вагоне. Вез он с собою несколько деревянных змей. Они, если их взять за хвост, держались горизонтально в воздухе и при этом изгибались движением, очень похожим на живых змей. Малявин высовывал сбоку или сверху к соседям такую шевелящуюся змею, и, когда какой-нибудь почтенный немец или немка начинали визжать, он хохотал во все горло. Мы его никак не могли унять, и он, как мальчишка, веселился от всей души.

 

художник Филипп Малявин картины – 08

Автопортрет

 

Из зарубежной поездки Малявин вернулся известным и весьма обеспеченным художником. Вскоре он женился на бывшей вольнослушательнице Академии и ученице И.Е. Репина мещанке Наталии Новак-Савич, купил усадьбу под Рязанью, где и жил, практически безвыездно, со своим семейством (у художника родилось две дочери). И не забывал регулярно «производить» свои взрывные и монументальные, как по содержанию, так и по размерам портреты своих обожаемых «крестьянских муз».

В 1903 году Малявин вошёл в новое выставочное объединение «Союз русских художников», а в 1906 году представил на выставку «Мира искусств» полотно «Вихрь». Про малявинский «Вихрь» художественный критик Сергей Глаголь написал:

Вихрь производил впечатление красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами. Краски горят. Долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе.

 

художник Филипп Малявин картины – 09

Вихрь

 

Нужно ли говорить, что «Вихрь» прямо на выставке был выкуплен Третьяковм для своего музея.

После череды революций 1917 года Малявин пытался работать в новых условиях, занимался культурно-просветительской деятельностью среди крестьян, открыл картинную галерею в Рязани, преподавал в свободных художественных мастерских и даже провёл, в 1919 году персональную выставку в Рязани. Выставка прошла с большим успехом и художника пригласили в Москву, где Филипп Андреевич выполнил большое количество натурных зарисовок В.И. Ленина, написал несколько портретов революционных вождей – эти работы были выставлены на выставке «Ассоциации художников революционной России» в 1922 году.

 

художник Филипп Малявин картины – 10

Луначарский, Ленин и Троцкий

 

художник Филипп Малявин картины – 11

В.И. Ленин

 

Рязанское имение художника было национализировано ещё в 1918 году (большую часть своих картин Малявин сумел переправить за границу ещё до конфискации), и после выставки 1922 года художник получил разрешение выехать, вместе с семьёй, за границу для организации передвижных выставок своих картин.

В СССР Малявин возвращаться не спешил, но и связей с родиной не рвал – периодически присылал свои картины для советских выставок.

Семья Малявиных изначально обосновалась в Париже, а в конце двадцатых годов перебралась в Ниццу. До 1939 года художник провёл несколько персональных выставок (не меньше десятка) в европейских столицах.

 

художник Филипп Малявин картины – 12

Качели

 

В 1940 году Малявин оказался в оккупированном нацистами Брюсселе и был арестован, как шпион. Художника продержали некоторое время в гестапо, а потом отпустили. Семидесятилетний Филипп Андреевич пришёл во Францию пешком. Арест и долгая трудная зимняя дорога подорвали жизненные силы художника и в декабре 1940 года Малявина не стало. Похоронили живописца на Русском кладбище Кокад в Ницце.

Говорят, что один из рисунков Малявина приобрёл Пикассо. И когда великого художника спросили, что он думает о русской живописи, то Пабло показал искусствоведу Алпатову рисунок Малявина и восторженно заявил:

Посмотрите на этот портрет Ленина – вот живой и подлинный Ленин!

Закончить рассказ о Филиппе Андреевиче Малявине хотелось бы «главным секретом живописи» от великого художника:

Не надо обращать внимание на краски, на тона, на лепку, на рисунок; вы обнимите весь предмет одним глазом и вникните в его характер, в его дух и, когда вы что-то уловите, выносите это на холст, не думая о том, что тона грязны, темны или не те. Дело не в красках, а в правде.

 

художник Филипп Малявин картины – 13

Катание на санях

 

О живописи и творчестве

Это интересно
+21

11.11.2019
Пожаловаться Просмотров: 2257  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены